г. Тюмень |
|
26 ноября 2021 г. |
Дело N А81-51/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение от 28.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 23.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-51/2021 по заявлению акционерного общества "Мессояханефтегаз" (629303, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, микрорайон Мирный, дом 1, корпус 1Б, ИНН 8910002621, ОГРН 1028900622266,) к Федеральной антимонопольной службе (123001, город Москва, улица Садовая-Кудринская, дом 11 ИНН 7703516539, ОГРН 1047796269663) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 09.11.2020 N 02/04/14.24-34/2020.
В судебном заседании приняли участие:
от Федеральной антимонопольной службы - Муталапова Е.А. по доверенности от 10.11.2021;
от акционерного общества "Мессояханефтегаз" - Степаненко Д.Н. по доверенности от 04.12.2020.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мессояханефтегаз" (далее - ООО "Мессояханефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - служба, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления от 09.11.2020 N 02/04/14.24-34/2020 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 28.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 23.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, допущенное обществом правонарушение признано малозначительным, постановление административного органа отменено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, служба просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт о отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ООО "Мессояханефтегаз" от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 N 623 (далее - Положение N 623), службой в адрес акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - АО "СПбМТСБ") был направлен запрос о предоставлении информации, в том числе реестра внебиржевых договоров по поставкам нефти сырой с указанием сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения N 623.
Согласно информации, поступившей в службу от АО "СПбМТСБ", ООО "Мессояханефтегаз" 04.02.2020 предоставило на регистрацию сведения о внебиржевом договоре на поставку нефти от 23.12.2019 N МСХ-19/01000/00567/Д (согласно регистрационной записи АО "СПбМТСБ" N 2931199), также в регистрационной записи содержится информация о дате определения цены товара и сроке поставки, при этом отсутствуют дополнительные документы (дополнительные соглашения), удостоверяющие определение вышеуказанных сведений по сделке.
Письмом от 20.03.2020 N ПЗ/22580/20 антимонопольным органом в адрес ООО "Мессояханефтегаз" направлен запрос о представлении информации по вопросу передачи сведений на биржу АО "СПбМТСБ", включая обоснование сроков направления данных о договоре поставки от 23.12.2019 (регистрационная запись N 2931199).
АО "Мессояханефтегаз" предоставило договор поставки нефти от 23.12.2019 N МСХ-19/01000/00567/Д, счет-фактуру от 31.01.2020 N 6200000112, товарную накладную от 31.01.2020 N 400029668, протокол от 31.01.2020 N 1 согласования цены и фактического объема поставленного товара к договору от 23.12.2019 N МСХ-19/01000/00567/Д.
Установив факт непредставления реквизитов вышеуказанного протокола АО "СПбМТСБ", административный орган составил в отношении общества протокол об административном правонарушении и вынес постановление от 09.11.2020, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и об отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, при этом сочли возможным в рассматриваемом случае признать допущенное правонарушение малозначительным и применить в отношении общества положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 6 статьи 14.24 КоАП Российской Федерации нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 000 до 500 000 руб.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Положения N 623 биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении, в том числе нефти сырой, при объеме добычи и (или) производства группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн. тонн, при условии, что объем сделки составляет не менее 1 тыс. тонн.
На основании предоставляемой информации о внебиржевом договоре биржи ведут соответствующий реестр (пункт 9 Положения N 623).
Перечень сведений относительно внебиржевого договора, подлежащих предоставлению бирже, определен пунктом 13 Положения N 623.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 13 Положения N 623 в состав указанных сведений входит информация о дате заключения внебиржевого договора и его номере, а также дате заключения дополнительного соглашения и (или) иного документа и их номере, если такие дополнительное соглашение и (или) иной документ содержат в том числе сведения о количестве товара, подлежащего отчуждению (поставке) по внебиржевому договору (в установленных биржей единицах измерения) (подпункт "е"), цене товара (подпункт "ж").
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что объем добычи нефти группой лиц АО "Мессояханефтегаз" за 2019 год составил более 1 млн. тонн; протокол от 31.01.2020 N 1 согласования цены и фактического объема поставленного товара к договору от 23.12.2019 N МСХ-19/01000/00567/Д определяет цену, объем нефти более 1 тыс. тонн; 04.02.2020 общество представило АО "СПбМТСБ" сведения о количестве и цене поставленной нефти в январе 2020 года, сведения о реквизитах протокола N 1 представлены не были.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства об организованных торгах, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Вместе с тем статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суды первой и апелляционной инстанции установили, что обществом своевременно и в полном объеме представлены на биржу все основные сведения о протоколе N 1 (сведения о количестве поставленной нефти и цене за тонну нефти в январе 2020 года); непредставление на биржу реквизитов названного протокола негативных последствий не повлекло.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленный Конституцией Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, а также характер совершенного правонарушения, обстоятельства и причины его совершения, суды не усмотрели в данном случае реальной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, расценили допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и отменили постановление о привлечении его к административной ответственности.
Довод службы о систематическом нарушении обществом требований Положения N 623 судом округа отклоняется, поскольку повторность привлечения к административной ответственности сама по себе не является обстоятельством, исключающим возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ. Кроме того, поскольку настоящее правонарушение и правонарушение, за которое общество было привлечено к административной ответственности постановлением от 03.11.2020 по делу N 02/04/14.24-40/2020, совершены одномоментно, повторное совершение обществом однородного правонарушения не свидетельствует о проявляемом АО "Мессояханефтегаз" правом нигилизме и утрате в отношении него эффективности частной превенции.
При этом в силу абзаца 4 пункта 18.1 Постановления N 10 оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и, как следствие, о возможности (невозможности) квалификации правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Следовательно, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 23.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда N А81-51/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции установили, что обществом своевременно и в полном объеме представлены на биржу все основные сведения о протоколе N 1 (сведения о количестве поставленной нефти и цене за тонну нефти в январе 2020 года); непредставление на биржу реквизитов названного протокола негативных последствий не повлекло.
С учетом изложенного, принимая во внимание установленный Конституцией Российской Федерации принцип дифференцированности ответственности, соразмерности и справедливости наказания, а также характер совершенного правонарушения, обстоятельства и причины его совершения, суды не усмотрели в данном случае реальной существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, расценили допущенное обществом правонарушение в качестве малозначительного и отменили постановление о привлечении его к административной ответственности.
Довод службы о систематическом нарушении обществом требований Положения N 623 судом округа отклоняется, поскольку повторность привлечения к административной ответственности сама по себе не является обстоятельством, исключающим возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ. Кроме того, поскольку настоящее правонарушение и правонарушение, за которое общество было привлечено к административной ответственности постановлением от 03.11.2020 по делу N 02/04/14.24-40/2020, совершены одномоментно, повторное совершение обществом однородного правонарушения не свидетельствует о проявляемом АО "Мессояханефтегаз" правом нигилизме и утрате в отношении него эффективности частной превенции."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2021 г. N Ф04-7114/21 по делу N А81-51/2021