г. Тюмень |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А70-6815/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стеклотех" на решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 09.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-6815/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стеклотех" (625521, Тюменская область, Тюменский район, рабочий поселок Богандинский, улица Кирова, дом 10А, строение 5, ИНН 7203190631, ОГРН 1077203012260) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ИНН 7202128616, ОГРН 1047200624789) об оспаривании постановления от 30.03.2021 N 188Н.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стеклотех" (далее - общество, ООО "Стеклотех") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 30.03.2021 N 188Н.
Решением от 21.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, при вынесении оспариваемых судебных актов судами не учтены допущенные административным органом грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); при постановке на учет объекта с кодом 71-0172-002463-П обществом не были нарушены требования статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ); срок привлечения к административной ответственности по эпизоду об уточнении границ горного отвода на момент вынесения оспариваемого постановления истек; судами необоснованно не применены положения статей 2.9, 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество имеет лицензию на право пользования недрами ТЮМ 01209 ВЭ с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр, расположенном в р.п. Богандинский Тюменского района Тюменской области, со сроком действия до 23.10.2032.
На основании распоряжения от 14.01.2021 N 1-р административным органом в отношении общества была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что ООО "Стеклотех" эксплуатирует объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, а именно: производственный объект, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, р.п. Богандинский, ул. Кирова, 10 А, стр. 5 (код объекта 71-0172-000175-П, I категория воздействия на окружающую среду, свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от 25.04.2018 N CEMJT5U1), а также неразрывно связанный с ним объект, расположенный по адресу: 625521, Тюменская область, Тюменский район, р.п. Богандинский (код объекта 71-0172-002463-П, III категория, свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, от 21.12.2020 N EOVE208P).
По результатам проведенной проверки управлением были выявлены допущенные ООО "Стеклотех" нарушения требований условий лицензии ТЮМ 01209 ВЭ, а именно: после согласования проекта водозабора не уточнены границы горного отвода, установленные лицензионном соглашении, являющимся приложением N 1 к лицензии ТЮМ 01209 ВЭ (далее - Лицензионное соглашение), в части ограничения по глубине - 41 м (нарушение пунктов 3.2, 3.4 Лицензионного соглашения); верхняя часть эксплуатационной колонны скважин (NN 1, 2) водозабора открыта - скважины не оборудованы оголовком/опорной плитой, тем самым в конструкциях скважин не обеспечено предотвращение возможного загрязнения подземных вод путем прямого попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт через устья скважин (нарушение пунктов 4.8, 5.1, 8.2, 8.3 Лицензионного соглашения); первый пояс зоны санитарной охраны частично не огорожен (30 м от центра каждой из скважин) (нарушение пунктов 4.6, 8.2 Лицензионного соглашения).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Стеклотех" протокола об административном правонарушении от 18.03.2021 N 189 Н и вынесения постановления от 30.03.2021 N 188 Н, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с жалобой.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности наличия в деянии ООО "Стеклотех" состава вменяемого административного правонарушения, а также об отсутствии нарушений порядка его привлечения к административной ответственности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами (до 20.03.2021 ответственность наступала за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта)).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, выполнение условий, установленных лицензией (пункты 2, 10 части второй статьи 22 Закона N 2395-1).
Согласно пункту 3.2 Лицензионного соглашения участки недр имеют статус горного отвода по площади, совпадающей с зоной строгого режима санитарной охраны (I пояс зоны санитарной охраны) водозабора с ограничением по глубине 41 м.
На территории ООО "Стеклотех" предусматривается бурение эксплуатационных скважин. Проектная глубина каждой скважины - 41 м (пункт 3.4 Лицензионного соглашения).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона N 2395-1 предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 названного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (часть 4 статьи 7 Закона N 2395-1).
Судами установлено, что глубина скважины N 2 составляет 40 м, а скважина N 1 пробурена на глубину 42 м, при этом ООО "Стеклотех" после согласования проекта водозабора не уточнены границы горного отвода, установленные в Лицензионном соглашении, в части ограничений по глубине - 41 м.
Таким образом судами сделан обоснованный вывод о нарушении обществом требований пунктов 3.2, 3.4 Лицензионного соглашения.
Пунктом 4.8 Лицензионного соглашения установлено, что в течение 2 месяцев после бурения скважин необходимо разработать и согласовать в территориальном центре государственного мониторинга геологической среды Тюменской области (ТЦ "Тюменьгеомониторинг") программу по ведению мониторинга подземных вод. В соответствии с разработанной программой осуществлять наблюдения за состоянием эксплуатируемого водоносного горизонта.
Пунктом 5.1 Лицензионного соглашения определено, что владелец лицензии, в том числе, обязан:
- реализовать в полном объеме мероприятия, предусмотренные мониторингом геологической среды (подземных вод);
- обеспечить соблюдение действующего законодательства утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы охраны недр, окружающей среды, безопасного ведения работ.
Согласно пункту 8.2 Лицензионного соглашения к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр при проведении работ относится эксплуатация скважин согласно требованиям СанПин 2.1.4.1110-02, СНиП 3.05.04-85 (1990), СП 2.1.5.1059-01.
Пунктом 8.3 Лицензионного соглашения определено, что основными требованиями по охране окружающей природной среды, экологической безопасности и обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
- выполнение всех работ безопасным и должным образом в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области экологии, охраны окружающей среды и промышленной безопасности;
- выполнение установленных стандартов по охране подземных вод и других объектов окружающей среды и своевременная ликвидация прямых и потенциальных источников загрязнения подземных вод, связанных с пользованием недрами.
Согласно программе по ведению мониторинига подземных вод на одиночном водозаборе, расположенном в р.п. Богандинский Тюменского района", разработанной ТЦ "Тюменьгеомониторинг", организация мониторинга подземных вод предусматривает, в том числе подготовку и оборудование скважины водозабора для производства наблюдений в соответствии с действующим СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", а также осуществление в первом поясе зоны санитарной охраны предусмотренных СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" мероприятий по оборудованию скважины с учетом предотвращения возможности загрязнения подземной воды через оголовок.
Судами установлено, что в нарушение пунктов 4.8, 5.1, 8.2, 8.3 Лицензионного соглашения верхняя часть эксплуатационной колонны скважин водозабора открыта (скважины не оборудованы оголовком/опорной плитой), тем самым в конструкциях скважин не обеспечено предотвращение возможного загрязнения подземных вод путем прямого попадания загрязняющих веществ в водоносный горизонт через устья скважин.
Согласно пункту 4.6 Лицензионного соглашения владелиц лицензии обязан установить зону санитарной охраны водозабора в следующих границах:
- первый пояс (зона строгого режима) - в радиусе 30 м вокруг каждой скважины (в соответствии с заключением 09-60 N 300 Территориального отдела Территориального управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Тюменском, Нижнетавдинском, Ярковском районах);
- второй пояс в соответствии с расчетами: вверх по потоку 65 м, вниз по потоку 62,5 м, ширина потока 131 м;
- третий пояс в соответствии с расчетами: вверх по потоку 615 м, вниз по потоку 77 м, ширина потока 1102 м.
В силу пункта 3.2.1.1 СанПин 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Материалами дела подтверждается и обществом в кассационной жалобе по существу не оспаривается, что в нарушение вышеуказанных требований первый пояс зоны санитарной охраны имеет частичное ограждение (30 м от центра каждой из скважин).
Поскольку обществом не представлены доказательства отсутствия у него возможности выполнения установленного законодательством порядка пользования недрами, принятия всех зависящих от него мер по соблюдению нарушенных правил и норм, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При этом доводы подателя кассационной жалобы о нарушении административным органом требований Закона N 294-ФЗ при проведении проверки в отношении ООО "Стеклотех" были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены, поскольку эксплуатируемые обществом объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, являются неразрывно связанными, в то время как ООО "Стеклотех" фактически не оспаривает наличие с его стороны нарушений Лицензионного соглашения, образующих состав вменяемого ему административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, в частности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 КоАП РФ), - по истечении одного года, со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2).
Согласно абзацу 3 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что указанный день определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
Судами установлено, что в рассматриваемом случае допущенное обществом административное правонарушение (осуществление деятельности по недропользованию с нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является длящимся; срок давности привлечения к ответственности подлежал исчислению с момента выявления указанных нарушений (акт проверки от 17.02.2021) и на момент вынесения постановления (30.03.2021) не истек.
Административное наказание назначено обществу в виде штрафа в минимальном размере, определенном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Решение указанного вопроса отнесено к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам лиц, участвующих в деле, представленным в обоснование доказательствам и высказывает свое суждение о том, является ли допущенное правонарушение малозначительным. При этом по общему правилу суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав материалы дела, не установили оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании незаконными и отмене оспариваемого постановления административных органов.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку судов первой и апелляционной инстанций.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6815/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.