г. Тюмень |
|
18 ноября 2021 г. |
Дело N А03-8595/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медресурс" на решение от 18.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Трибуналова О.В.) и постановление от 26.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А03-8595/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медресурс" (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 50, квартира 12, ИНН 5403012752, ОГРН 1165476052785) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Пашкова Е.Н.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Медресурс" - Чурсина Ю.Г. по доверенности от 01.12.2020,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Боенко А.В. по доверенности от 26.07.2021, Наумов А.А. по доверенности от 26.07.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медресурс" (далее - общество, ООО "Медресурс") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 03.06.2020 N 022/04/14.32-120/2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 1 064 685 руб.
Решением от 18.06.2021 Арбитражный суд Алтайского края изменил оспариваемое постановление антимонопольного органа в части назначения административного наказания, определив обществу меру ответственности в виде административного штрафа в размере 532 342,50 руб.
Постановлением от 26.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Медресурс" просит отменить принятые по делу судебные акты и признать оспариваемое постановление управления незаконным.
По мнению общества, судами не учтено, что антимонопольным органом допущены процессуальные нарушения при привлечении к административной ответственности, а также наличие оснований для снижения размера назначенного административного штрафа до 100 000 руб.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, решением антимонопольного органа от 27.11.2019 N 022/01/11-493/2019 ООО "Медикал Групп" и ООО "Медресурс" признаны нарушившими требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании данного решения уполномоченными должностными лицами управления составлен протокол об административном правонарушении от 25.02.2020 и вынесено постановление от 03.06.2020 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 1 064 685 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Медресурс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленное требование частично, суды первой инстанции и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и соблюдения управлением порядка привлечения его к административной ответственности, однако сочли возможным изменить оспариваемое постановление в части размера административного штрафа, уменьшив его в два раза на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Из пунктов 2 и 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган устанавливает факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу, или его представителя, а также выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Из материалов дела следует, что представитель ООО "Медресурс" в рассмотрении дела об административном правонарушении (03.06.2020) не участвовал; определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела от 06.05.2020 N 1993/5, содержащее сведения о дате и времени рассмотрения административного дела, было направлен обществу 08.05.2021 заказным письмом (почтовый идентификатор 80080748809277) и по информации с сайта Почты России получено им 19.06.2020, то есть после рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, 03.06.2020 у антимонопольного органа не имелось оснований для рассмотрения дела N 022/04/14.32-120/2020 об административном правонарушении в связи с отсутствием данных о надлежащем извещении общества о месте и времени рассмотрения дела.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что судами не исследовался вопрос извещения общества о дате и времени рассмотрения административного дела иными способами, в частности, факсом, телеграммой, телефонограммой, по электронной почте, решение от 18.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 26.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду надлежит в порядке статьи 71 АПК РФ устранить указанные в настоящем постановлении недостатки и принять по делу судебный акт, отвечающий требованиям действующего законодательства.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 26.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8595/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1 статьи 25.15 КоАП РФ).
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 ноября 2021 г. N Ф04-6491/21 по делу N А03-8595/2020
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6791/2021
18.11.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6491/2021
26.08.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6791/2021
18.06.2021 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-8595/20