г. Тюмень |
|
8 декабря 2021 г. |
Дело N А75-4700/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Югра-Экология" на постановление от 16.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-4700/2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению акционерного общества "Югра-Экология" (628011, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ИНН 8601065381, ОГРН 1178617020262) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
акционерное общество "Югра-Экология" (далее - общество, АО "Югра-Экология") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление, антимонопольный орган) от 11.03.2021 N 28 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением от 22.06.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 16.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Югра-Экология" просит отменить указанное постановление апелляционного суда, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, пункт 1.2 предписания антимонопольного органа является неисполнимым, поскольку невозможно вернуть закупку на стадию проведения электронного аукциона в части подачи ценовых предложений в связи с изменением начальной максимальной цены контракта.
Антимонопольный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями порядке 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "Югра-Экология" в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пунктом 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133 (далее - Правила N 1133), в декабре 2020 года проведена закупка в форме электронного аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории городского округа Нефтеюганска (извещение от 05.12.2020 N 32009767393) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе рассмотрения жалобы участника данной закупки на действия общества антимонопольным органом выявлены нарушения пункта 4 статьи 68 Закона о контрактной системе, выразившиеся в проведении аукциона путем снижения начальной максимальной цены контракта (31 997 703,96 руб. без НДС), которая не соответствовала цене, указанной в извещении о проведении аукциона (38 397 244,75 руб.).
По результатам рассмотрения указанной жалобы управлением 28.12.2020 вынесено решение N 086/07/3-2312/2020 и выдано предписание N 130 об устранении выявленных при проведении аукциона нарушений, в соответствии с которым АО "Югра-Экология" необходимо в срок до 15.01.2021 отменить протоколы, составленные при проведении закупки (пункт 1.1); вернуть закупку N 32009767393 на стадию проведения электронного аукциона в части подачи ценовых предложений (пункт 1.2); осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в порядке, установленном Законом о контрактной системе, Правилами N 1133, с учетом указанного решения (пункт 1.3) и представить в антимонопольный орган информацию об исполнении предписания в трехдневный срок с момента исполнения, с приложением подтверждающих документов (пункт 3).
Письмом от 19.01.2021 общество сообщило управлению об исполнении названного предписания, указав на отмену протоколов по закупке N 32009767393, на невозможность возвращения закупки на стадию подачи ценовых предложений в связи с изменением начальной максимальной цены контракта и принятие решения о проведении новой закупки N 32109888762.
Ссылаясь на фактическое неисполнение предписания от 28.12.2020 в установленный срок, антимонопольный орган составил в отношении АО "Югра-Экология" протокол об административном правонарушении от 26.02.2021 и вынес постановление от 11.03.2021 N 28 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из отсутствия в деянии общества состава вменяемого ему административного нарушения, поскольку им исполнено предписание антимонопольного органа путем отмены протоколов, составленных при проведении закупки, и проведения новой закупки в январе 2021 года.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, апелляционный суд пришел к выводу о невыполнении АО "Югра-Экология" предписания, указав на отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность продолжения проведения спорной закупки N 32009767393, а также на нетождественность ее условиям (в части цены) новой закупки.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что общество 11.01.2021 получило предписание антимонопольного органа от 28.12.2020 N 130, содержащее указание на совершение конкретных действий, в том числе по продолжению проведения спорной закупки в соответствии с условиями, указанными в извещении от 05.12.2020 N 32009767393 (начальная цена 38 397 244, 75 руб.). Однако, отменив все протоколы данной закупки, АО "Югра-Экология" не вернулось к этапу подачи ценовых предложений на аукционе, вместо этого отменило указанный аукцион и объявило новую закупку по начальной максимальной цене 16 874 770, 31 руб.
При этом вопреки доводам общества из представленного им письма оператора электронной площадки от 25.02.2020 N 0219 не усматривался факт невозможности проведения закупки N 32009767393 путем снижения начальной максимальной цены, установленной в извещении от 05.12.2020. То обстоятельство, что участникам закупки стала известна информация о предложенных ими ценах при проведении аукциона N 32009767393 также не являлось препятствием для повторного проведения аукциона в порядке выполнения предписания управления.
Размещение АО "Югра-Экология" новой закупки по предмету торгов N 32009767393 с иным условием о начальной максимальной цене контракта, как верно отмечено апелляционным судом, не свидетельствует о выполнении предписания антимонопольного органа от 28.12.2020 и восстановлении прав участника закупки, по результатам рассмотрения жалобы которого было выдано указанное предписание. Напротив, данный участник закупки вновь обратился в управление с жалобой на действия общества при проведении нового аукциона, ссылаясь на невыполнение выданного ему ранее предписания.
Поскольку общество не представило доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для своевременного выполнения выданного предписания антимонопольного органа в полном объеме, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ. Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение судом не выявлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного АО "Югра-Экология" требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления антимонопольного органа.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 16.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4700/2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
...
Поскольку общество не представило доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для своевременного выполнения выданного предписания антимонопольного органа в полном объеме, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией части 7.2 статьи 19.5 КоАП РФ. Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение судом не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 декабря 2021 г. N Ф04-7196/21 по делу N А75-4700/2021