г. Тюмень |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А70-5992/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление-9" на решение от 01.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 12.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-5992/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление-9" (625026, город Тюмень, улица Таймырская, дом 72, офис 124, ОГРН 1057200829872, ИНН 7203165963) к Административной комиссии Центрального административного округа города Тюмени (625048, город Тюмень, улица Новгородская, дом 10) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление-9" - Толстяков А.А. по доверенности от 01.04.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительно-монтажное управление-9" (далее - ООО "СМУ-9", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Центрального административного округа города Тюмени (далее - комиссия, административный орган) от 31.03.2021 N ЦАО1592 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 4.5 Кодекса Тюменской области об административной ответственности (далее - Кодекс ТО), в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением от 01.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочным выводам о нарушении обществом Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской думы от 27.06.2019 N 123 (далее - Правила благоустройства), поскольку общество не осуществляло действий по содержанию зеленых насаждений, а выполняло работы по расчистке (вырубке) деревьев в охранной зоне, которые предусмотрены Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160); акт осмотра от 15.03.2021 не является надлежащим доказательством, подтверждающим вину общества в совершении административного правонарушения; выводы судов относительно назначения наказания не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в судебном заседании представителя общества, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.03.2021 в 16 часов 10 минут главным специалистом отдела по благоустройству управления по экологии департамента городского хозяйства администрации города Тюмени выявлен факт повреждения обществом зеленых насаждений в количестве 169 единиц (вяз мелколистый - 93 единицы, береза бородчатая - 13 единиц, яблоня ягодная - 28 единиц, рябина обыкновенная - 24 единицы, клен ясенелистный - 11 единиц) при проведении подрядных работ по расчистке просек под линиями электропередач от древесной и кустарниковой растительности в районе улиц Харьковская, Коммунаров города Тюмени.
По факту выявленного нарушения комиссией в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.03.2021 N 7 и вынесено постановление от 31.03.2021 N ЦАО 1592 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 4.5 Кодекса ТО, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии общества события вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса ТО уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно пункту 2 статьи 1 Правил благоустройства названные Правила обязательны для исполнения всеми физическими, юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями и действуют на всей территории города Тюмени, за исключением территорий кладбищ.
Благоустройство осуществляется на основании таких принципов, как приоритет сохранения существующих зеленых насаждений; поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой на территории города Тюмени; зеленые насаждения - древесные, кустарниковые и (или) травянистые растения естественного и (или) искусственного происхождения, произрастающие на территории города Тюмени, за исключением территорий городских лесов, кладбищ, земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, а также для ведения садоводства, огородничества (статья 2, пункты "г", "з" статьи 3 Правил благоустройства).
Пунктом 11 статьи 13 Правил благоустройства определено, что лица, осуществившие уничтожение, в том числе незаконную рубку, или повреждение зеленых насаждений, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением администрации города Тюмени от 23.12.2010 N 138-пк утвержден Порядок содержания зеленых насаждений на территории города Тюмени (далее - Порядок содержания зеленых насаждений), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Разделом 4 приложения N 1 к названному Порядку определены виды обрезки древесных, древесно-кустарниковых и кустарниковых зеленых насаждений (санитарная, производимая в том числе с целью удаление ветвей, попадающих в пределы безопасного коридора вокруг токоведущих линий освещения и силовой линии; омолаживающая и формовочная), степень обрезки (слабая - не более 25-30% величины годичного прироста; умеренная - до 50% длины годичного прироста; сильная (только у быстрорастущих пород) - 60-75% длины годичного прироста), объем и порядок обрезки, а также указаны породы деревьев, относящиеся к быстрорастущим (прирост 1 - 2 м и более), умеренно растущим (прирост 0,5 - 0,6 м), медленно растущим (прирост до 0,25 - 0,2 м).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (в том числе акт осмотра места совершения административного правонарушения от 15.03.2021 N 18/1, фотоматериалы, договор субподряда от 25.02.2021 N 12/2021/09ЛЭТ на выполнение обществом работ по расчистке трасс в охранных зонах ВЛ 35-110 кВ), суды установили, что при проведении работ обществом допущено повреждение 169 единиц зеленых насаждений (обрезка ветвей произведена более чем на 3/4 длины, удалено более 40% кроны, в том числе у деревьев, отнесенных к категории медленно растущих).
Доводы ООО "СМУ-9" о том, что общество исполняло принятые на себя в рамках договора субподряда от 25.02.2021 N 12/2021/09ЛЭТ обязательства и действовало в соответствии с Правилами N 160 подлежат отклонению в силу следующего.
Правилами N 160 установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляется в том числе вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением (подпункт "б" пункта 21); сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра (подпункт "в" пункта 23).
Судами установлено, что обществом произведена обрезка в том числе деревьев, высота которых не превышала четырех метров; у значительного количества деревьев выполнена не только верхняя обрезка по высоте, но также полностью обрезаны до ствола боковые ветви; при этом договором субподряда от 25.02.2021 N 12/2021/09ЛЭТ не определен вид обрезки, который необходимо применять при проведении работ по расчистке трассы от поросли.
Вопреки позиции общества осуществление действий в рамках гражданско-правового договора не освобождает его от выполнения публично-правовой обязанности по соблюдению Правил благоустройства, Порядка содержания зеленых насаждений.
С учетом изложенного суды признали доказанным факт несоблюдения обществом требований пункт 11 статьи 13 Правил благоустройства, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.5 Кодекса ТО.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, установленных законодательством Тюменской области, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава вменяемого ему административного правонарушения.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 4.5 Кодекса ТО.
Довод о возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 4.5 Кодекса ТО.
Доводы общества об отсутствии состава вменяемого ему административного правонарушения направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании представленных участниками спора доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 12.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5992/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочным выводам о нарушении обществом Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской думы от 27.06.2019 N 123 (далее - Правила благоустройства), поскольку общество не осуществляло действий по содержанию зеленых насаждений, а выполняло работы по расчистке (вырубке) деревьев в охранной зоне, которые предусмотрены Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160); акт осмотра от 15.03.2021 не является надлежащим доказательством, подтверждающим вину общества в совершении административного правонарушения; выводы судов относительно назначения наказания не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
...
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Постановлением администрации города Тюмени от 23.12.2010 N 138-пк утвержден Порядок содержания зеленых насаждений на территории города Тюмени (далее - Порядок содержания зеленых насаждений), разработанный в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
...
Довод о возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, ему дана надлежащая оценка."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2021 г. N Ф04-6999/21 по делу N А70-5992/2021