г. Тюмень |
|
22 ноября 2021 г. |
Дело N А70-2290/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Демидовой Е.Ю.
Щанкиной А.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" на решение от 20.04.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 15.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-2290/2021 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" (625511, Тюменская обл., Тюменский р-н, с. Ембаево, ул. Трактовая, д. 15, ОГРН 1027200848806, ИНН 7224008489) к департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, д. 30, корп. 1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) о признании недействительным отказа.
В заседании принял участие представитель департамента имущественных отношений Тюменской области - Александрова О.В. по доверенности от 13.07.2021.
Суд установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Ембаевский" (далее - СПК "Ембаевский", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 11.12.2020 N 1614-о, в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:214 в собственность за плату, обязании в течение 30 дней осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:214 в трех экземплярах и направить проект договора для подписания.
Решением от 20.04.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 15.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
СПК "Ембаевский" обратился с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, считая их незаконными, заявленные требования кооператива удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы приведены следующие доводы: право постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым участком существует, без прекращения права постоянного (бессрочного) пользования не может быть ограничений в реализации права кооператива на выкуп такого земельного участка; департамент не вправе повторно отказывать по новым основаниям и использовать при этом новую информацию; отказ, изложенный в письме от 27.12.2019 N 191227013/10-2, решением суда по делу N А70-4765/2020 признан незаконным, в связи с чем повторный отказ также является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании постановления главы Тюменского района от 02.09.1992 N 566 коллективному сельскохозяйственному предприятию "Ембаевское" предоставлены земельные участки общей площадью 7 327 гектаров, в том числе 1 166 гектаров в бессрочное (постоянное) пользование, выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемое владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ-2-1700281.
На основании государственного акта N ТЮ-2-1700281 из земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:214.
В 2001 году проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, подготовлен межевой план, уточненные границы внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно приказу администрации Тюменского района от 05.03.1999 N 120 СПК "Ембаевский" создан в результате преобразования ТОО сельскохозяйственное предприятие "Ембаевское", которое, в свою очередь в силу постановления администрации Тюменского района от 31.03.1993 N 288 являлось правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия "Ембаевское".
Решением от 02.11.2018 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-17967/2017 СПК "Ембаевский" признан банкротом, в отношении должника введено конкурсное производство.
Конкурсный управляющий СПК "Ембаевский" Лосев В.А. с целью формирования конкурсной массы должника 16.12.2019 обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:214 в собственность за плату без проведения торгов.
В письме от 27.12.2019 N 191227013/10-2 заинтересованное лицо отказало в предоставлении земельного участка, указав на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:214 расположен за границами земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование СПК "Ембаевский" на основании государственного акта N ТЮ-2-1700281.
Кооператив оспорил данный отказ департамента в судебном порядке.
Решением от 18.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4765/2020, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, отказ департамента, изложенный в письме от 27.12.2019 N 191227013/10-2, признан недействительным, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПК "Ембаевский".
Впоследствии от заинтересованного лица поступил новый отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату от 11.12.2020 N 1614-о, в котором заинтересованное лицо указало, что департамент повторно рассмотрел заявление СПК "Ембаевский" от 17.12.2019 и на основании решения от 18.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4765/2020, выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 08.12.2020, письма департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени от 30.11.2020 N 14-08-013214/20 "О размещении объектов регионального, федерального и местного значения" пришел к выводу о наличии новых оснований для отказа в предоставлении земельного участка, а именно: земельный участок частично входит в границы территории, которая в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и с документами по планировке территории предназначена для размещения объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов является незаконным, СПК "Ембаевский" обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований кооператива, исходили из того, что земельный участок, о правопритязаниях на который заявлено кооперативом, частично расположен в границах проектируемых земельных участков общего пользования, предназначенных для размещения объектов местного значения (автодорога местного значения); доказательства, свидетельствующие об оспаривании кооперативом проекта межевания в данной части, равно как и признание указанного муниципального нормативного правового акта недействительным, не представлены; на момент обращения кооператива с заявлением о выкупе земельного участка спорный участок был отнесен к территориальной зоне Р-2, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство соответствующего объекта местного значения (автодороги местного значения), в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность в целях сельскохозяйственного производства.
Довод кооператива о невозможности повторного рассмотрения заявления и применении иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность апелляционный суд отклонил, поскольку решением суда от 04.08.2020 по делу N А70-4765/2020 на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:214 в собственность за плату без проведения торгов повторно, с учетом выводов, сделанных судом, что и было сделано департаментом.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
В соответствии с требованиями пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В силу положений статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Судами установлено, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской думы от 27.08.2008 N 9 (далее - Генеральный план города Тюмени), на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0103001:214 предусмотрено размещение объекта местного значения.
Согласно документации по планировке территории планировочного района N 2 "Тарманский", утвержденной постановлением главы города Тюмени от 22.10.2018 N 2-ПГ, земельный участок расположен в зоне улично-дорожной сети и зоне защитного озеленения.
Постановлением администрации города Тюмени от 06.09.2017 N 107 утверждены проекты межевания территорий элементов улично-дорожной сети в границах планировочных районов города Тюмени, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:214 частично входит в состав земельного участка :ЗУ 127, относящегося к земельным участкам (территории) общего пользования.
В проекте межевания территории определено местоположение образуемых и изменяемых земельных участков, а также установлены границы образуемых земельных участков; границы образуемых земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд; границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к имуществу общего пользования; границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования; границы изменяемых земельных участков; границы существующих земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд. Проектом межевания территории образование частей образуемых, изменяемых земельных участков не предусмотрено.
Согласно Генеральному плану города Тюмени испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:214 расположен в производственной зоне, в зоне озелененных территорий специального назначения и частично в зоне транспортной инфраструктуры (улицы и дороги местного значения), что подтверждается письмом департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени от 30.11.2020 N 14-08-013214/20 "О размещении объектов регионального, федерального и местного значения".
Согласно Правилам землепользования и застройки города Тюмени, утвержденным решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 N 154, земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2, в которой осуществление сельскохозяйственного производства не предусмотрено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:214, испрашиваемый кооперативом, частично расположен в границах проектируемых земельных участков общего пользования, предназначенных для размещения объектов местного значения (автодорога местного значения), при этом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании заявителем проекта межевания в данной части, оспаривании документации по планировке территории, как и признании указанного муниципального нормативного правового акта недействительным, поскольку на момент обращения СПК "Ембаевский" с заявлением о выкупе земельного участка спорный земельный участок был отнесен к территориальной зоне Р-2, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство соответствующего объекта местного значения (автодороги местного значения), в связи с чем с учетом положений пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен кооперативу в собственность, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований кооператива.
Таким образом, доводы подателя жалобы не опровергают выводы судов, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.04.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 15.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2290/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:214, испрашиваемый кооперативом, частично расположен в границах проектируемых земельных участков общего пользования, предназначенных для размещения объектов местного значения (автодорога местного значения), при этом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании заявителем проекта межевания в данной части, оспаривании документации по планировке территории, как и признании указанного муниципального нормативного правового акта недействительным, поскольку на момент обращения СПК "Ембаевский" с заявлением о выкупе земельного участка спорный земельный участок был отнесен к территориальной зоне Р-2, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство соответствующего объекта местного значения (автодороги местного значения), в связи с чем с учетом положений пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен кооперативу в собственность, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований кооператива."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 ноября 2021 г. N Ф04-5727/21 по делу N А70-2290/2021