г. Тюмень |
|
20 декабря 2021 г. |
Дело N А75-2961/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания-1" на решение от 17.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-2961/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания-1" (628606, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица 60 лет Октября, дом 4/П, строение 5, ОГРН 1168617061777, ИНН 8603222689) к территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Нижневартовске, Нижневартовском районе и городе Мегионе (628606, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск, улица Омская, дом 15, ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794,) об оспаривании предписания от 24.02.2021 N 448.
Другое лицо, участвующее в деле: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Рознина, дом 72, ОГРН 1058600003681, ИНН 8601024794).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат школьного питания-1" (далее - ООО "КШП-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным пункта N 1 предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Нижневартовске, Нижневартовском районе и городе Мегионе (далее - ТО Роспотребнадзора) от 24.02.2021 N 448.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление).
Решением от 17.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявления общества.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое предписание неисполнимо, поскольку не содержит перечень вирусов, на наличие которых следует организовать лабораторное обследование работников; в предписании указаны школы, в которых общество не оказывает услуги по питанию.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлены.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, исполняющим обязанности начальника ТО Роспотребнадзора обществу выдано предписание от 24.02.2021 N 448, которым на ООО "КШП-1" возложена обязанность в срок до 05.03.2021. организовать одномоментное профилактическое лабораторное обследование работников пищеблоков в общеобразовательных организациях (по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нижневартовск:
МБОУ СОШ N 1, улица Школьная, 26; СОШ N 17, улица Заводская, 9) на вирусоносительство норо-, рота- и других кишечных вирусов (пункт 1).
Не согласившись с указанным предписанием общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с Положением об Управлении, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) от 10.07.2012 N 725, Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе выдает предписания о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункты 8.1, 8.17); территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам (пункт 15).
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11).
Статьей 29 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1); санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Закона (пункт 3).
В силу пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Данные полномочия предоставлены главным государственным санитарным врачам и их заместителям пунктом 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ.
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания острыми кишечными инфекциями (далее - ОКИ) среди населения Российской Федерации установлены санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.1.3108-13 "Профилактика острых кишечных инфекций", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.10.2013 N 53 (далее - СП 3.1.1.3108-13).
Пунктом 10.5 СП 3.1.1.3108-13 установлено, что в профилактических целях проводятся клинико-лабораторные обследования и ограничительные меры среди отдельных групп населения.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что управлением в рамках исполнения поручения Роспотребнадзора (письмо от 22.01.2021 N 02/1226-2021-27) в связи с зарегистрированными эпидемическими очагами ОКИ преимущественно норо- и ротавирусной этиологии в детских образовательных организациях, в целях предупреждения возникновения вспышек ОКИ вирусной этиологии руководителю Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры направлено предписание от 27.01.2021 N 3 о дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, в соответствии с которым необходимо организовать одномоментное лабораторное обследование работников пищеблоков всех функционирующих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры детских образовательных организаций на кишечные вирусы; в адрес организаций, неподведомственных департаменту, предписания аналогичного характера выданы главными государственными санитарными врачами в городах и районах автономного округа; общество является организацией, оказывающей услуги по питанию в детских образовательных учреждениях города Нижневартовска; оспариваемое предписание от 24.02.2021 N 448 выдано в пределах полномочий, установленных статьей 50 Закона N 52-ФЗ.
Вопреки доводам подателя жалобы спорное предписание является актом реагирования на сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, связанную с выявленными очагами ОКИ и могло быть выдано не только при нарушении санитарного законодательства, но также и при угрозе распространения инфекционных заболеваний. Такое предписание в случае, если соответствующая информация поступила вне рамок контрольных мероприятий, компетентный орган вправе вынести без проведения проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Довод о неисполнимости предписания обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку оно обязывает общество провести обследование работников пищеблоков на вирусоносительство норо-, рота- и других кишечных вирусов, в тех образовательных организациях, в которых общество оказывает соответствующие услуги.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.05.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 22.07.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2961/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.