г. Тюмень |
|
14 декабря 2021 г. |
Дело N А03-1982/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Куприной Н.А.,
судей Крюковой Л.А.,
Мальцева С.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения комбинат "Аврора" управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение от 27.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Хворов А.В.) и постановление от 18.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аюшев Д.Н., Назаров А.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-1982/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Сбытсервис" (658130, Алтайский край, город Алейск, улица Советская, дом 100А, офис 36, ОГРН 1152210000172, ИНН 2211005570) к федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Аврора" управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (658084, Алтайский край, город Новоалтайск, улица Вагоностроительная, дом 11, ОГРН 1022200770570, ИНН 2208000941) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Новоалтайскводоканал" (ОГРН 1172225029448, ИНН 2208052474).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сбытсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному казенному учреждению комбинат "Аврора" управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - учреждение) о взыскании 10 749,98 руб. платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (далее - ЦСВ) и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за период с июля по сентябрь 2020 года, 260,06 руб. неустойки, рассчитанной по состоянию на 03.02.2021, с последующим ее начислением по день фактического исполнения обязательства.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новоалтайскводоканал" (далее - водоканал).
Решением от 27.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
Учреждение, не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: судами неправильно применены нормы материального права (пункты 111, 113, 114, 118, 119, 120, 123, 123(2), 123(4), 124, 130 - 130(4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, далее - Правила N 644), поскольку истцом не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих, что в период действия (с 01.01.2020 по 31.12.2020) государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 25.12.2019 N 24/10/2019 (далее - контракт) учреждением совершены какие-либо действия, влекущие начисление ему спорной платы, а также о наличии загрязняющих веществ в стоках ответчика; не принято во внимание, что приложением N 6 к контракту установлены нормативы допустимых сбросов и требования к составу и свойствам сточных вод, нормативы водоотведения по составу сточных вод, доказательств превышения которых учреждением общество в материалы дела не представило; без отбора проб, проведения анализа и получения подтверждения о превышении учреждением допустимых нормативов состава сточных вод у общества отсутствуют правовые основания для начисления платы за негативное воздействие на ЦСВ и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Представленные учреждением с кассационной жалобой дополнительные доказательства (пункты 3 - 6 приложения к кассационной жалобе) в силу статьи 286 АПК РФ не подлежат приобщению к материалам дела, поэтому возвращаются заявителю жалобы.
Отзывы на кассационную жалобу истцом и третьим лицом суду округа в соответствии со статьей 279 АПК РФ не представлены.
Учреждением в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ заявлено о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, что удовлетворено судом округа.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, на основании постановления администрации города Новоалтайска Алтайского края от 22.05.2018 N 758 водоканал определен гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории городского округа - город Новоалтайск.
По агентскому договору от 31.08.2015 N 5А водоканал наделил общество полномочиями по осуществлению юридических и фактических действий в отношениях по водоснабжению потребителей, в том числе заключению договоров, сбору платы за услуги, взысканию задолженности.
Между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства, ОВКХ) и учреждением (абонент) заключен контракт, по условиям которого ОВКХ обязалась через присоединенную сеть подавать холодную воду и принимать сточные воды на объект, расположенный по адресу: город Новоалтайск, улица Вагоностроительная, дом 11. Абонент обязался оплачивать принятую холодную питьевую воду и стоки, соблюдать режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых приборов учета, соблюдать нормативы по составу отводимых в ЦСВ сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (пункт 1 контракта).
Также на абонента возложена обязанность по соблюдению установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сборы, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, и соблюдению указанных нормативов и требований (подпункт "т" пункта 14 контракта); внесению платы за негативное воздействия на ЦСВ и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод (подпункт "е" пункта 14 контракта).
Рассчитав размер платы за негативное воздействие на ЦСВ (2 150,01 руб.) и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов (8 599,97 руб.), ОВКХ направила абоненту для оплаты счета-фактуры от 30.09.2020 N 13516 и N 13517 на общую сумму 10 749,98 руб., которые получены учреждением 11.11.2020.
Обществом направлена учреждению претензия от 27.11.2020 с требованием оплатить задолженность по оплате негативного воздействия на работу ЦСВ, сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, которая оставлена абонентом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, руководствовался статьями 8, 309, 310, 329, 330, 401, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 10 статьи 7, пунктами 2, 6.2 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктами 35, 36, 113, 118, 123(4), 197, 203 Правил N 644, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728) и исходил из того, что учреждение относится к категории абонентов, для которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ осуществляется в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644; отсутствия оснований для применения общих норм о начислении платы за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, предусмотренных пунктом 123 Правил N 644.
Арбитражный суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов и возражений относительно жалобы, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), суд округа считает выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу ЦСВ, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в ЦСВ и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в ЦСВ сточных вод, а также производить ОВКХ оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 определено право ОВКХ взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу ЦСВ, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в ЦСВ.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
По пункту 118 Правил N 644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в ЦСВ, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 данных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Раздел VII Правил N 644 устанавливает порядок определения размера и компенсации расходов ОВКХ при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу ЦСВ.
В силу пункта 123(4) Правил N 644 (в редакции, действующей с 03.06.2020) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,
расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (НДС), учитываемого дополнительно (руб./куб. м);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ.
Согласно пункту 124 Правил N 644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. м в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в ОВКХ декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в ОВКХ.
Положение, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не распространяется на объекты абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов. Представление декларации в отношении таких объектов абонента не допускается независимо от объема сбрасываемых сточных вод.
Таким образом, в связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Аналогичный порядок начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод предусмотрен пунктом 203 Правил N 644.
В силу пункта 203 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;
- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;
расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм. сост.) (руб.) определяется по формуле: П норм. сост. = 2 x Т x Qпр1.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статьи 64, 65, 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что объект учреждения, расположенный по адресу: город Новоалтайск, улица Вагоностроительная, дом 11, подпадает под действие пункта 123(4) Правил N 644, так как среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб. м в сутки, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ответчика является деятельность по складированию и хранению, что в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 является основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, правом подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, учреждение не воспользовалось, не доказало, что в спорный период, либо после получения претензии от 27.11.2020 общества, обращалось с требованием провести отбор и анализ сточных вод, а общество на данное требование необоснованно отказалось его произвести, не представило доказательств проведения исследования состава сточных вод аккредитованной лабораторией, суды пришли к мотивированному выводу о наличии оснований для взимания ОВКХ с абонента платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной по формуле, содержащейся в пункте 123(4) Правил N 644, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и правомерно удовлетворили иск.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой судами доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления в порядке статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.05.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.08.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-1982/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Куприна |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что объект учреждения, расположенный по адресу: город Новоалтайск, улица Вагоностроительная, дом 11, подпадает под действие пункта 123(4) Правил N 644, так как среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод составляет менее 30 куб. м в сутки, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ответчика является деятельность по складированию и хранению, что в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 является основанием для начисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, правом подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, учреждение не воспользовалось, не доказало, что в спорный период, либо после получения претензии от 27.11.2020 общества, обращалось с требованием провести отбор и анализ сточных вод, а общество на данное требование необоснованно отказалось его произвести, не представило доказательств проведения исследования состава сточных вод аккредитованной лабораторией, суды пришли к мотивированному выводу о наличии оснований для взимания ОВКХ с абонента платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, рассчитанной по формуле, содержащейся в пункте 123(4) Правил N 644, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов и правомерно удовлетворили иск."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2021 г. N Ф04-6377/21 по делу N А03-1982/2021