г. Тюмень |
|
2 декабря 2021 г. |
Дело N А27-5875/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление 1" на решение от 29.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Аникина К.Е.) и постановление от 22.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-5875/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление 1" (652705, город Киселевск, улица 50 лет Октября, дом 17, ИНН 4211022610, ОГРН 1084211001676) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, офис 229, ИНН 4207052789, ОГРН 1024200719828; 653050, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, улица Есенина, дом 48) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационное управление 1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция, административный орган) от 19.03.2021 N 52 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Решением от 29.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 22.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа изменено в части назначения административного наказания, обществу определена мера ответственности в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, при организации и проведении проверки административным органом были нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -Закон N 294-ФЗ), поскольку не имелось правовых оснований для ее проведения, руководитель общества не был уведомлен о ее проведении, проверка проведена в отсутствии руководителя или иного уполномоченного представителя юридического лица.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании лицензии от 01.04.2015 N 31 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе домами, расположенными по адресу: город Киселевск, улица 50 лет Октября, NN 7, 11, 15, 21, 39/1, 43, 43/2, 45, улица Ставропольская, N 5, улица Чумова, N 42 (далее - многоквартирные дома).
На основании распоряжения руководителя инспекции от 05.02.2021 в рамках осуществления лицензионного контроля уполномоченным должностным лицом инспекции в период с 05.02.2021 по 08.02.2021 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов (невыполнение работ по очистке кровли от скопления снега и наледи, по уборке и вывозу снега на придомовой территории).
По результатам проверки инспекцией оставлены акт проверки от 08.02.2021 N 101/2021/ЛК/ПРК-330, протокол об административном правонарушении от 15.02.2021 N 52 и вынесено постановление от 19.03.2021 N 52 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава вменяемого правонарушения и соблюдении процедуры привлечения его к административной ответственности, при этом сочли возможным в порядке частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 125 000 руб., в связи с чем изменили оспариваемое постановление инспекции.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (подпункт "д"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктов "б", "в", "е" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Пунктами 7, 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пунктом 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в холодный период года относятся проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см, очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова), очистка придомовой территории от наледи и льда согласно периодичности выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами обществом допущено нарушение вышеназванных норм при содержании общего имущества спорных домов (не выполнены работы не выполнены работы по удалению с крыш снежных навесов, наледей и сосулек, по очистке придомовой территории от снега и наледи).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирными домами, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы общества о грубом нарушении инспекций требований Закона N 294-ФЗ при организации и проведении внеплановой выездной проверки в части отсутствия оснований для проведения проверки, уведомления руководителя о ее проведении, участия представителя общества при проведении проверки и составлении акта проверки основаны на ошибочном толковании законодательства (статьи 196 ЖК РФ, статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании", статьи 20 Закона N 294-ФЗ) и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного инспекцией административного штрафа размер штрафа до 125 000 руб.
С учетом изложенного суды правомерно признали незаконным и изменили оспариваемое постановление административного органа в части назначения наказания.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 22.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5875/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о грубом нарушении инспекций требований Закона N 294-ФЗ при организации и проведении внеплановой выездной проверки в части отсутствия оснований для проведения проверки, уведомления руководителя о ее проведении, участия представителя общества при проведении проверки и составлении акта проверки основаны на ошибочном толковании законодательства (статьи 196 ЖК РФ, статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании", статьи 20 Закона N 294-ФЗ) и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Вместе с тем, признав избранную в отношении общества меру ответственности в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. чрезмерной, суд первой инстанции, руководствуясь положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения снизил размер назначенного инспекцией административного штрафа размер штрафа до 125 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 декабря 2021 г. N Ф04-6961/21 по делу N А27-5875/2021