г. Тюмень |
|
2 декабря 2021 г. |
Дело N А75-5092/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Уласовской А.Н. при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 16.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-5092/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, улица Ленина, дом 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, город Тюмень, улица Хохрякова, дом 10, ИНН 7202022112, ОГРН 1027200853316) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представители:
от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Афонасьева Т.В. по доверенности от 13.07.2021;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Каюмов В.В. по доверенности от 01.02.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 19.03.2021 N 036-57-09-2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 03.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 16.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, обществу определена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "РН-Юганскнефтегаз" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами нарушен установленный частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ принцип однократного привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, поскольку общество также было привлечено за аналогичное правонарушение при осуществлении строительства куста скважины N 15 в соответствии с постановлением административного органа от 19.03.2021 N 037-57-09-2021.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "РН-Юганскнефтегаз" является техническим заказчиком объекта капитального строительства "Обустройство кустов скважин N N 11,15 Чупальского лицензионного участка, месторождение им. Московцева" (проектная документация шифр 4667), Обустройство куста N 11, 3 этап строительства: "Обустройство скважин (куст N 11) 1-я скважина (с инженерными коммуникациями); Нефтегазопровод. куст N 11 чуп-т.вр.куст N 11 чуп; Нефтегазопровод. т.вр. куст N 11 чуп-т.вр. узел N 2", расположенного по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, месторождение им. Московцева, Чупальский лицензионный участок (далее - объект капитального строительства).
На основании распоряжения заместителя руководителя управления от 25.01.2021 N РП-322-358-0 в рамках федерального строительного надзора уполномоченным должностным лицом управления в период с 03.02.2021 по 24.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выявлены факты нарушения порядка ведения общего журнала работ N 1, исполнительной документации при строительстве; выполнения работ с нарушением проектной документации; не осуществления строительного контроля за выполненными работами.
По результатам проверки административным органом составлены акт проверки от 24.02.2021, протокол об административном правонарушении от 04.03.2021 и вынесено постановление от 19.03.2021 N 036-57-09-2021 о привлечении ООО "РН-Юганскнефтегаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности, при этом сочли возможным в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного обществу штрафа до 150 000 руб., в связи с чем изменили оспариваемое постановление управления.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Согласно статье 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (часть 2).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" при строительстве объекта капитального строительства не осуществляло строительный контроль за выполненными работами по обустройству 1-ой скважины куста скважин N 11 (монтаж кабельной эстакады и технологического оборудования с инженерными коммуникациями).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований градостроительного законодательства при осуществлении строительства объекта капитального строительства, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 04.03.2021 вынесен управлением с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, суд первой инстанции счел возможным изменить меру наказания в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, снизив размер назначенного управлением административного штрафа до 150 000 руб.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суды правомерно удовлетворили заявленное обществом требование в части, изменив оспариваемое постановление управления.
Вопреки доводам общества совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений влечет самостоятельную административную ответственность за каждое такое деяние. Кроме того, суд округа отмечает, что совокупный размер назначенного в соответствии с постановлениями административного органа от 19.03.2021 N 036-57-09-2021, N 037-57-09-2021 (с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делам N А75-5092/2021, N А75-5093/2021) административного штрафа не превышает максимальный размер штрафа, установленный санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 16.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5092/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, учитывая положения статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, суд первой инстанции счел возможным изменить меру наказания в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, снизив размер назначенного управлением административного штрафа до 150 000 руб.
...
Вопреки доводам общества совершение одинаковых противоправных деяний в отношении различных предметов административных правонарушений влечет самостоятельную административную ответственность за каждое такое деяние. Кроме того, суд округа отмечает, что совокупный размер назначенного в соответствии с постановлениями административного органа от 19.03.2021 N 036-57-09-2021, N 037-57-09-2021 (с учетом вступивших в законную силу судебных актов по делам N А75-5092/2021, N А75-5093/2021) административного штрафа не превышает максимальный размер штрафа, установленный санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2021 г. N Ф04-7282/21 по делу N А75-5092/2021