г. Тюмень |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А70-20841/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Глотова Н.Б.,
судей Ишутиной О.В.,
Мелихова Н.В. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе на определение от 17.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Авхимович В.В.) и постановление от 12.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зюков В.А., Брежнева О.Ю., Дубок О.В.) по делу N А70-20841/2019 о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия "Ишимское" (ИНН 7217000190, ОГРН 1027201230671), принятые по результатам рассмотрения ходатайства конкурсного управляющего Лосева Вадима Анатольевича о разрешении разногласий и утверждении решения о списании имущества должника.
Суд установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Федерального государственного унитарного предприятия "Ишимское" (далее - предприятие "Ишимское", должник) его конкурсный управляющий Лосев Вадим Анатольевич (далее - управляющий) обратился в арбитражный суд с ходатайством о разрешении разногласий с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки) и Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Росимущество) об утверждении решения о списании имущества должника.
Определением от 17.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, по результатам разрешения разногласий утверждено решение о списании недвижимого имущества должника: силосная траншея, сооружение сельскохозяйственного производства, площадью 688,5 кв. м, адрес: Тюменская область, Ишимский район, юго-западнее деревня Мезенка, территория N 3, строение N 5; здание нежилое (зерносклад), площадью 1110,00 кв. м, адрес: Тюменская область, Ишимский район, деревня Нерпино территория N 2; здание нежилое (ангар для зерна), площадью 923,80 кв. м, адрес: Тюменская область, Ишимский район, юго-западнее деревня Мезенка, строение N 4; телятник-свинарник, сооружение сельскохозяйственного производства, площадью 1158,7 кв. м, адрес: Тюменская область. Ишимский район, юго-западнее деревня Нерпино, сооружение 1; телятник, сооружение сельскохозяйственного производства, площадью 390,8 кв. м, адрес: Тюменская область, Ишимский район, юго-западнее деревни Нерпино, сооружение 2; телятник, сооружение сельскохозяйственного производства, площадью 408,4 кв. м, Тюменская область, Ишимский район, юго-западнее деревня Нерпино, сооружение 3; конюшня, нежилое здание, площадью 340,7 кв. м, адрес: Тюменская область, Ишимский район, южнее деревня Мезенка, территория N 2, строение N 6 (далее - спорное имущество).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Росимущество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства.
По мнению заявителя, разрешение разногласий и утверждение судом решения о списании имущества должника является преждевременным, поскольку управляющим не в полном объёме соблюдён порядок принятия решения о списании федерального имущества, предусмотренный Положением об особенностях списания федерального имущества, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834. Неправомерным списанием объектов недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия "Ишимское", будет уменьшен объём конкурсной массы, что противоречит цели конкурсного производства.
С позиции кассатора, управляющему необходимо было получить согласие учредителя - Минобрнауки и после завершения мероприятий по списанию имущества, утверждения акта о списании он должен в месячный срок направить в Межрегиональное территориальное управление соответствующие сведения для внесения изменений в реестр федерального имущества, при этом обязательным документом для принятия решения о списании недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, является заключение независимого эксперта о техническом состоянии объекта недвижимого имущества, подтверждающее его непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, уполномоченного в соответствии с требованиями градостроительного законодательства на осуществление работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
От управляющего поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в обособленном споре лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с положениями части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на неё, пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, при проведении инвентаризации спорного имущества управляющим установлен факт его физического износа.
По заданию управляющего экспертом общества с ограниченной ответственностью "Кадастр и оценка" осуществлён выезд и натуральное обследование недвижимого имущества.
По итогам обследования экспертом подготовлен акт с указанием факта полного физического износа и невозможности восстановления исследованных им объектов недвижимого имущества.
Комиссией в составе управляющего, Пысиной Л.И. и Черниченко Е.М. принято решение от 17.12.2020 о списании спорного имущества.
Управляющий в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества" 21.12.2020 обратился к Минобрнауки и Росимуществу с просьбой согласовать решение о списании спорного имущества с приложением документов, подтверждающих техническое состояние объектов недвижимости.
В ответ на указанное обращение Минобрнауки сообщило управляющему о том, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом полномочия Минобрнауки в отношении предприятия "Ишимское" прекращены, включая полномочия по согласованию списания федерального недвижимого имущества.
Не получив ответа от Росимущества, управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением об урегулировании возникших разногласий. Утверждая решение о списании спорного имущества, суд первой инстанции исходил из наличия в материалах дела акта обследования объектов недвижимости, согласно которому спорное имущество не пригодно для эксплуатации.
При этом суд отметил, что Минобрнауки не может принимать решение по согласованию решения о списании федерального недвижимого имущества вследствие введения в отношении должника процедуры конкурсного производства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав на соблюдение управляющим порядка принятия решения о списании спорного имущества.
Выводы судов по существу соответствуют установленным обстоятельствам дела и примененным нормам права.
В силу пункта 1 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником.
На основании пункта 2 статьи 20.3 и пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника и провести инвентаризацию такого имущества.
Целью проведения данных мероприятий является формирование конкурсной массы должника.
В силу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве, всё имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Законом имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834) определены особенности списания федерального имущества, в том числе, основания для списания федерального имущества, необходимость и порядок согласования списания недвижимого и особо ценного движимого имущества.
Согласно пункту 2 Положения N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
В пункте 3 Положения N 834 указано, что решение о списании федерального имущества принимается в случае, если: а) федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа; б) федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
В силу пункта 5 Положения N 834 в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения.
В соответствии с пунктом 7 Положения N 834, положение о комиссии и её состав утверждаются приказом руководителя организации.
По общему правилу (пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве), со дня принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
В силу Закона о банкротстве деятельность конкурсного управляющего как профессионального участника антикризисных отношений должна носить рациональный характер, не допускающая бессмысленных формальных действий.
Совершение конкурсным управляющим формальных действий по включению имущества в конкурсную массу должника, оценке, и продаже этого имущества повлекло бы большие затраты, нежели стоимость этого имущества, с учётом его полного физического износа и непригодности к использованию по назначению.
В рассматриваемом случае разногласия между управляющим, Минобрнауки и Росимуществом относительно соблюдения порядка списания спорного имущества разрешены судами с применением приведённых норм права.
Довод Росимущества о том, что управляющему в целях соблюдения порядка списания спорного имущества необходимо было получить согласование Минобрнауки, которому подведомственно предприятие "Ишимское", являлся предметом оценки судов и правомерно отклонён, как противоречащий правилам пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве о прекращении соответствующих полномочий со дня принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Более того, учредитель должника сообщил управляющему о том, что согласовать списание спорного имущества он не может, ввиду отсутствия у него таких полномочий после введения в отношении должника процедуры банкротства.
Учитывая, что факт физического износа спорного имущества установлен по итогам его обследования, экспертом подготовлен акт, который был направлен управляющим в адрес Росимущества и учредителя должника - Минобрнауки в приложении к письму с просьбой согласовать списание спорного имущества, суды правомерно указали на соблюдение порядка принятия решения о списании имущества должника, находящегося в федеральной собственности, предусмотренного Положениями N 834.
Таким образом, разрешение разногласий по поводу списания спорного имущества произведено с соблюдением требований закона и не привело к нарушению прав и интересов кредиторов и должника.
В противном случае управляющий будет вынужден продолжать нести бремя содержания неиспользуемых объектов, износ которых до состояния негодности не поставлен под сомнение.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьёй 288 АПК РФ изменение или отмену судебных актов, судами допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 17.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 12.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-20841/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Б. Глотов |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу (пункт 2 статьи 126 Закона о банкротстве), со дня принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
...
Довод Росимущества о том, что управляющему в целях соблюдения порядка списания спорного имущества необходимо было получить согласование Минобрнауки, которому подведомственно предприятие "Ишимское", являлся предметом оценки судов и правомерно отклонён, как противоречащий правилам пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве о прекращении соответствующих полномочий со дня принятия судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Более того, учредитель должника сообщил управляющему о том, что согласовать списание спорного имущества он не может, ввиду отсутствия у него таких полномочий после введения в отношении должника процедуры банкротства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф04-6275/21 по делу N А70-20841/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10076/2024
30.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6275/2021
24.05.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2546/2024
21.05.2024 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6275/2021
29.03.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6713/2023
29.01.2024 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13244/2023
30.06.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6275/2021
07.04.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1028/2023
23.11.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6275/2021
12.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6884/2021
04.08.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6588/20
27.05.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-20841/19