г. Тюмень |
|
06 декабря 2021 г. |
Дело N А67-2441/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Хлебникова А.В. рассмотрел кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук на решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Аксиньин С.Г.) и постановление от 24.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Назаров А.В.) по делу N А67-2441/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (634021, Томская область, город Томск, улица Елизаровых, дом 79/2, ИНН 7017270664, ОГРН 1107017017568) к федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук (634055, Томская область, город Томск, проспект Академический, дом 2/4, ИНН 7021000822, ОГРН 1027000868971) о взыскании денежных средств.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Томскводоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению науки Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук (далее - учреждение) о взыскании 111 121,91 руб. основной задолженности по оплате за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения за период с июля 2020 года по январь 2021 года, 153,86 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 19.03.2021 по 22.03.2021, а также процентов до момента фактического исполнения обязательства исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 АПК РФ.
Решением от 03.06.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 24.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе приведены следующие доводы: истец не предъявлял ответчику претензий по факту превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в спорный период ввиду отсутствия мероприятий по отбору проб с целью проведения контроля сточных вод; ответчик не относится к абонентам, обязанным вносить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и не осуществляет перечисленные в пункте 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), виды производственной деятельности; апелляционный суд применил норму статьи 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), которая утратила силу с 01.01.2019, а также неверно истолковал пункты 114, 123(4) Правил N 644; судами не принят во внимание довод ответчика о необходимости расчета платы исходя из результатов отбора проб сточных вод по фактическим показателям, который предусмотрен пунктом 119 Правил N 644; метод стимулирования абонентов к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах к ответчику не применим; осуществление истцом отбора сточных вод предусмотрено договором и трижды им проведен в отношении объектов ответчика; поскольку истец не исполнил обязанность по контролю состава и свойств сточных вод, у ответчика отсутствовали данные, необходимые для подачи декларации; ответчик не относится к абонентам, обязанным подавать такую декларацию.
Общество в письменном отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы.
Кассационная жалоба рассматривается в суде округа судьей единолично без вызова сторон согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288, 288.2 АПК РФ законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждением (абонентом) заключен договор водоотведения от 01.01.2020 N 4-6222/84 в редакции протокола разногласий (далее - договор), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованной системы водоотведения нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором (пункт 1.1 договора).
Сведения о режиме приема сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод указаны в приложении N 2 к договору.
Согласно пункту 3.2 договора расчетным периодом является один календарный месяц.
В соответствии с условием пункта 3.4 договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты абонента в связи с нарушением нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Абонент вносит оплату по указанному договору в следующем порядке: 30 процентов стоимости объема сточных вод, сброшенных абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца; оплата за фактически оказанные услуги водоотведения в истекшем месяце с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В случае если объем фактически оказанной услуги водоотведения за истекший месяц, определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 "Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод", окажется меньше объема воды (сточных вод), за который абонентом была произведена оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет погашения платежа за следующий месяц.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет общества с ограниченной ответстственностью "ТРЦ" (пункт 3.2 договора).
В силу пункта 4.1.8 договора организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 4.2.5 договора предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе взимать плату с абонента за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Договор вступает в силу с 01.01.2020, действует до 31.12.2021 включительно, с последующей пролонгацией, в части платежных обязательств - до полного их выполнения сторонами своих обязательств по контракту (пункты 17.1-17.3 договора).
Истец в порядке 123(4) Правил N 644 произвел расчет и выставил ответчику счета, счета-фактуры для внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с июля 2020 года по январь 2021 года.
Претензия, направленная истцом в адрес ответчика, оставлена последним без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 314, 395, 539, 544, 548, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 7, 14 Закона о водоснабжении), пунктами 1, 119, 120, 123, 123(4) Правил N 644 (далее - Правила N 644, пунктом 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательства" и исходил из доказанности ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за спорный период времени, обоснованности начисления процентов за пользование чужими денежными средствами, а также процентов по день фактической уплаты задолженности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 29.07.2013 утверждены Правила N 644, в силу пункта 25 которых организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и указанными Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 закреплено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 123(4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Согласно пункту 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб.м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.
Таким образом, в связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 728), с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Исследовав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, установив, что объем сбрасываемых сточных вод с объектов абонента за спорный период времени составляет менее 30 куб.м в сутки, а ответчик относится к числу абонентов, обязанных вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, принимая во внимание отсутствие доказательств внесения соответствующей платы, проверив расчет основного долга и процентов, суды обеих инстанций пришли к мотивированному выводу об обоснованности предъявляемой истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной по формуле, содержащейся в пункте 123(4) Правил N 644, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Арифметическая составляющая расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 АПК РФ).
Указав на приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) указанных Правил, судебные инстанции верно отметили, что ответчик не был лишен возможности самостоятельно осуществить отбор проб и представить истцу декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Аргумент заявителя кассационной жалобы о том, что ответчик не относится к перечню абонентов, обязанных вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, судом округа во внимание не принимается, поскольку характер деятельности ответчика в связи с внесенными в пункт 123(4) Правил N 644 изменениями не имеет правового значения применительно к существу настоящего спора.
Ошибочное указание апелляционным судом положений статьи 29 Закона о водоснабжении, утративших силу с 01.01.2019, не привело к принятию неправильных судебных актов по существу спора.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления в порядке статьи 288 АПК РФ, окружным судом не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.06.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 24.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Хлебников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указав на приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) указанных Правил, судебные инстанции верно отметили, что ответчик не был лишен возможности самостоятельно осуществить отбор проб и представить истцу декларацию о составе и свойствах сточных вод.
...
Аргумент заявителя кассационной жалобы о том, что ответчик не относится к перечню абонентов, обязанных вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, судом округа во внимание не принимается, поскольку характер деятельности ответчика в связи с внесенными в пункт 123(4) Правил N 644 изменениями не имеет правового значения применительно к существу настоящего спора."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2021 г. N Ф04-7172/21 по делу N А67-2441/2021