г. Тюмень |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А45-1931/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение от 18.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 09.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-1931/2021 по заявлению акционерного общества "Орловский кабельный завод" (302008, город Орёл, улица Машиностроительная, дом 6Я, ИНН 5752050600, ОГРН 1095752001971) к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (630004, город Новосибирск, улица Революции, дом 36, ИНН 5407270200, ОГРН 1045403220851) о признании недействительным решения.
Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Международный центр сертификации" (Республика Армения, город Ереван, улица Арама, дом 64, н124; Республика Армения, город Ереван, улица А.Акопян, дом 3).
В заседании приняла участие представитель акционерного общества "Орловский кабельный завод" Мирошниченко М.В. по доверенности от 29.06.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Орловский кабельный завод" (далее - общество, АО "ОКЗ") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Сибирскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - управление, административный орган) о признании недействительным решения о приостановлении сертификата соответствия N ЕАЭС АМ 012/S.А-0296-2019 серии АМ N 0002385 сроком действия с 24.12.2019 по 31.12.2022, изложенного в письме от 14.09.2020 N 08-17/438.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Международный центр сертификации" (далее - ООО "Международный центр сертификации", третье лицо).
Решением от 18.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 09.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, поскольку письмом от 14.09.2020 N 08-17/438 административный орган направил третьему лицу информацию, содержащуюся в поступившем 02.08.2020 обращении, о факте реализации 28.07.2020 кабельной продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного Союза "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 768 (далее - ТР ТС 004/2011); управлением были предприняты меры, направленные на проверку достоверности содержащихся в обращении сведений.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
ООО "Международный центр сертификации" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствовавшего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в адрес административного органа поступило заявление о нарушениях, выразившихся в реализации товаров ненадлежащего качества (вх. N 01-29/254 от 02.09.2020), в котором было указано на факт реализации 28.07.2020 кабельной продукции ВВГ Пнг (А) 3x2,5 (маркировка кабеля содержит информацию: ВВГ Пнг(А) 3x2,5 0,66 ГОСТ 31996-2012 ОКЗ ГФ 2020 ЕАС), не соответствующей требованиям ТР ТС 004/2011. Согласно протоколу испытаний от 31.08.2020 N И 434, приложенному к указанному заявлению, спорная продукция не соответствует требованиям пунктов 5.2.1.3 и 5.2.7.3 ГОСТ 31996-2012, включенного в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 004/2011.
В целях проверки указанных сведений управление в соответствии с положениями части 1 статьи 39 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) направило в адрес общества требование о предоставлении копий документов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента, в ответ на который АО "ОКЗ" представило сертификат соответствия N ЕАЭС АМ 012/S.А-0296-2019 серии АМ N 0002385 сроком действия с 24.12.2019 по 31.12.2022, выданный третьим лицом, и протоколы испытаний от 24.12.2019 N 8454Э, N 8455Э, оформленные ИЦ "Астанинский филиал АО "Национальный центр экспертизы и сертификации".
По результатам рассмотрения заявления о реализации товаров ненадлежащего качества от 02.09.2020 управление в соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 34 Закона N 184-ФЗ направило в адрес третьего лица информацию (письмо от 14.09.2020 N 08-17/438) для принятия мер на основании подпунктов "а", "б" пункта 82 типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 N 44 (далее - Типовые схемы), а также просьбу сообщить административному органу о принятых мерах.
Письмом от 20.10.2020 третье лицо в ответ на запрос (письмо от 20.10.2020 N 08-17/463) направило в адрес административного органа решение от 08.01.2020 N 210 об аннулировании сертификата, согласно которому документ соответствия N ЕАЭС AM 012/S.A0296-2019 от 24.12.2019 аннулирован в связи с отсутствием возможности провести инспекционный контроль.
21.10.2020 ООО "Международный Центр Сертификации" известило АО "ОКЗ" об аннулировании сертификата N ЕАЭС AM 012/S.A0296-2019 серии AM N 0002385, приложив письмо от 14.09.2020 N 08-17/438.
Полагая, что письмом от 14.09.2020 N 08-17/438 административный орган фактически принял решение о необходимости приостановления спорного сертификата, которое нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанции указали на отсутствие в материалах дела доказательств, с достоверностью свидетельствующих о несоответствии продукции общества требованиям ТР ТС 004/2011 и, как следствие, законных оснований для направления в адрес третьего лица письма о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 3 ТР ТС 004/2011 низковольтное оборудование выпускается в обращение на рынке при его соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕАЭС, действие которых на него распространяется и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно статье 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕАЭС, действие которых на него распространяется.
В силу пункта 1 статьи 7 ТР ТС 004/2011 перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти подтверждение соответствия требованиям безопасности настоящего технического регламента Таможенного союза.
Подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, утвержденным Комиссией Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 ТР ТС 004/2011 сертификация низковольтного оборудования проводится аккредитованным органом по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 004/2011 установлен порядок проведения сертификации, в соответствии с которым изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер предоставляет органу по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) комплект документов на низковольтное оборудование, подтверждающий соответствие низковольтного оборудования требованиям безопасности настоящего Технического регламента Таможенного союза, который включает технические условия (при наличии); эксплуатационные документы; перечень стандартов, требованиям которых должно соответствовать данное низковольтное оборудование из Перечня стандартов, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Технического регламента Таможенного союза.
Согласно пункту 72 Типовых схем орган по сертификации продукции проводит анализ представленного заявителем комплекта документов, а также документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технического регламента (протоколов исследований (испытаний) и измерений (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), акта об анализе состояния производства (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), заключения об исследовании проекта продукции (в случаях, предусмотренных схемой сертификации), заключения об исследовании типа продукции (в случаях, предусмотренных схемой сертификации)).
При наличии положительных результатов указанного анализа орган по сертификации продукции принимает решение о выдаче сертификата соответствия продукции и оформляет указанный сертификат.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации.
При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением (часть 2 статьи 39 Закона N 184-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 184-ФЗ в случае, если орган государственного контроля (надзора) получил информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов и необходимо принятие незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции либо угрозы причинения такого вреда, орган государственного контроля (надзора) вправе: выдать предписание о приостановке реализации этой продукции; информировать приобретателей, в том числе потребителей, через средства массовой информации о несоответствии этой продукции требованиям технических регламентов и об угрозе причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании этой продукции.
При этом статьей 34 Закона N 184-ФЗ определено, что органы государственного контроля (надзора) имеют право, в том числе направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации и национальный орган по аккредитации (абзац пятый); выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия выдавшему его органу по сертификации, выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и направлять информацию о выдаче предписания о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия, декларации о соответствии в национальный орган по аккредитации (абзац шестой).
Таким образом, действующее законодательство разграничивает такие полномочия административного органа как направление информации о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия и выдачу предписания о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.
Согласно пункту 16 Типовых схем орган по сертификации продукции проводит периодическую оценку сертифицированной продукции в течение срока действия сертификата соответствия продукции 1 раз в год, если иное не установлено техническим регламентом, посредством идентификации, исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) и (или) посредством анализа состояния производства в соответствии с разделом XIX настоящего документа.
Периодическая оценка сертифицированной продукции представляет собой систематическую оценку ее соответствия в течение всего срока действия сертификата соответствия продукции с целью установления, что продукция продолжает соответствовать требованиям, установленным техническим регламентом и подтвержденным при сертификации (пункт 131 Типовых схем).
При этом пунктом 151 Типовых схем предусмотрено проведение внеплановой оценки соответствия сертифицированной продукции органом по сертификации продукции в случае поступления информации о претензиях к безопасности продукции от потребителей и (или) органов государственного контроля (надзора).
В силу пункта 144 Типовых схем по результатам периодической оценки сертифицированной продукции орган по сертификации продукции принимает одно из следующих решений: а) считать действие сертификата соответствия продукции подтвержденным; б) приостановить действие сертификата соответствия продукции; в) прекратить действие сертификата соответствия продукции.
В соответствии с пунктом 82 Типовых схем действие сертификата соответствия продукции приостанавливается или прекращается, в том числе в случаях создания продукцией реальной угрозы безопасности жизни и (или) здоровью человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений (подпункт "а"); несоответствия продукции требованиям технического регламента (подпункт "б").
При этом согласно положениям пунктов 84, 87 Типовых схем решение о приостановлении или о прекращении действия сертификата соответствия продукции принимается органом по сертификации, выдавшим данный сертификат.
Таким образом, вопреки выводам судов и позиции общества, реализация управлением своего права, предусмотренного статьей 34 Закона N 184-ФЗ, по направлению третьему лицу письма от 14.09.2020 N 08-17/438 с информацией о факте реализации кабельной продукции, не соответствующей требованиям ТР ТС 004/2011, не нарушает права и законные интересы ООО "ОКЗ", поскольку правовым последствием указанного действия является проведение внеплановой оценки соответствия сертифицированной продукции органом по сертификации, по результатам которой данный орган принимает решение в соответствии с Типовыми схемами.
Вопрос о наличии предусмотренных пунктом 82 Типовых схем оснований и необходимости вынесения решения о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия продукции рассматривался третьим лицом самостоятельно, а полномочия управления сводились лишь к передаче полученной им информации компетентному лицу.
При таких обстоятельствах суды необоснованно удовлетворили заявленное обществом требование, в связи с чем решение от 18.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.05.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1931/2021 отменить.
В удовлетворении требования акционерного общества "Орловский кабельный завод" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.