г. Тюмень |
|
19 ноября 2021 г. |
Дело N А46-325/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Демидовой Е.Ю., Севастьяновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Гайшун И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение от 12.05.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Пермяков В.В.) и постановление от 19.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Грязникова А.С., Воронов Т.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-325/2021 по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (644024, г. Омск, ул. Краснофлотская, д. 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом4" (644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 43, литер А, ИНН 5507264377, ОГРН 1185543025250), обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом3" (644073, г. Омск, ул. 2-я Солнечная, д. 43, литер А, ИНН 5507264391, ОГРН 1185543025348) о взыскании задолженности.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Баландин В.А.) в заседании участвовал представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Анненкова В.А. по доверенности от 01.10.2021 N ИСХДИО13136 (срок действия 1 год), представлено служебное удостоверение N 328/20.
Суд установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее -Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом4", обществу с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом3" (далее - ООО СЗ "Московка-дом4", ООО СЗ "Московка-дом3", ответчики) о взыскании задолженности за фактическое использование земельных участков в период с 07.03.2020 по 25.10.2020 в сумме: 117 846 руб. 68 коп. - с ООО СЗ "Московка-дом3" (земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6079), 112 631 руб. 16 коп. - с ООО СЗ "Московка-дом4" (земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6080).
Решением от 12.05.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично: с ООО СЗ "Московка-дом3" в пользу Департамента взыскана задолженность по договору аренды от 01.02.2013 N ДГУ/13-3077-Л-32-А за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6079 за период с 07.03.2020 по 25.10.2020 в размере 47 421 руб. 18 коп.; с ООО СЗ "Московка-дом4" в пользу Департамента взыскана задолженность по договору аренды от 01.02.2013 N ДГУ/13-3077-Л-32-А за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6080 за период с 07.03.2020 по 25.10.2020 в размере 45 322 руб. 56 коп. В удовлетворении остальной части требований отказано. С ООО СЗ "Московка-дом3", ООО СЗ "Московка-дом4" в доход федерального бюджета взыскано 1 825 руб. и 1 762 руб. государственной пошлины соответственно.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, требования удовлетворить полностью.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: невозможность применения положений о регулируемой цене не подтверждена, если размер арендной платы не был установлен по результатам торгов для договоров, заключенных на торгах, то он может быть рассчитан в соответствии с нормативными правовыми актами; положения ранее заключенного договора в редакции дополнительных соглашений распространяются на новых арендаторов; сторонами согласована возможность расчета арендной платы на основании нормативных правовых актов, что свидетельствует о возможности применения для арендных правоотношений положений о регулируемой цене, соответствующее условие договора об изменении формулы расчета в силу положений закона считается согласованным сторонами с момента вступления в силу положения нормативного правового акта, предусматривающего такое изменение, что соответствует сложившейся в Западно-Сибирском судебном округе судебной практике; для расчета размера арендной платы в спорном периоде подлежали применению положения постановления Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п.
Поступивший в суд округа отзыв общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом4" на кассационную жалобу судом не учитывается в связи с отсутствием надлежащих доказательств его направления лицам, участвующим в деле (часть 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Департамента поддержал ранее изложенную правовую позицию, просил судебные акты отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Главным управлением по земельным ресурсам Омской области и обществом с ограниченной ответственностью "Спектр Плюс" на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства от 14.01.2013 N 2-1, состоявшегося 14.01.2013 (далее - аукцион) по адресу: г. Омск, ул. Красногвардейская, д. 42, заключен договор от 01.02.2013 N ДГУ/13-3077-Л-32-А (далее - договор) аренды земельного участка сроком на 7 лет для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 06.03.2013.
Предметом договора согласно пунктам 1.1, 1.1.1, 1.1.2 договора является земельный участок, государственная собственность на который не разграничена на территории города Омска, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 49 676 кв. м, с кадастровым номером 55:36:170110:3379, местоположение участка: установлено примерно в 278 м северо-восточнее относительно многоэтажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, просп. Сибирский, д. 20/1.
По условиям пункта 5.1 договора аренды размер ежемесячной арендной платы определяется согласно расчету арендной платы (приложение N 3 к договору) в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п.
Размер ежемесячной арендной платы подлежит изменению не чаще одного раза в год, в том числе в случае внесения изменений в порядок определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Омска (пункт 5.2.1 договора). В случае, указанном в пункте 5.2.1 договора, арендодатель заключает с арендатором дополнительное соглашение.
Согласно протоколу о результатах аукциона от 14.01.2013 N 2-1 и расчету к договору аренды от 01.02.2013 N ДГУ/13-3077-Л-32-А размер ежемесячной арендной платы за вышеуказанный земельный участок определен по формуле, установленной постановлением Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в сумме 5 713 руб. 21 коп.
По акту приема-передачи от 01.02.2013 Главное управление по земельным ресурсам Омской области передало ООО "Спектр Плюс" земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:3379 площадью 49 676 кв. м.
В соответствии с соглашением к договору аренды переданными в аренду ООО "Спектр Плюс" являются земельные участки с кадастровыми номерами: 55:36:170110:6079 площадью 6 435 кв. м, 55:36:170110:6080 площадью 6 157 кв. м, 55:36:170110:6081 площадью 6 577 кв. м, 55:36:170110:6082 площадью 89 кв. м, 55:36:170110:6083 площадью 3 450 кв. м, 55:36:170110:6084 площадью 8 988 кв. м, 55:36:170110:6085, площадью 6 504 кв. м, 55:36:170110:6086 площадью 80 кв. м, 55:36:170110:6087 площадью 6 901 кв. м, 55:36:170110:6088 площадью 4 495 кв. м, расположенные относительно ориентира (многоэтажного дома) с почтовым адресом: г. Омск, Ленинский административный округ, просп. Сибирский, д. 20/1.
Согласно уведомлению от 22.11.2013, поступившему в адрес Департамента, между ООО "Спектр Плюс" и ООО "Спектр Сити" заключен договор от 22.11.2013 уступки прав аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6083.
Из поступившего в адрес Департамента уведомления от 27.02.2014 следует, что между ООО "Инвест-М" и ООО "Спектр Сити" заключено соглашение от 27.02.2014 об уступке прав аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170110:6079, 55:36:170110:6080, 55:36:170110:6082, 55:36:170110:6084, 55:36:170110:6088.
Между Департаментом и ООО "Спектр Сити" заключено соглашение к договору аренды от 01.02.2013, в соответствии с которым размер ежемесячной арендной платы с 10.01.2015 составляет 7 203 руб. 23 коп.
Между ООО "Спектр Сити" и ООО "Московка-дом4" заключен договор от 27.09.2018 N 1 уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6080 площадью 6 157 кв. м.
Между ООО "Спектр Сити" и ООО "Московка-дом3" заключен договор от 27.09.2018 N 2 уступки права аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6079 площадью 6 435 кв. м.
В дальнейшем действие договора аренды прекращено.
Вступившим в законную силу решением от 13.07.2020 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4527/2020 признаны незаконными отказы Департамента, изложенные в письмах от 29.01.2020 NN ИсхДио/735, ИсхДио/730, ИсхДио/729, ИсхДио/737; Исх-ОГ-ДИО/140иир; на Департамент возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Московка-дом1", ООО "Московка-дом2", ООО "Московка-дом3", ООО "Московка-дом4", ООО "Спектр Сити" путём подготовки проектов договоров аренды испрашиваемых ими земельных участков, и направления их в месячный срок с предложением о заключении без проведения торгов.
По утверждению Департамента, в период с 07.03.2020 по 25.10.2020 земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:170110:6079 и 55:36:170110:6080 использовались ответчиками ООО СЗ "Московка-дом3" и ООО СЗ "Московка-дом4" без правовых оснований, в отсутствие заключенного договора.
Согласно расчету Департамента сумма задолженности за фактическое использование земельных участков составила: за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6079 в период с 07.03.2020 по 25.10.2020 - 117 846 руб. 68 коп. - с ООО СЗ "Московка-дом3"; за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6080 в период с 07.03.2020 по 25.10.2020 - 112 631 руб. 16 коп. - с ООО СЗ "Московка-дом4". При расчете размера арендной платы Департамент руководствовался постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п.
Претензиями от 05.11.2020, 10.11.2020 N Исх-ДИО/11227, N ИсхДИО/10982 Департамент направил в адрес ответчиков с требования о погашении задолженности за фактическое использование земельных участков.
Оставление требований без удовлетворения послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд к ООО СЗ "Московка-дом3" и ООО СЗ "Московка-дом4" с иском о взыскании задолженности за фактическое использование земельных участков в период с 07.03.2020 по 25.10.2020 в сумме: 117 846 руб. 68 коп. с ООО СЗ "Московка-дом3" (земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6079), 112 631 руб. 16 коп. с ООО СЗ "Московка-дом4" (земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6080).
Руководствуясь статьями 22, 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 309, 384, 421, 424, 447, 614, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), учитывая, что в настоящем случае размер арендной платы не является регулируемым, поскольку определен по результатам торгов, из содержания протокола по результатам торгов не следует возможность изменения порядка определения арендной платы, приняв во внимание установленные в рамках дела N А46-4320/2017 обстоятельства как преюдициальные, исходя из отсутствия возможности изменения размера арендной платы без подписания дополнительного соглашения, суды пришли к выводу о необходимости применения при расчете размера оплаты за фактическое использование земельных участков положений постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, в связи с чем признали требования Департамента подлежащими удовлетворению в части в размере 47 421 руб. 18 коп. в отношении ООО СЗ "Московка-дом3", 45 322 руб. 56 коп. в отношении ООО СЗ "Московка-дом4". Доводы Департамента о необходимости применения в расчете размера арендной платы положений постановления Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п, действующего в спорный период, судами отклонены.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В пункте 2 статьи 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции до 01.03.2015) определено, что предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:170110:6079 и 55:36:170110:6080, о взыскании платы за фактическое пользование которыми заявлено Департаментом, образованы из земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:3379 площадью 49 676 кв. м, предоставленного первоначальному арендатору для комплексного освоения в целях жилищного строительства по результатам проведения аукциона.
Согласно пункту 8 статьи 448 ГК РФ условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, в том числе по основаниям, установленным законом, а также по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды от 01.02.2013) в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта.
Из системного толкования перечисленных норм следует, что аренда, являясь обременением всего земельного участка на определенных условиях, сохраняет свою силу на тех же условиях также и в отношении новых земельных участков, образованных в границах арендованного обществом земельного участка.
Следовательно, предоставленное подпунктом 5 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ право лицу, с которым был заключен договор аренды предоставленного для комплексного освоения территории земельного участка, на заключение договора аренды образованного из него участка без торгов, не означает, что существенные условия землепользования, которыми, в рассматриваемом случае, является методика определения арендной платы, могут по своей сути отличаться от определенной по результатам проведения торгов.
По общим правилам земельного законодательства земельные участки для жилищного строительства могут быть предоставлены только по результатам проведения торгов.
Согласно пункту 18 Постановления N 73 и по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если он определяется по результатам проведения торгов.
Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, в период проведения аукциона в отношении аренды участка с кадастровым номером 55:36:170110:3379, регулировались статьей 38.2 ЗК РФ, которой до 01.03.2015 предусматривалось, что аукцион проводится в соответствии со статьей 38.1, с учетом положений статьи 38.2 ЗК РФ.
Согласно статье 38.1 ЗК РФ начальная цена предмета аукциона представляет собой начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 7), результаты аукционов оформляются протоколом, в котором указываются цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы (подпункт 3 пункта 24).
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - постановление Пленума N 73) разъяснено, что судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.
Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 ЗК РФ). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (пункт 19 постановления Пленума N 73).
Если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды (пункт 20 постановления Пленума N 73).
На основании приведенных правовых положений, учитывая, что в отношении земельных участков, образованных из исходного, предоставленного на торгах в целях комплексного освоения для целей жилищного строительства, не подлежит изменению методика определения размера арендной платы, то в том случае, когда аукционом определялся размер платы за право аренды - нерегулируемая цена, а размер арендной платы устанавливался в соответствии с нормативным правовым актом, то есть по правилам регулируемой цены, то и в отношении земельных участков, образованных из исходного, также сохраняются правила определения регулируемого размера арендной платы.
Как следует из материалов настоящего дела, условиями протокола N 2-1 о результатах аукциона от 14.01.2013 на право заключения договора аренды был установлен размер платы за право аренды 28 170 000 руб. (нерегулируемая цена), при этом размер ежемесячной арендной платы был определен в соответствии с Постановлением Правительства Омской области N 179-п.
Таким образом, в настоящем случае аукционом был определен размер платы за право аренды 28 170 000 руб. (нерегулируемая цена), при этом размер ежемесячной арендной платы установлен в соответствии с нормативным правовым актом в соответствующем субъекте (Постановлением Правительства Омской области N 179-п) в сумме 5 713 руб. 21 коп. за 1 кв. м земельного участка, то есть по правилам регулируемой цены. Поэтому в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:170110:6079 и 55:36:170110:6080, образованных из исходного, также сохраняются правила определения арендной платы исходя из регулируемого размера.
Изложенное не было учено судами первой и апелляционной инстанций при вынесении судебных актов и рассмотрении доводов Департамента о применении в расчете арендных платежей за период с 07.03.2020 по 25.10.2020 правил о регулируемом размере арендных платежей исходя из действующего нормативного правового акта на территории Омской области, а именно в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.12.2018 N 419-п "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Омской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, и внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 5 октября 2015 года N 275-п" (далее - Постановление N 419-п).
Ссылки судов на то обстоятельство, что между сторонами не было заключено дополнительное соглашение в связи с изменением порядка определения арендных платежей (принятие иного нормативного правового акта на территории Омской области в отношении арендной платы за пользование публичными землями), предусмотренное пунктом 5.2.1 договора аренды от 01.02.2013, прямо противоречат положению пунктов 19, 20 постановления Пленума N 73 о том, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Указанные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции оценены неверно, в связи с чем выводы судов о необходимости определения размера арендной платы по нерегулируемой цене, согласованной сторонами в договоре, а именно рассчитанной на основании не действующего в спорный исковой период постановления Правительства Омской области от 29.10.2008 N 179-п, не могут быть признаны законными и обоснованными.
Доводы ответчиков о том, что плата за фактическое пользование земельными участками не может рассчитываться по Порядку, определенному исходя из Постановления N 419-п, поскольку указанный Порядок подлежит применению к земельным участкам, предоставленным без торгов, подлежат отклонению, поскольку вступившим в законную силу решением по делу N А46-4527/2020 признаны незаконными отказы Департамента в заключении с ответчиками договоров аренды на испрашиваемые спорные земельные участки, на Департамент возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов ответчиков путем подготовки проектов договоров аренды без проведения торгов.
Ссылки судов на преюдициальный характер судебных актов по делу N А46-4320/2017, поскольку предметом указанного спора также являлся договор аренды от 01.02.2013, подлежат отклонению судом округа, так как указанный судебный акт принят в отношении иного арендатора за иной исковой период, а также с учетом иной совокупности обстоятельств дела.
Указанные положения не были учтены судами при вынесении решения и судебного постановления, в связи с чем принятые судебные акты не могут быть признаны судом округа законными и обоснованными.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене принятых по делу решения и постановления и возможности принятия нового судебного акта по делу - об удовлетворении исковых требований Департамента в полном объеме.
Размер платы за фактичекское пользование земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:170110:6079 и 55:36:170110:6080 за период с 04.04.2020 по 30.04.2020 правомерно рассчитан Департаментом в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Приложения к Порядку, утвержденного постановлением N 419-п, следующим образом (для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства): размер арендной платы для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, определяется в размере земельного налога по следующей формуле:
Ап = Нз, где Ап - размер годовой арендной платы, Нз - размер земельного налога.
Размер земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6079 рассчитывается по формуле:
Нз = Кс x Ст x Кф, где Нз - размер земельного налога, Кс - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6079 площадью 6 435 кв. м, равная 25 022 240 руб. 10 коп.; Кф - повышающий коэффициент, равный 4 (пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), Ст - ставка земельного налога, равная 0,3% (подпункт 1 пункта 2 решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска").
Таким образом, размер ежемесячной платы за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6079 за период с 07.03.2020 по 30.04.2020 составляет 25 022 руб. 24 коп.
Размер ежемесячной платы за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6080 за период с 07.03.2020 по 30.04.2020 исходя из кадастровой стоимости земельного участка (Кс) равной 23 914 834 руб. 69 коп., повышающего коэффициента (Кф) 4 (пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), ставки земельного налога в размере 0,3% (Ст) с учетом приведенной формулы составляет 23 914 руб. 83 коп.
Размер платы за фактичекское пользование земельными участками с кадастровыми номерами 55:36:170110:6079 и 55:36:170110:6080 за период с 01.05.2020 по 25.10.2020 правомерно рассчитан Департаментом исходя из пункта 7 Порядка на основании кадастровой стоимости земельного участка по формуле:
Ап= Кс x Кл, где Ап - размер годовой арендной платы, Кс - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6080 площадью 6 157 кв. м, равная 23 914 834 руб. 69 коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6079 площадью 6 435 кв. м, равная 25 022 240 руб. 10 коп., Кл - льготный коэффициент, равный 0,6% (пункт 4.1 Порядка).
Таким образом, размер ежемесячной арендной платы за период с 01.05.2020 по 25.10.2020 за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6080 составляет 11 957 руб. 42 коп., а за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6079 - 12 511 руб. 12 коп.
С учетом проведенных расчетов, которые суд округа признает правомерными по примененным формулам с составляющими для расчета (показания коэффициентов, ставки земельного налога, размеры кадастровой стоимости земельных участков) за исковой период с 07.03.2020 по 25.10.2020 подлежат взысканию: с ООО "Московка-дом 3" в пользу Департамента за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6079 в размере 117 846 руб. 68 коп.; с ООО "Московка-дом4" в пользу Департамента за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6080 за период с 07.03.2020 по 25.10.2020 в размере 112 631 руб. 16 коп.
Учитывая удовлетворение исковых требований Департамента в полном объеме и освобождение истца от оплаты государственной пошлины, с общества "Московка-дом3" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 4 532 руб., с "Московка-дом4" в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 4 379 руб. в порядке статьи 110 АПК РФ.
С учетом удовлетворения кассационной жалобы, отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций, освобождение Департамента от оплаты госпошлины по апелляционной и кассационной жалобам, с ответчиков в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в общем размере 6 000 руб. в порядке статьи 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-325/2021 отменить.
Принять новый судебный акт.
Исковые требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом 3" (ИНН 5507264391, ОГРН 1185543025348) в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) задолженность за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6079 за период с 07.03.2020 по 25.10.2020 в размере 117 846 руб. 68 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Московка-дом4" (ИНН5507264377, ОГРН 1185543025250) в пользу Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) задолженность за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6080 за период с 07.03.2020 по 25.10.2020 в размере 112 631 руб. 16 коп.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом3" (ИНН 5507264391, ОГРН 1185543025348) в доход федерального бюджета 4 532 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Московка-дом4" (ИНН 5507264377, ОГРН 1185543025250) в доход федерального бюджета 4 379 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Московка-дом3" и общества с ограниченной ответственностью "Московка-дом4" в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нз = Кс x Ст x Кф, где Нз - размер земельного налога, Кс - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:170110:6079 площадью 6 435 кв. м, равная 25 022 240 руб. 10 коп.; Кф - повышающий коэффициент, равный 4 (пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), Ст - ставка земельного налога, равная 0,3% (подпункт 1 пункта 2 решения Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска").
...
Размер ежемесячной платы за земельный участок с кадастровым номером 55:36:170110:6080 за период с 07.03.2020 по 30.04.2020 исходя из кадастровой стоимости земельного участка (Кс) равной 23 914 834 руб. 69 коп., повышающего коэффициента (Кф) 4 (пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации), ставки земельного налога в размере 0,3% (Ст) с учетом приведенной формулы составляет 23 914 руб. 83 коп.
...
решение от 12.05.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-325/2021 отменить."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2021 г. N Ф04-6653/21 по делу N А46-325/2021