г. Тюмень |
|
1 декабря 2021 г. |
Дело N А46-3081/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение от 08.06.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Ширяй Ю.И.) и постановление от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-3081/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "СТЭМА" (644073, Омская область, город Омск, улица Дианова, дом 20, помещение 162А, ОГРН 1035501028903, ИНН 5501074838) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ОГРН 1025500761142, ИНН 5503031117) об оспаривании решения.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) в заседании участвовали представители:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Бусс С.А. по доверенности от 16.02.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "СТЭМА" - Денисенко А.А. по доверенности от 21.09.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "СТЭМА" (далее - общество, ООО "ПКФ "СТЭМА") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - департамент) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 04.02.2021 N 09-01/848, об отказе в выдаче разрешений на строительство холодного склада (ангара) N 2 и холодного склада (ангара) N 3 на земельном участке с кадастровым номером 55:36:130101:3065 по улице Коттеджная в Кировском административном округе города Омска (далее - спорные объекты); обязании департамента в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу выдать испрашиваемые разрешения на строительство.
Решением от 08.06.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, решение департамента, выраженное в письме от 04.02.2021 N 09-01/848, признано незаконным; на департамент возложена обязанность в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу выдать разрешения на строительство спорных объектов.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, департамент просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, выбор земельного участка производился под один объект капитального строительства - производственную базу; на данном земельном участке построен и введен в установленном порядке в эксплуатацию объект капитального строительства -
"Производственная база. Производственный корпус", в связи с чем основания для выдачи разрешений на строительство иных объектов на спорном земельном участке отсутствуют.
Общество в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, дополнениях к отзыву и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО "ПКФ "СТЭМА" обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешений на строительство спорных объектов.
Уведомлением от 04.02.2021 N 09-01/484 департамент отказал ООО "ПКФ "СТЭМА" в выдаче разрешений, ссылаясь на то, что обществу уже выдано разрешение от 03.11.2014 N RU55301000-2331 на строительство производственного корпуса; производственный корпус введён в эксплуатацию 02.11.2018; по обращению общества на данном земельном участке выданы разрешения на строительство склада от 01.10.2020 N 55-ru 55301000-100-2020 на срок до 01.10.2021 и холодного склада (ангара) от 01.12.2020 N 55-ru 55301000-119-2020, срок действия которого продлён до 31.12.2021; право ООО "ПКФ "СТЭМА" на использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:130101:3065 в соответствии с целями и условиями договора аренды от 30.06.2006 N Д-Кр-31-6800 - для строительства производственной базы реализовано.
Не согласившись с отказом, изложенным в письме от 04.02.2021 N 09-01/484, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого отказа действующему законодательству и нарушении прав и законных интересов общества.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства).
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительства, заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
2) градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 данной статьи:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, или не соответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, основанием для отказа в выдаче разрешений на строительство спорных объектов послужил вывод департамента о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:3065 был предоставлен обществу для строительства производственной базы, которая им возведена, в связи с чем основания для выдачи разрешений на строительство иных объектов отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату предоставления обществу земельного участка) (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ уполномоченный орган на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Указанное решение является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пункт 7 статьи 30 ЗК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что 14.06.2006 правопредшественнику общества (обществу с ограниченной ответственностью "Совместное российско-германское предприятие "СТЭМА", далее - ООО "СП "СТЭМА") выдан акт выбора земельного участка для строительства производственной базы; указанным актом выбора на ООО "СП "СТЭМА" возложена обязанность сбора технических условий, получение архитектурно-планировочного задания; распоряжением от 29.06.2006 N 2819-р утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельного участка под строительство; земельный участок был поставлен на кадастровый учет для целей строительства; распоряжением от 30.06.2006 N 408-р ООО "СП "СТЭМА" в аренду сроком на три года предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:130101:3065 для производственных целей (под строительство производственной базы); договор аренды земельного участка от 30.06.2006 N Д-Кр-31-6800 зарегистрирован 15.01.2007 и действует до настоящего времени; по заказу ООО "СП "СТЭМА" в 2007 году был изготовлен проект застройки земельного участка (на земельном участке планировались к размещению производственный корпус, пять закрытых складов и два открытых); 28.02.2007 на данный земельный участок выдан ГПЗУ; 03.11.2014 департаментом выдано разрешение N RU55301000-2331 на строительство производственного корпуса; производственный корпус площадью 1 384,7 м2 введён в эксплуатацию 02.11.2018; 11.02.2019 на данный земельный участок выдан новый ГПЗУ; обществом получены разрешения на строительство склада от 01.10.2020 N 55-ru 55301000-100-2020 и холодного склада (ангара) от 01.12.2020 N 55-ru 55301000-119-2020.
При таких обстоятельствах и учитывая, что площадь предоставленного для строительства производственной базы земельного участка составляет 60 000 м2, ограничения по площади застройки указанного земельного участка отсутствуют, иных оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство департаментом в оспариваемом письме и при рассмотрении дела приведено не было, суды отклонили довод департамента о том, что спорный земельный участок был предоставлен под строительство производственной базы, состоящей из одного объекта, площадью 1 000 м2, и удовлетворили заявленное требование.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3081/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ уполномоченный орган на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Указанное решение является основанием для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду (пункт 7 статьи 30 ЗК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2021 г. N Ф04-6675/21 по делу N А46-3081/2021