г. Тюмень |
|
24 ноября 2021 г. |
Дело N А81-341/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричек Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Лабытнанги на решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-341/2021 по заявлению Администрации муниципального образования поселок Харп (629420, Ямало-Ненецкий автономный округ, Приуральский район, поселок городского типа Харп, Северный квартал, дом 1, ОГРН 1058900025293, ИНН 8902011534,) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 13, ОГРН 1028900511420, ИНН 8901003347) о признании недействительными решения и предписания от 29.12.2020.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Альфа групп" (629404, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Автострадная, дом 8, корпус А, офис 8, ОГРН 1208900001034, ИНН 8901039022), общество с ограниченной ответственностью "УК Собская" (629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Обская, дом 20, корпус Б, помещение 9, ОГРН 1208900001617, ИНН 8901039199), общество с ограниченной ответственностью "Три-А-Форас" (629404, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Первомайская, дом 63А, квартира 10, ОГРН 1148901001006, ИНН 8902006460).
В судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфа групп" - Кнутов С.В. по доверенности от 20.03.2021;
от Администрации города Лабытнанги - Ломакина Н.В. по доверенности от 23.12.2020.
Суд установил:
Администрация муниципального образования поселок Харп обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 29.12.2020 N 089/10/18.1-793/2020 и предписания от 29.12.2020 N 089/10/18.1-793/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Альфа групп" (далее - ООО "Альфа групп", общество), общество с ограниченной ответственностью "УК Собская", общество с ограниченной ответственностью "Три-А-Форас".
Решением от 22.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционным судом произведена замена Администрации муниципального образования поселок Харп на ее правопреемника Администрацию города Лабытнанги (далее - администрация).
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, предоставление копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период при участии в конкурсе является обязательным; у ООО "Альфа групп" имелась возможность составить и представить в составе заявки утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период; действующее законодательство не содержат исключений по ведению бухгалтерского учета для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения; отсутствие бухгалтерского баланса препятствовало проверке соответствия претендента установленным требованиям для участия в конкурсе.
В отзыве на кассационную жалобу управление и ООО "Альфа групп" просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ в связи с очередным отпуском судьи по делу произведена замена судьи Шохиревой С.Т. на судью Киричёк Ю.Н., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.11.2020 на сайте https://www.torgi.gov.ru администрацией размещена информация о проведении конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (лоты N N 1-4) (извещение N 021120/3102743/01).
В соответствии с протоколом от 09.12.2020 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе общество не было допущено к участию в конкурсе в связи с непредставлением копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период (абзац 4 подпункта 2 пункта 53 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75, далее - Правила N 75).
ООО "Альфа Групп" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия конкурсной комиссии при проведении названного конкурса.
Решением управления от 29.12.2020 жалоба общества признана обоснованной, действия заказчика - нарушающими пункт 18 Правил N 75.
Так же антимонопольным органом выдано предписание от 29.12.2020 об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N 021120/3102743/01, повторном рассмотрении заявок, поданных участниками и проведении дальнейшей процедуры конкурса.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать способ управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений многоквартирного дома не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не было реализовано.
Соответствующий порядок установлен Правилами N 75.
Как следует из пункта 52 Правил N 75, для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку. Состав заявки определен пунктом 53 Правил N 75.
Согласно пункту 18 Правил N 75 основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 указанных Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 75;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 названных Правил.
Отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 Правил N 75, не допускается (пункт 20).
В рассматриваемом случае основанием для отказа обществу в допуске к участию в конкурсе послужило непредставление им предусмотренных абзацем 4 подпункта 2 пункта 53 Правил N 75 документов (копия утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период).
В соответствии со статьями 1, 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным Законом, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности; под бухгалтерской отчетностью понимается информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с установленными требованиями; под отчетным периодом - период, за который составляется бухгалтерская отчетность.
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом о бухгалтерском учете, если иное не установлено данным Законом. Ряд субъектов, включая субъекты малого предпринимательства, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пункты 1, 4 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете).
Как следует из материалов дела, общество является субъектом малого предпринимательства - микропредприятием и, следовательно, вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Вместе с тем, вопреки выводам судов предоставление в налоговый орган декларации в соответствии со статьей 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации лицами, применяющими упрощенную систему налогообложения, не отменяет обязанность субъекта экономической деятельности по ведению бухгалтерского учета с применением упрощенных способов.
Согласно части 2 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.
Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено Законом о бухгалтерском учете и (или) федеральными стандартами (части 1, 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете).
При этом, поскольку абзацем 4 подпункта 2 пункта 53 Правил N 75 предусмотрено предоставление утвержденного бухгалтерского баланса, а в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) утверждение годовых бухгалтерских балансов относится к исключительной компетенции общего собрания участников, такой баланс не может быть предоставлен юридическими лицами, созданными в соответствующей организационно-правовой форме, ранее чем через два месяца после окончания финансового года (статья 34 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена соответствующая обязанность, составляется промежуточная бухгалтерская отчетность.
Как следует из материалов дела и установлено судами, запись о создании общества внесена в единый государственный реестр юридических лиц 30.03.2020; на момент размещения информации о проведении конкурса и подачи обществом заявки первый отчетный год для общества завершен не был; действующим законодательством и учредительными документами общества обязанность составления промежуточной бухгалтерской отчетности не предусмотрена.
Следовательно общество обоснованно представило в составе каждой из поданных заявок пояснительную записку от 03.11.2020 о невозможности предоставить бухгалтерский баланс за последний год; справку от 03.11.2020 об отсутствии заложенности перед ресурсоснабжающей организацией; справку от 05.11.2020 об отсутствии задолженности по административным штрафам; справку от 03.11.2020 об отсутствии задолженности по налогам и сборам; справки от 03.11.2020 об оборотах по банковскому счету за период с апрель по ноябрь 2020 года, об отсутствии задолженности перед бюджетом и ссудной задолженности.
Довод подателя кассационной жалобы о невозможности в отсутствие утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период проверить соответствие подателя заявки требованиям подпункта 5 пункта 15 Правил N 75 (отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период) отклоняется судом округа, поскольку основанием для отказа допуска общества к участию в конкурсе явилось непредставление определенных пунктом 53 названных Правил документов (подпункт 1 пункта 18 Правил N 75), на несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 75 (подпункт 2 пункта 18 данных Правил), администрация в протоколе от 09.12.2020 не указывала.
В отсутствие у общества обязанности по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности, незавершении на дату объявления конкурса и подачи заявки первого отчетного года и ненаступлении срока проведения общего собрания участников, на котором утверждаются годовые результаты деятельности общества, проверка соответствия претендента условиям конкурса возможна и на основе иных помимо бухгалтерской отчетности документов, представленных в составе заявки.
В целях проверки участника на соответствие вышеуказанному требованию им была предоставлена справка от 03.11.2020 об отсутствии кредиторской задолженности.
При таких обстоятельствах отклонение заявки участника исключительно по причине отсутствия у него утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период свидетельствует о формальном подходе, недопустимом в публично-правовых отношениях, и влечет необоснованное ограничение доступа на соответствующий рынок вновь созданных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 29.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-341/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено Законом о бухгалтерском учете и (или) федеральными стандартами (части 1, 2 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете).
При этом, поскольку абзацем 4 подпункта 2 пункта 53 Правил N 75 предусмотрено предоставление утвержденного бухгалтерского баланса, а в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) утверждение годовых бухгалтерских балансов относится к исключительной компетенции общего собрания участников, такой баланс не может быть предоставлен юридическими лицами, созданными в соответствующей организационно-правовой форме, ранее чем через два месяца после окончания финансового года (статья 34 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена соответствующая обязанность, составляется промежуточная бухгалтерская отчетность.
...
Довод подателя кассационной жалобы о невозможности в отсутствие утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период проверить соответствие подателя заявки требованиям подпункта 5 пункта 15 Правил N 75 (отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период) отклоняется судом округа, поскольку основанием для отказа допуска общества к участию в конкурсе явилось непредставление определенных пунктом 53 названных Правил документов (подпункт 1 пункта 18 Правил N 75), на несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 75 (подпункт 2 пункта 18 данных Правил), администрация в протоколе от 09.12.2020 не указывала."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 ноября 2021 г. N Ф04-5917/21 по делу N А81-341/2021