г. Тюмень |
|
1 декабря 2021 г. |
Дело N А46-14183/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабаловой О.Ф.,
судей Дерхо Д.С.,
Крюковой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы веб-конференции (онлайн-режиме) помощником судьи Горячкиной Д.А., рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибирские нефтепродукты" на решение от 23.04.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.) и постановление от 10.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Еникеева Л.И., Сафронов М.М.) по делу N А46-14183/2020 по иску публичного акционерного общества "Газпром нефть" (190000, город Санкт-Петербург, улица Почтамтская, дом 3-5, литер А, ч.пом. 1н, кабинет 2401, ОГРН 1025501701686, ИНН 5504036333) к закрытому акционерному обществу "Торговый дом "Сибирские нефтепродукты" (644065, Омская область, город Омск, улица 1-я Заводская, дом 21, корпус 1, ОГРН 1025500528217, ИНН 5501049817) о взыскании денежных средств.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Трансойл", общество с ограниченной ответственностью "Ойл-Синтез", общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Монтаж-ресурс".
Путем использования веб-конференции в онлайн-заседании участвовал представитель публичного акционерного общества "Газпром нефть" - Вартанян К.В. по доверенности от 02.06.2020 N НК-103.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Газпром нефть" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Торговый дом "Сибирские нефтепродукты" (далее - ответчик) о взыскании 42 000 руб. штрафа за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 275 959 руб. 49 коп. убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, 18 695 руб. убытков за возврат вагонов в технически непригодном состоянии (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Определениями от 18.08.2020, от 03.11.2020 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Трансойл" (далее - ООО "Трансойл"), общество с ограниченной ответственностью "Ойл-Синтез" (далее - ООО "Ойл-Синтез"), общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания "Монтаж-ресурс" (далее - ООО "ТПК "Монтаж-ресурс").
Решением от 23.04.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 14.05.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В кассационной жалобе приведены ответчиком следующие доводы: истцом не доказана совокупность элементов для взыскания убытков; акты общей формы ГУ-23, акты ВУ-22, представленные обществом в подтверждение обстоятельств прибытия цистерн в коммерчески непригодном состоянии не подписаны истцом, нет доказательств его извещения для их оформления; факт проведения восстановительного ремонта и его оплата третьим лицом по делу не подтвержден относимыми и допустимыми доказательствами, поэтому в удовлетворении исковых требований следует отказать; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельства дела.
Определением от 25.11.2021 суда округа объявлялся перерыв в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ до 01.12.2021.
Отзывы, пояснения общества на кассационную жалобу, в которых оно просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения, уведомило о проведении процессуальной замене ответчика судом первой инстанции, письменные пояснения ответчика приобщены к материалам кассационного производства (статья 279 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда кассационной инстанции в сети Интернет, однако ответчик, ходатайствующий о проведении судебного заседания путем системы видеоконференц-связи, не явился в арбитражный суд, обеспечивающий организацию указанной связи.
Заслушав пояснения представителя общества, установив обстоятельства осуществления судом первой инстанции процессуальной замены ответчика в порядке статьи 48 АПК РФ на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Сибирские нефтепродукты" (ОГРН 1215500014399, ИНН 5501272117) в связи с преобразованием юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы, суд кассационной инстанции протокольным определением оставил заявленное указанным лицом ходатайство о процессуальной замене (ответчика) без рассмотрения применительно к статье 148 АПК РФ.
Представитель общества поддержал в судебном заседании свою правовую позицию.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 АПК РФ в отсутствие извещенных, но неявившихся представителей участников процесса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 19.01 приложения N 01 к Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - Правила торгов) между обществом (поставщик) и ответчиком (покупатель) заключены генеральные соглашения: от 26.04.2018 N ГПН-18/27160/00922/Д, от 21.08.2015 N ГПН-15/27160/02015/Д, от 17.07.2015 N ГПН-15/27160/01736/Д (далее совместно - генеральные соглашения).
Согласно пункту 9.1 Правил торгов условия договора, заключаемого на бирже, содержатся в Заявках и в Правилах торгов, включая приложение N 01 "Общие условия договоров поставки, заключаемых в секции "Нефтепродукты", а также в спецификациях биржевого товара.
В пункте 06.12 Правил торгов установлено, что порожние цистерны после слива на станции назначения должны соответствовать ГОСТу N 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение". Покупатель обязан обеспечить полный слив нефтепродуктов из железнодорожных цистерн.
Пунктом 06.13 Правил торгов определено, что покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.18. настоящего приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика.
Пунктом 06.14 Правил торгов определено, что коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные приказом министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 25.
В пункте 14.7 Правил торгов закреплено, что за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств по заключенным договорам участник торгов несет ответственность, предусмотренную Правилами торгов и Правилами клиринга.
Пунктом 15.07 Правил торгов предусмотрено, что в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, Поставщик выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов: не закрыт клапан нижнего сливного прибора; отсутствие ЗПУ; наличие посторонних предметов в котле (использованные ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза); наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле, то покупатель оплачивает поставщику неустойку в размере 2 000 руб. за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение. При этом, в подтверждение указанных в настоящем пункте нарушений, поставщик предъявляет покупателю оформленные на каждую цистерну акт общей формы и копию транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожней цистерны.
В соответствии с пунктом 18.10 Правил торгов в случае нарушения покупателем пункта 06.13 настоящего приложения N 01 к Правилам торгов покупатель обязан по требованию поставщика оплатить неустойку за простой цистерн за время нахождения цистерн под очисткой в размере 2 000 руб. за цистерну за каждые сутки нахождения ее под очисткой.
Кроме того, в случае неполного слива нефтепродуктов из цистерн покупатель обязан сверх неустойки, предусмотренной настоящим пунктом, полностью возместить поставщику все причиненные в связи с этим убытки, включая, но не ограничиваясь этим, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции (ППС) и обратно.
Согласно пункту 18.11 Правил торгов, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, стороны возмещают друг другу причиненные этим убытки в части, непокрытой неустойкой, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
На основании генеральных соглашений общество поставило товар по железнодорожным накладным, номера которых указаны в расчете штрафа к исковому заявлению.
Вследствие возврата вагонов в коммерчески непригодном состоянии в адрес общества со стороны экспедитора, ООО "Трансойл", предъявлены соответствующие претензии.
В связи с нарушением условий пункта 06.13 раздела 06 приложения N 01 к Правилам торгов в рамках генеральных соглашений обществом торговому дому направлены претензии в связи с возвратом вагонов в коммерчески непригодном состоянии на общую сумму 332 944 руб. 65 коп.
По расчету истца сумма убытков за возврат вагонов в коммерчески непригодном состоянии, подлежащая взысканию с ответчика составила 286 944 руб. 65 коп., сумма штрафных санкций - 46 000 руб.
В соответствии с пунктом 06.14 Правил торгов биржи покупатель возвращает порожние цистерны в срок, предусмотренный пунктом 06.19 приложения N 01 к Правилам торгов, в технически исправном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению поставщика. Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надежность крепления котла, техническая исправность колесных пар и тормозной системы.
В случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, поставщик выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов: не закрыт клапан нижнего сливного прибора; отсутствие ЗПУ; наличие посторонних предметов в котле (использованные ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза); наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле, - то покупатель оплачивает поставщику неустойку в размере 2 000 руб. за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение. При этом, в подтверждение указанных в настоящем пункте нарушений, поставщик предъявляет покупателю оформленные на каждую цистерну акт общей формы (форма ГУ-23) и копию транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожней цистерны.
В связи с возвратом вагонов в технически неисправном состоянии со стороны экспедитора ООО "Трансойл" в адрес общества предъявлены соответствующие претензии: N 456/2017/03.17/ТНП, 682/2017/07.17/ТНИ.
В связи с нарушением условий по возврату вагонов в технически исправном состоянии приложения N 01 к Правилам торгов в рамках генеральных соглашений обществом адрес ответчика направлены претензии на общую сумму 18 695 руб. 57 коп.
Согласно расчету истца (с учетом уточнения) сумма убытков за возврат вагонов в технически неисправном состоянии, подлежащая взысканию с торгового дома составила 18 695 руб.
В соответствии с пунктом 15.11 Правил биржи в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору, стороны возмещают друг другу причиненные этим убытки в части, непокрытой неустойкой, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15.12 Правил биржи, штрафные санкции (неустойки) и/или суммы возмещения убытков считаются предъявленными с момента направления стороной соответствующих письменных требований (претензий) другой стороне.
Неисполнение ответчиком обязательств по уплате штрафа и возмещению убытков в добровольном порядке послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из доказанности ненадлежащего исполнения ответчиком принятых по генеральным соглашениям обязательств перед обществом и наличия в связи с этим оснований для взыскания сумм штрафа и убытков ввиду прибытия вагонов после перевозки грузов ответчика с техническими неисправностями, ненадлежащей очистки цистерн от перевезенного груза, несения истцом расходов на подготовку цистерн для проведения восстановителя ремонта, отклонив доводы ответчика о пропуске срока исковой давности (с учетом даты подачи иска (12.08.2020) с указанием на то, что обществу могло стать известно о возврате ответчиком цистерн в коммерчески и технически непригодном состоянии не ранее составления актов общей формы ГУ-23, однако с дат данных актов трехгодичный срок не истек.
По существу судами спор разрешен правильно, кассационная жалоба, рассмотренная в пределах заявленных в ней доводов, удовлетворению не подлежит.
Пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) регламентирует общий порядок организации отношений участников обязательственного правоотношения, предусматривая, что при установлении, исполнении и после его прекращения такового стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 329 ГК РФ предусмотрено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законом или договором.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
Юридически значимые обстоятельства, порядок распределения бремени доказывания, а также законодательные презумпции в отношении требований о возмещении убытков разъяснены в положениях пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7).
Из указанных разъяснений следует, что при предсказуемости негативных последствий в виде возникновения убытков, которые нарушитель обязательства как профессиональный участник оборота мог и должен был предвидеть, причинная связь не подлежит доказыванию лицом, потерпевшим от нарушения, а презюмируется. Не обязательно и точное доказывание потерпевшим размера убытков, причиненных нарушением.
В целом же по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 ГК РФ).
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2013 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) после выгрузки грузов, грузобагажа вагоны, контейнеры в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления (в том числе турникеты) или грузополучателем (получателем), или перевозчиком - в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов, грузобагажа.
Согласно пункту 2 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 10.04.2013 N 119 (далее - Правила N 119), при обнаружении в вагоне после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
В силу пункта 4 Правил N 119 очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется остатков грузов.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 119 при сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более одного сантиметра (по замеру под колпаком).
Грузополучатель (в том случае если выгрузка производится его силами) в случае обнаружения после выгрузки остатков ранее перевозимого в цистернах груза обязан полностью очистить вагон от остатков всех грузов. При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов (пункты 8, 11 Правил N 119).
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами (приложение N 1 к Правилам), актами общей формы и иными актами, предусмотренными в Правилах составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила).
В разделе VIII данных Правил предусмотрены правила составления акта о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции.
Согласно пункту 8.1 Правил в случае обнаружения в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерны (бункерного полувагона) с остатком груза более нормы, установленной Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов перевозчиком составляется акт о недосливе цистерны (бункерного полувагона), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции (приложение N 7 к настоящим Правилам).
Акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, подписывается уполномоченными представителями перевозчика.
Перечень лиц представителей перевозчика, уполномоченных составлять и подписывать акты при перевозках грузов железнодорожным транспортом, устанавливается перевозчиком (пункт 1.2 указанных Правил).
Исходя из разъяснений, данных в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предусмотрено, что доказательством, подтверждающим повреждение вагонов, могут быть как акт о повреждении вагона, так и акт общей формы.
Пунктом 3.1 Правил предусмотрено, что акт общей формы составляется для удостоверения, в том числе, неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях); неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива; повреждения вагона, контейнера.
Согласно пункту 3.5 Правил акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Правильно применив нормы права, действующие в спорный период, исходя из фактических обстоятельств дела, исследовав и оценив доказательства по делу в порядке статьи 71 АПК РФ (в частности, генеральные соглашения, претензии, переписку, железнодорожные накладные, акты общей формы, акты о годности цистерн под налив, акты оказанных услуг, счета-фактуры, платежные поручения), установив факт поставки обществом во исполнение условий генеральных соглашений в пользу ответчика товаров железнодорожным транспортом, прибытия вагонов на станцию назначения в коммерчески непригодном состоянии, доказанность совокупности условий для взыскания убытков, а также наличия оснований для начисления штрафных санкций, проверив и признав правильным расчет убытков и штрафа, учитывая неподтвержденность обратного ответчиком надлежащими доказательствами, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Оценка доказательств и выводы судов не противоречат законодательству, находятся в пределах судейской дискреции судов двух инстанций. Оснований для иных выводов судом округа не установлено.
Отклоняя довод ответчика о ненадлежащем оформлении актов общей формы в отсутствие приемщика, суды учли, что акты общей формы подписаны двумя представителями ОАО "РЖД", а именно: "приемосдатчик станции Комбинатская", а также представителем Новосибирского филиала ОАО "ПГК", представителем собственника вагонов, непосредственно задействованных в технологическом процессе и участвующих в удостоверении соответствующих обстоятельств, в связи с чем обоснованно расценили эти доказательства в качестве допустимых доказательств, подтверждающих ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по очистке цистерн, и сделали верный вывод, что данные акты в совокупности с иными письменными доказательствами с достоверностью и достаточностью подтверждают заявленные обществом фактические основания иска.
Указание ответчика со ссылкой на то, что характер представленных актов приема работ в подтверждение несения убытков на подготовку цистерн для проведения восстановителя ремонта не связан с устранением обстоятельств, зафиксированных в актах общей формы, обоснованно признано судами несостоятельным, поскольку в актах сдачи-приемки выполненных работ и услуг содержат сведения о подготовке цистерн, что не противоречит указанным в актах общей формы сведениям о нахождении посторонних предметом в цистернах, а также наличия неисправностей.
Утверждения подателя жалобы об отсутствии в представленных истцом документах информации о том, что заказчиком проведенных работ является ООО "Трансойл" верно отклонены судами как опровергающиеся материалами дела, в частности содержанием актов сдачи-приемки выполненных работ и услуг.
При этом судами учтено, что в условиях заявленных ответчиком возражений относительно фактов возврата вагонов в коммерчески и технически непригодном состоянии, поведение ответчика противоречиво собственному предыдущему поведению (принцип эстоппель), когда им частично возмещены причиненные убытки по одной претензии по аналогичному комплекту документов, который ответчик счел допустимым и достаточным, в связи с чем также судами верно признаны необоснованные доводы относительно аналогичных комплектов документов по другим спорным претензиям и недоказанности факта несения этих расходов.
В целом все доводы, изложенные в кассационной жалобе, ранее являлись предметом их подробного исследования и правовой оценки судов, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установление новых обстоятельств, отличных от установленных, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции.
Таким образом, ввиду того, что факт нарушения ответчиком обязательств по возврату вагонов в коммерчески и технически пригодном состоянии подтвержден совокупностью надлежащих доказательств и обратное ответчиком не опровергнуто относимыми и допустимыми документами, расчеты истца правильные и ответчиком не оспорены, суды правомерно не нашли оснований для отказа в иске.
Применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неверному разрешению дела и влекущих их безусловную отмену, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены решения и постановления не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно требованиям статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.04.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 10.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14183/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
О.Ф. Шабалова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из разъяснений, данных в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предусмотрено, что доказательством, подтверждающим повреждение вагонов, могут быть как акт о повреждении вагона, так и акт общей формы.
Пунктом 3.1 Правил предусмотрено, что акт общей формы составляется для удостоверения, в том числе, неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения в цистернах и бункерных полувагонах недослитых остатков груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях); неочистки наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива; повреждения вагона, контейнера.
Согласно пункту 3.5 Правил акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2021 г. N Ф04-6919/21 по делу N А46-14183/2020