г. Тюмень |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А45-9753/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Киричёк Ю.Н. рассмотрел кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Салапановой Лидии Викторовны на решение от 19.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-9753/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Салапановой Лидии Викторовны (ОГРНИП 316547600155410) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании незаконным постановления от 06.04.2021 N054/04/9.21-505/2021.
Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "М-ЭнергоСеть" (630054, город Новосибирск, улица Станиславского, дом 18/1, помещение 162, ИНН 5404052324, ОГРН 1175476012843).
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Салапанова Лидия Викторовна (далее - предприниматель, ИП Салапанова Л.В.) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 06.04.2021 N 054/04/9.21-505/2021, которым общество с ограниченной ответственностью "М-ЭнергоСеть" (далее - ООО "М-ЭнергоСеть", общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "М-ЭнергоСеть".
Решением от 19.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприниматель просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм права, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для отмены оспариваемого постановления административного органа в целях дальнейшего осуществления должностными лицами управления производства по делу об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам рассмотрения обращения ИП Салапановой Л.В. административным органом в отношении ООО "М-ЭнергоСеть" было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам нарушения требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Постановлением от 06.04.2021 N 054/04/9.21-505/2021 управление привлекло третье лицо к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, назначив наказание с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Возражая против указанного постановления в связи с мягкостью назначенного административного наказания, ИП Салапанова Л.В. обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Рассмотрев заявление предпринимателя, суд первой инстанции указал на отсутствие у административного органа правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения, однако учитывая недопустимость ухудшения положения лица, привлекаемого к административной ответственности, отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для отмены оспариваемого постановления в связи с мягкостью назначенного административного наказания.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
Частью 1 стать 9.21 КоАП РФ предусмотрено, что за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается наличие в деянии третьего лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исследовав о ценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "М-ЭнергоСеть" ранее уже привлекалось к административной ответственности, в связи с чем не может быть признано впервые совершившим административное правонарушение.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у административного органа законных оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ при избрании меры ответственность за допущенное третьим лицом правонарушение.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, действующим законодательством не предусмотрена возможность арбитражного суда вынести судебный акт, который будет фактически ухудшать положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии со статьей 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25, пункте 4 части 1 статьи 227 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Оспаривая выводы судов, предприниматель указывала на необходимость применения в рассматриваемом случае положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Суд округа отклоняет указанный довод как основанный на неверном толковании действующего законодательства в силу следующего.
Как уже было указано, пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случае установления по результатам рассмотрения жалобы потерпевшего наличия существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, постановление подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу.
Вместе с тем, частью 2 статьи 211 АПК РФ закреплено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом у арбитражного суда отсутствуют законные основания для отмены постановления и направления его на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции, арбитражный суд в случае установления нарушений порядка назначения административного наказания вправе изменить оспариваемое постановление, при условии соблюдения предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ требований о недопущении усиления административного наказания или иного ухудшения положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При этом ссылка подателя кассационной жалобы на то, что в заявлении отсутствовало требование об изменении оспариваемого постановления, а также на отсутствие у арбитражного суда полномочий по изменению постановления о назначении административного наказания отклоняется судом округа как основанная на неверном толковании действующего законодательства, поскольку частью 2 статьи 211 АПК РФ прямо предусмотрена возможность вынесения решения об изменении решения административного органа о привлечении к административной ответственности, в то время как согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании такого решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о том, что в рассматриваемом случае изменение назначенного управлением административного наказания в виде предупреждения на более тяжкое наказание - административный штраф недопустимо, поскольку оно будет ухудшать положение лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и противоречить общим целям и задачам административного производства, а также положениям пункта 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Довод подателя кассационной жалобы о необходимости отмены спорного постановления в целях предоставления управлению возможности для назначения более строго административного наказания со ссылкой на положения пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) отклоняется судом округа в силу следующего.
Согласно пункту 11 Постановления N 10 суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Вместе с тем, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, принятие арбитражным судом решения о признании незаконным и об отмене постановления административного органа не по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, не свидетельствует о возникновении у административного органа обязанности по возбуждению на основании данного судебного акта нового дела об административном правонарушении, а также не дает законных оснований для возобновления производства по делу об административном правонарушении, рассмотрение которого было завершено вынесением отменного постановления.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного предпринимателем требований о признании незаконными оспариваемого постановления административного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Согласно положениям части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь частью 5.1. статьи 211, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.07.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9753/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 11 Постановления N 10 суду необходимо исходить из того, что после принятия им решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, в силу статьи 29.9 КоАП является неправомерным дальнейшее осуществление административным органом производства по этому делу (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.).
Вместе с тем, вопреки позиции подателя кассационной жалобы, принятие арбитражным судом решения о признании незаконным и об отмене постановления административного органа не по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ, не свидетельствует о возникновении у административного органа обязанности по возбуждению на основании данного судебного акта нового дела об административном правонарушении, а также не дает законных оснований для возобновления производства по делу об административном правонарушении, рассмотрение которого было завершено вынесением отменного постановления.
...
Согласно положениям части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2021 г. N Ф04-6290/21 по делу N А45-9753/2021