г. Тюмень |
|
2 декабря 2021 г. |
Дело N А03-12697/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" на решение от 25.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 02.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю., Фертиков М.А.) по делу N А03-12697/2020 по иску государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (656031, Алтайский край, город Барнаул, улица Крупской, 97Д, ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (658083, Алтайский край, город Новоалтайск, улица Дорожная, 30, ИНН 2208003879, ОГРН 1022200767929) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 197 698,65 руб.
Суд установил:
государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - Учреждение) о взыскании излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 197 698, 65 руб.
Решением от 25.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 02.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены.
Учреждение, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, так как считает, что они приняты с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы кассатор указывает, что Учреждение обязано на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). Оснований для отказа в начислении пособия по временной нетрудоспособности лицам, указанным в акте проверки от 10.09.2019 N 110-ПДС и в решении от 10.09.2019 N 110-ПДС не имелось, поскольку в момент выдачи осужденным листков нетрудоспособности они были трудоустроены либо нетрудоспособность наступила в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. С доводами кассационной жалобы не согласен в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене.
Из материалов дела следует, что Учреждение состоит на учете в качестве страхователя в филиале N 5 отделения Фонда и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В период с 01.07.2017 по 31.12.2018 Учреждением в филиал N 5 отделения Фонда направлялись электронные реестры для начисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. На основании полученных сведений Фондом указанным в реестрах лицам производилось начисление и выплата заявленного страхового обеспечения.
В период с 30.07.2019 по 10.09.2019 Фондом проведена выездная проверка Учреждения на предмет полноты и достоверности сведений, представленных им для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением за период с 01.07.2017 по 31.12.2018, по результатам которой составлен акт от 10.09.2019 N 110-ПДС и принято решение от 04.10.2020 N 110-ПДС, которым Учреждению предложено перечислить в добровольном порядке расходы, излишне понесенные Фондом в связи с неполнотой или недостоверностью представленных страхователем сведений, в сумме 153 098,71 руб. на счет страховщика.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Фонда о том, что в связи с недостоверностью предоставленных Учреждением в электронном виде сведений о застрахованных лицах назначение и выплата страхового обеспечения в проверяемом периоде производились с нарушением норм действующего законодательства.
Фонд указал, что осужденные Авраменко Я.Ю., Валяева О.В., Гусакова Р.Е., Защенкова Г.Е., Иконникова А.А., Кучменко Г.В., Лукьянова Е.А., Минакова М.Ю., Новикова А.Н., Петрова И.В., Пятчина И.Н., Скокова А.Н. и Трунова Е.Г. на момент начала заболеваний лицами, привлеченными к оплачиваемому труду, не являлись (отчислены с занимаемых должностей до дня выдачи им листков нетрудоспособности), в связи с чем к лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не относились и не имели права на получение пособия по временной нетрудоспособности за счет средств обязательного социального страхования.
Указанное решение Фонда Учреждением не обжаловалось и в настоящее время вступило в законную силу.
25.10.2019 Учреждению направлено требование от 24.10.2019 N 110ПДС о возмещение расходов в сумме 153 098,71 руб. в добровольном порядке, а также направлена претензия N 17/4-09/01-3148 с предложением в добровольном порядке возместить Фонду излишне понесенные расходы в сумме 45 125,94 руб. по выплате Скоковой А.Н. по временной нетрудоспособности в 2019 году.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Удовлетворяя требования Фонда, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что гарантии, предусмотренные трудовым законодательством в части порядка оформления прекращения трудовых отношений, соблюдения процедуры увольнения, а также гарантии, закрепленные в части 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ, на осужденных к лишению свободы не распространяются.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на неверном толковании норм действующего законодательства в силу следующего.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, но лишь в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав, и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 255-ФЗ право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
К числу застрахованных лиц Закон N 255-ФЗ относит также лиц, осужденных к лишению свободы, если они привлечены к оплачиваемому труду.
Согласно пункту 7 статьи 12 Уголовного-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В статье 4 Закона N 255-ФЗ также установлено, что лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, подлежат обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Основания и порядок выплаты пособий указанной категории лиц регламентированы в Положении об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 N 727 (далее - Положение N 727).
Законом N 255-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых осуществляется обеспечение пособием по временной нетрудоспособности, возможность его выплаты связана либо с болезнью самого застрахованного лица или членов его семьи, либо с осуществлением специальных ограничительных (карантин) или реабилитационных в отношении застрахованного лица (протезирование и санаторно-курортное лечение) мероприятий, обуславливающих необходимость его освобождения от выполнения трудовых обязанностей (часть 1 статьи 5), а в качестве исключения из общего правила предоставлена возможность получения данного пособия после прекращения трудовых отношений, если заболевание или травма застрахованного лица наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору (часть 2 статьи 5).
Частью 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
Согласно статье 6 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.
Аналогичные требования в части выплаты пособий по временной нетрудоспособности указаны в Положении N 727.
Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения N 727 осужденным выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию, в частности по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Условием осуществления страховых выплат является исполнение осужденными трудовых обязанностей в соответствии с установленным графиком до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью. Основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункты 4, 8 Положения N 727).
Пособия выплачиваются осужденным за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации организациями, в которых трудятся осужденные. При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств указанных организаций (пункт 3 Положения N 727).
Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (пункт 9 Положения N 727).
Из буквального толкования положений части 2 статьи 5, статьи 13 Закона N 255-ФЗ, Положения N 727 следует, что право на получение пособия по временной нетрудоспособности имеют застрахованные лица при наступлении страховых случае в период работы (деятельности) или в течение 30 календарных дней со дня прекращения данной работы (деятельности).
Следовательно, при наступлении страхового случая в период 30-дневного срока после прекращения привлечения к труду осужденного данное лицо как застрахованное лицо в соответствии с положениями Закона N 255-ФЗ имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.
Поскольку из судебных актов не следует, что судами при рассмотрении дела были исследованы обстоятельства, на которые ссылалось учреждение, о том, что по спорным листкам нетрудоспособности страховой случай наступил в период 30-дневного срока после прекращения привлечения к труду осужденного, не проверен расчет сумм, выплаченных по листкам нетрудоспособности и непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, с учетом изложенных в оспариваемом решении выводов о представлении Учреждением неполных и недостоверных сведений в подтверждение правомерности осуществления выплат по листкам нетрудоспособности, выданным после отчисления с должности осужденных, судебные акты подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно оценить доводы и возражения лиц, участвующих в деле, и разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.02.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 02.06.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-12697/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.