Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1.1. Обоснование применения программных методов для модернизации и целевой поддержки сферы культуры города Москвы
Опыт культурного строительства в современных условиях и большой культурный потенциал столицы обуславливают необходимость систематической комплексной модернизации и целевой поддержки развития сферы культуры города. Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации культурной политики Правительства Москвы должна стать Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".
Многообразие учреждений культуры и сфер их деятельности, составляющих отрасль культуры Москвы, необходимость решать стоящие перед ней проблемы в тесном взаимодействии с органами власти всех уровней, с государственными и негосударственными учреждениями, общественными организациями и творческими союзами обуславливают необходимость решения поставленных задач программными методами в рамках городской целевой программы. Полноценное достижение конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного комплекса как Культура Москвы возможно только при наличии среднесрочного стратегического плана - программы комплексного развития.
1.2. Основные итоги реализации Программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)"
Происходящие в России с начала 90-х годов политические, экономические и социальные процессы привели к частичному изменению культурных ориентиров у части молодежи, к потере в определенной степени традиционных культурных ценностей полиэтнического московского мегаполиса.
Преодоление этих тенденций стало намечаться в последние 2-3 года. Значительная роль в этом принадлежит разработке и успешной реализации Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)", утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 02.07.02 N 487-ПП.
В ходе реализации программы удалось, на основе целевого, научно обоснованного, адресного подхода, обеспечить согласование направленности функционирования учреждений культуры с работой всей социальной сферы города Москвы. Особенностью Программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" стало активное взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со структурными подразделениями Комплекса социальной сферы города Москвы и с Московскими городским профессиональным Союзом работников культуры, творческими Союзами и деятелями искусств.
Необходимо отметить, что практически вся система программных мероприятий, отраженная в бюджетных показателях, установленных Правительством Москвы на развитие культуры, в 2002-2004 годах выполнена.
За отчетный период существенно выросла доступность культурных ценностей и услуг для населения. Как показали результаты социологических исследований, значение этого факта получило положительную оценку в общественном сознании горожан.
Так, в настоящее время, подавляющее большинство москвичей считает, что в Москве есть все возможности для повышения культурного уровня*(1). (См. диаграмму 1).
Диаграмма 1
Есть ли в Москве все возможности для повышения культурного уровня?
"Диаграмма 1. Есть ли в Москве все возможности для повышения культурного уровня?"
О положительных результатах реализации программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" свидетельствует и динамика мнений москвичей относительно общей культурной ситуации в столице. Если в 2002 г. положительную оценку деятельности городских органов власти в сфере культуры давали лишь 54% жителей столицы, то в 2004 г. - уже 62%, а среди молодежи 73%.
Выполнение системы программных мероприятий учреждениями культуры разных типов позволило достичь определенных успехов в приобщении к культуре самых разных социальных групп москвичей.
В сфере театрального искусства период реализации предшествующей программы характеризуется возрастанием интереса москвичей к этому жанру искусства. На московской театральной сцене появилось немало новых талантливых постановок, характерных оригинальностью драматургии, режиссерских решений и исполнительского мастерства. Было выпущено 283 премьерных спектакля. Общее число зрителей составило более 12 млн. чел., что на 11% больше, чем за предыдущие три года.
Впервые в городе Москве осуществлялось бюджетное финансирование не только репертуарных театров, но и независимых творческих коллективов различных организационно-правовых форм и видов собственности (на конкурсной основе).
Развитию театрального искусства в Москве способствовали уже получившие признание и новые фестивальные и конкурсные проекты, в частности, "Золотая маска", Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова, Пасхальный фестиваль, театральный проект "Открытая сцена" и др.
Музеи и выставочные залы Москвы за истекший период развивали новые формы работы с населением города и гостями столицы. Пополнялись новыми, в том числе - уникальными, экспонатами музейные фонды.
В выставочных залах города демонстрировались произведения художников из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, регионов России.
Всего в Москве за три года прошло более 1200 выставок, которые посетили свыше 10 млн. человек.
Ярким событием в жизни города стало проведение Дней исторического и культурного наследия. Была продолжена работа по совершенствованию деятельности библиотек, расширению книжного фонда, расширению работы с населением. Как хорошее и удовлетворительное оценивают состояние публичных библиотек 75% экспертов*(2).
Принципиально новый подход к работе с населением характеризует разработанную и принятую Программу развития на базе библиотек комплексных интеллект-центров.
Активно развивалась работа в клубах и домах культуры. За истекший период в клубных учреждениях работало свыше 5600 формирований, было проведено около 50 тыс. культурно-досуговых мероприятий, которые посетили 1,5 млн. человек.
Наиболее доступными, демократичными, посещаемыми всеми категориями населения объектами социально-культурной инфраструктуры оставались парки культуры и отдыха. За три истекших года их посетило более 30 млн. человек, что на 12% больше, чем в предыдущий период. С целью оптимизации развития парков столицы в новых условиях в 2004 году была разработана Концепция комплексного развития "Парки Москвы".
За отчетный период 82 государственных муниципальных кинотеатра посетило около 9 млн. чел. Валовой сбор от кинопроката составил более 8 млн. руб. Основным стратегическим направлением в ходе реализации Программы в области кинофикации и кинопроката являлось повышение уровня государственного регулирования в этой сфере, увеличение численности фильмов отечественного производства. В результате этой работы количество отечественных фильмов на московском экране возросло с 5% в 2002 году до 14% в 2004 году.
В ходе выполнения мероприятий Программы в городских образовательных учреждениях - детских музыкальных школах, школах искусств, средних специальных учебных заведениях удалось сохранить устойчивый рост числа учащихся, повысить качество образования за счет новых методик и привлечения квалифицированных кадров.
В сотрудничестве с таможенными и правоохранительными органами был усилен контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей через границу Российской Федерации.
Устанавливались памятники и мемориальные доски выдающимся деятелям истории, культуры и искусства в Москве, других регионах России и за рубежом при широком участии общественности, органов местного самоуправления.
В области межрегионального и международного сотрудничества решались задачи по сохранению статуса Москвы как крупнейшего российского и мирового культурного центра.
Было проведено 52 культурных программы в рамках Дней Москвы в зарубежных и российских городах и Дней зарубежных и российских городов в Москве. На базе прямых связей между учреждениями культуры Москвы и городов-партнеров проведено 165 международных и межрегиональных мероприятий.
Общественно-значимые, массовые культурные мероприятия успешно формировали культурный облик столицы, консолидировали сознание москвичей, внесли существенный вклад в решение актуальных государственных социально-политических проблем. О масштабах этой деятельности свидетельствуют следующие цифры: всего за истекший период в той или иной степени в них приняли участие 28 млн. москвичей, более 50 тыс. профессиональных артистов и участников народных коллективов. Режиссерами, сценаристами и постановщиками было создано около 300 оригинальных творческих проектов.
Особое внимание и широкий отклик у москвичей нашли мероприятия, посвященные Дню города, Рождественские праздники, мероприятия, связанные с подготовкой к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Днем России, молодежные программы патриотической направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Важнейшими показателями по объектам культуры являются как количественные характеристики (посещаемость*(3) - и др.), так и качественные - привлекательность для москвичей, а также художественный и интеллектуальный уровень предлагаемого культурного продукта.
Динамика спроса на культурный продукт - рост посещаемости учреждений культуры города Москвы в 2002-2004 годах при незначительном росте числа бюджетных учреждений культуры приводится в таблице N 1.
Таблица N 1
Посещаемость учреждений культуры (млн. чел.)
Наименования типа учреждений культуры |
2002 | 2003 | 2004 |
Театры Музеи и выставочные залы Библиотеки Парки культуры и отдыха Кинотеатры Учреждений культуры клубного ти- па (дворцы культуры, дома куль- туры, клубы и прочие учреждения) |
3,3 3,1 17,2 10,5 2,9 0,53 |
3,4 3,2 17,5 12,0 3,84 0,69 |
3,5 4,25 17,9 13,4 5,0 0,84 |
Достижению данных позитивных сдвигов способствовал целый ряд мер, предусмотренных программой. Прежде всего, это увеличение численности посетителей, получивших возможность бесплатно или на льготных условиях пользоваться культурными благами в театрах, музеях, выставочных залах, клубах по интересам, интеллект-центрах, парках культуры и отдыха и т.п. Сумма государственной компенсации для представления этих льгот в 2002-2004 годах составила более 40 млн. руб., что позволило воспользоваться ими 1,1 млн. москвичей.
Ориентация на приобщение подрастающего поколения к культурным достижениям, взятая театрами, музеями и выставочными залами, нашла реальное отражение в неуклонном увеличении этой категории посетителей (таблица N 2).
Таблица N 2
Доступность потребления культурного продукта - предоставление услуг учащейся молодежи на бесплатной (льготной) основе (тыс. чел.)
Наименование учреждений культуры | 2002 | 2003 | 2004 |
Театры (учащиеся) Музеи и выставочные залы (уча- щиеся) |
161,5 119,9 |
203,1 121,6 |
245,2 127,5 |
Основные положения данной программы органически сочетались с содержанием федеральных и городских комплексных программ, затрагивавших проблемы сферы культуры, были ориентированы на решение наиболее актуальных общегосударственных и городских проблем, в том числе на воспитание гражданственности и патриотизма, противодействия негативному влиянию массовой культуры, на борьбу с такими явлениями, как правовой нигилизм, пьянство, наркомания и т.п., что придало системный характер деятельности учреждений культуры и досуга столицы, повысило ее эффективность, укрепило влияние органов власти Москвы на городскую сферу культуры и т.д.
Реальное расширение возможностей для культурного досуга горожан разного уровня обеспеченности отражают результаты мониторинговых социологических опросов 2001-2004 годов, приведенные на диаграмме 2.
Диаграмма 2
"Диаграмма 2. Результаты мониторинговых социологических опросов 2001-2004 гг."
Ориентация на обеспечение доступности культурных ценностей всем социальным слоям москвичей получила отражение в ценовой политике учреждений культуры. Доступность конкретной услуги для потенциального потребителя зависит от ее востребованности и уровня цены на нее. При этом, устанавливаемые московскими учреждениями культуры цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, т.е. без поддержки государства. Общий объем платных услуг, представляемых населению учреждениями культуры и досуга города в период 2002-2004 гг. ежегодно повышался и достиг в 2004 году максимального уровня - 1737,2 млн. руб.
Положительная тенденция наметилась в материальной поддержке кадрового состава учреждений культуры, который является важнейшим условием развития отрасли. Согласно постановлению Правительства Москвы от 18.12.2001 N 1157-ПП и от 02.09.2003 N 734-ПП "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" за период 2002-2004 гг. средняя заработная плата работников подведомственных учреждений культуры ежегодно увеличивалась (таблица N 3): в 2002 г. - на 44%, в 2003 г. - на 32%, в 2004 г. - на 43,2%.
Таблица N 3
Рост среднемесячной заработной платы работников подведомственных учреждений культуры
N п/п |
Наименование учреждения | Среднемесячная заработная плата (руб.) |
Проценты (%) роста зарплаты к 2003 году |
|
За 2003 г. | За 2004 г. | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Театры Музеи Парки культуры и отдыха Библиотеки Дома культуры и клубы Выставочные залы округов Музыкальные школы Итого по культуре Кинотеатры Всего по комитету |
5900 5020 5749 2938 2288 2216 3994 4680 4423 4701 |
8727 6844 9108 4492 3309 3015 5338 6631 6455 6734 |
147,9 136,3 158,4 152,9 144,6 136,0 133,7 141,7 145,9 143,2 |
Учитывая низкий уровень среднемесячной заработной платы работников библиотек, в целях дальнейшей социальной поддержки и оказания им дополнительной адресной помощи, решением Правительства Москвы с 1 октября 2003 года библиотекарям установлены городские доплаты до уровня прожиточного минимума. В результате заработная плата библиотекарей системы Комитета по культуре города Москвы по сравнению с 2002 годом увеличилась на 87%.
Комитет по культуре города Москвы обеспечил реализацию и своевременное финансирование обязательств Правительства Москвы по Московскому трехстороннему соглашению и Соглашению между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы на 2004 год по установлению минимума оплаты труда для работников подведомственных учреждений культуры: с 1 мая 2004 года - 2000 руб., с 1 октября 2004 года - 2500 руб.
1.3. Результаты реализации системы программных мероприятий по укреплению материально-технической базы культуры за 2002-2004 гг.
Благодаря усилиям Правительства Москвы, Комплекса социальной сферы города Москвы, совместной работе Комитета по культуре города Москвы и подведомственных ему учреждений и организаций с другими структурными подразделениями Правительства Москвы были сделаны существенные шаги в развитии отрасли по направлениям: строительство и реконструкция объектов культуры (А), капитальный ремонт (Б), техническое переоснащение объектов культуры (В).
А. Строительство и реконструкция
Основным направлением бюджетных капиталовложений в развитие отрасли являлась адресная инвестиционная программа строительства и реконструкции объектов культуры.
По театрам и концертным залам:
- завершено строительство Московского Международного дома музыки в составе "Культурного центра Красные Холмы", Московского театра "Луны", реконструкция Московского театра под руководством А. Джигарханяна, "Ведогонь-театра" в г.Зеленограде;
- продолжалось строительство и реконструкция: Московского академического театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко; Московского театра "ЕТ Сетера" под руководством А.Калягина; МТКЦ под руководством А. Градского; МТФЦ под руководством Л. Рюминой.
По музеям и выставочным залам:
- завершена реконструкция картинной галереи И. Глазунова, завершено строительство нового здания галереи А. Шилова;
- продолжались работы по строительству фондохранилища Дарвиновского музея, комплексной реконструкции и реставрации Московского планетария, объектам Государственного музея-заповедника "Коломенское";
- развернута реконструкция Центрального выставочного зала "Манеж".
По библиотекам:
- осуществлен ввод библиотеки-фонда "Русское зарубежье"; второй очереди библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева; завершена реконструкция библиотеки искусств им. А. Боголюбова.
По кинотеатрам:
- в 2004 году введены в эксплуатацию 3 детских кинотеатра, подготовлены к сдаче еще 2 детских кинотеатра, организована работа по подготовке проектной документации на реконструкцию 14-ти кинотеатров, входящих в состав ГУП "Московское кино";
По детским музыкальным школам и школам искусств:
- завершены реконструкция здания детской художественной школы N 2 и строительство нового здания Детской музыкальной школы им. В.В. Андреева в Северо-Западном административном округе города Москвы.
- начата реконструкция с расширением площадей детской школы искусств N 13 в Митино (Северо-Западный административный округ города Москвы), завершена разработка проектной документации на строительство детской музыкальной школы в Зеленограде;
- выпущены постановления Правительства Москвы о реконструкции ДШИ им. С. Рихтера (Южный административный округ города Москвы), ДШИ им. Римского-Корсакова (Восточный административный округ города Москвы);
По клубным учреждениям:
- выпущено постановление Правительства Москвы о реконструкции государственного Дома культуры "Гармония" (Южный административный округ города Москвы), принято решение о строительстве в Юго-Восточном округе многофункционального Культурно-спортивного и общественно-делового центра на территории Парка 850-летия Москвы за счет внебюджетных источников.
По Московскому зоопарку:
- завершена реконструкция павильона "Слоновник".
По объектам монументального искусства:
- установлены памятники: В.И. Сурикову, Б. Окуджаве, Ф. Нансену, А. Навои, Е.Ф. Гнесиной, Испанским добровольцам, погибшим в России в годы Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, бюст К.К. Рокоссовского; памятные знаки - доблести российских моряков-черноморцев, жертвам террористического акта на Дубровке и др., а также 27 мемориальных досок.
Основная доля капитальных вложений в объекты отрасли приходилась на городской бюджет. Общий объем средств, выделенных из городского бюджета, за указанный период составил 11,1 млрд. рублей
В 2002-2004 гг. объемы бюджетного финансирования строительства и реконструкции отрасли превышали плановые показатели программы и составили 101,1% от предусмотренных программой.
В связи с удорожанием стоимости работ, материалов и оборудования претерпели корректировку стоимостные показатели общего объема работ по объектам, что привело к переносу сроков ввода ряда объектов на последующие годы.
По объективным причинам не представилось возможным реализовать все инвестиционные намерения о строительстве и реконструкции объектов культуры, по которым были приняты постановления Правительства города Москвы. Вместе с тем, с привлечением сторонних инвестиций удалось осуществить реконструкцию зданий Московского театра "Современник", в ходе реализации Программы восстановления и реконструкции государственного парка культуры и отдыха "Таганский" была проведена реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса на его территории. В рамках комплексной застройки микрорайонов получены новые помещения под размещение библиотеки N 12 им. Н.Ф. Погодина (Центральный административный округ города Москвы) и детской школы искусств "Старт" (Центральный административный округ города Москвы), а также здание детской музыкальной школы N 49 им. В.В. Андреева (Северо-Западный административный округ города Москвы).
Б. Капитальный ремонт
Продолжался капитальный ремонт зданий:
- театров: имени Моссовета, на М. Бронной, У Никитских ворот, имени Пушкина;
- музеев: "Кусково", "Останкино", Маяковского, Истории города Москвы, Высоцкого, Цветаевой, "Бородинская панорама" и др.
Выполнен большой объем работ по подготовке к открытию театральных сезонов в московских театрах, к летним сезонам - в парках культуры и отдыха, по подготовке учреждений культуры к зиме.
Правительством Москвы выделены дополнительные средства на укрепление материально-технической базы целого ряда организаций, в том числе - театров: На Таганке, имени Маяковского, имени Моссовета, Оперетты, "Уголок дедушки Дурова". За счет дополнительных бюджетных ассигнований завершены ремонтные работы по устройству вентиляции и пожарного выхода в большом зрительном зале театра "Модернъ".
Комплексный капитальный ремонт объектов продолжается исходя из фактической финансовой возможности этапами, по разработанной и согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации.
В. Техническое переоснащение учреждений культуры
Продолжалась планомерная работа по техническому переоснащению учреждений культуры города, которая опиралась на реальные возможности финансирования отрасли (таблица N 4).
Таблица N 4
Объем средств валютных ассигнований, городской инвестиционной программы и городского заказа направленных на техническое оснащение подведомственных учреждений, в млн. руб.
Источники финансирования | 2002 | 2003 | 2004 |
Валютные ассигнования Инвестиционная программа Городской заказ |
73,7 53,1 15,5 |
84,7 15,0 15,5 |
96,0 10,0 15,5 |
"Объем средств валютных ассигнований, городской инвестиционной программы и городского заказа направленных на техническое оснащение подведомственных учреждений"
Общий объем средств, направленных на техническое оснащение организаций культуры, составил около 380 млн. рублей.
За счет средств Инвестиционной программы в 2002-2004 гг. закуплено и установлено новое оборудование (в том числе кресла для зрительных залов, светотехническая и звуковая аппаратура) в следующих театрах: имени Моссовета, Оперетты, имени Пушкина, "Модернъ", имени К. Станиславского, "Жар-птица", Сатиры, "Ромэн", имени В. Маяковского, "Современник", имени М. Ермоловой, "На Малой Бронной", "Клоунады", Новом драматическом, "Экспромт".
Приобретено новое оборудование для библиотеки имени Некрасова, музеев "Останкино", "Кусково", Центра образования "Монотон" и других организаций.
Была продолжена реализация программы переоборудования детских кинотеатров. В 2003-2004 гг. завершены работы на кинотеатрах "Юность", "Искра", Салют", "Вымпел" и "Полет".
Выделенные из городского бюджета средства в объеме 48 млн. рублей позволили решить вопрос обновления и приобретения новых музыкальных инструментов для детских музыкальных школ.
В области информатизации отрасли "Культура":
- осуществлялось поэтапное насыщение организаций компьютерной техникой, современным программным обеспечением;
- в основном выполнена Комплексная программа модернизации публичных библиотек г.Москвы, в рамках которой создана корпоративная информационная сеть в 42-х базовых библиотеках;
- разработана и утверждена Правительством Москвы Целевая комплексная программа развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 годы, целью которой является создание центров правовой и деловой информации, формирование системы социально-активной профориентации молодежи, предоставление свободного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования;
- разработана Концепция по использованию информационно-коммуникационных технологий в культуре, определяющая основные направления работ по созданию условий для доступа широких слоев населения к отечественному и мировому культурному наследию и охватывающая следующие направления: публичные библиотеки, музеи Москвы, театрально-концертные организации; кинотеатры, парки культуры, клубы и досуговые центры, органы управления культурой.
Работа по обеспечению антитеррористической безопасности в подведомственных организациях велась по двум направлениям: организационному и техническому.
На базе театра "Ромэн" проведены совместные учения с участием представителей силовых структур, органов исполнительной власти и руководителей учреждений культуры, на которых отработаны вопросы взаимодействия спецслужб и администраций учреждений культуры при возникновении угрозы совершения террористических актов и ликвидации их последствий.
Одним из основных организационных этапов являлась разработка паспортов безопасности в каждом учреждении культуры. За отчетный период паспорта разработаны в 76% организаций культуры городского подчинения и около 50% организаций окружного уровня.
На работы по оснащению учреждений культуры оборудованием безопасности было выделено из бюджета 410 млн. рублей. Реализация этих средств, а также средств префектур и внебюджетных источников позволила обеспечить практически все городские и окружные организации кнопками экстренного вызова милиции, городские учреждения - ручными металлодетекторами, установить дополнительные посты вневедомственной и частной охраны, значительно увеличить количество систем видеонаблюдения и охранной сигнализации, арочных металлодетекторов. Проведены подготовительные работы по установке и модернизации систем пожаротушения в целом ряде организаций культуры, в первую очередь - в крупных театрах.
За прошедший период на реализацию мероприятий по созданию условий свободного передвижения и адаптации инвалидов и малоподвижных групп населения в учреждениях культуры из городского бюджета было выделено целевым назначением 88,583 млн. руб. За счет указанных средств работы проведены на 72 объектах культуры: установлено 19 инвалидных подъемников, оснащены радиотрансляционным оборудованием для слабослышащих 11 московских театров, специализированное оборудование для слабовидящих размещено в 26 городских и окружных библиотеках, выполнены работы по приспособлению ряда помещений (оборудование санузлов, въездные и внутренние пандусы, расширение проемов дверей и др.), практически во всех округах созданы отдельные базовые объекты, полностью приспособленные для посещений лицами с ограниченными физическими возможностями.
В отчетный период продолжалась поэтапная работа по приведению имущественных прав подведомственных Комитету по культуре города Москвы учреждений и организаций в соответствие действующему законодательству, нормативным правовым актам Правительства Москвы.
В результате на сегодняшний день в основном решены вопросы предоставления права оперативного управления занимаемыми помещениями большинству учреждений культуры, как городского, так и окружного уровня подчинения (театрально-концертным организациям, музеям и выставочным залам, библиотекам, домам и дворцам культуры, клубным организациям, детским музыкальным учреждениям, паркам культуры и отдыха).
Правительством Москвы приняты распорядительные документы о предоставлении театрам и паркам культуры и отдыха права сдачи в аренду помещений, находящихся в оперативном управлении, и использованию полученных от аренды средств в полном объеме на развитие материально-технической базы.
Эти решения оказали существенную помощь организациям культуры, дали возможность привлекать дополнительные ассигнования на собственное развитие, совершенствование своей деятельности.
Таким образом, период 2002-2004 гг. в развитии сферы культуры Москвы с полным основанием можно характеризовать как период стабильного развития отрасли. Учреждения культуры и субъекты культурной политики города (творческие союзы, общественные организации, работники сферы культуры и др.) постепенно адаптировались к изменяющимся экономическим и социально-политическим условиям в стране, активно включились в процесс восстановления культурных традиций и успешно использовали мировой опыт культурного строительства в условиях открытого общества.
1.4. Содержание основных проблем в сфере культуры Москвы и пути их решения
Основные проблемы в сфере культуры Москвы были обусловлены общей социально-экономической ситуацией в стране. Состояние культурной среды города, как крупнейшего российского мегаполиса было достаточно противоречиво.
С одной стороны - заметная часть населения столицы, в особенности - молодежь, в значительной степени находилась под влиянием негативных тенденций массовой культуры, отрывающей ее от отечественной культурной традиции. С другой стороны, опыт исторического развития России свидетельствовал о способности отечественной культуры к положительному развитию даже в сложившихся условиях.
Выявленные за отчетный период проблемы существенным образом оказывали влияние на формирование системы программных мероприятий и рассматриваются далее по 7-ми блокам:
1. Проблемы в развитии социально-культурной инфраструктуры города:
- неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов столицы, в зависимости от их географического расположения по отношению к историческому центру столицы;
- сохраняющееся неравенство материальных возможностей различных социально-демографических и социальных групп и слоев в приобщении к культурным ценностям и услугам.
2. Проблемы в культурно-досуговой сфере:
- неконкурентноспособность государственных культурно-досуговых учреждений в борьбе за свободное время молодежи с "ночными" клубами и коммерческими досуговыми центрами по причине несформированности специфической современной инфраструктуры, а также по причине отсутствия инновационного содержания;
- низкий уровень досугового продукта, предоставляемого населению большинством коммерческих учреждений и организаций массового досуга, насаждающего культ жестокости, сексуальной распущенности и героизации криминала;
- неразвитость системы социальной рекламы, пропаганды лучших образцов отечественной и зарубежной культуры и искусства;
- низкий уровень взаимодействия учреждений и организаций культуры в создании и реализации совместных творческих проектов, а также неполное использование для проведения культурной политики города возможностей современной информационно-коммуникативной среды.
3. Проблемы в области воспитания гражданственности, патриотизма, национального взаимоуважения:
- на фоне успешно проводимых в городе крупных, масштабных акций патриотической направленности - явная недостаточность локальных, ярких творческих проектов в деле пропаганды историко-культурных традиций Москвы и России, имеющих решающее значение в индивидуальном воспитании патриотического сознания и гражданственности молодого москвича;
- предотвращение отдельных попыток национальной культурной обособленности диаспор путем повышения уровня культурного взаимообмена и взаимообогащения москвичей разных национальностей.
4. Проблемы в нормативно-правовом обеспечении, управлении и финансировании отрасли:
- недостаточное внедрение информационных и коммуникативных технологий в сферу практической деятельности управленческих структур, учреждений и организаций культуры;
- серьезное отставание средней заработной платы работников сферы культуры от среднего уровня таковой в других отраслях, приводящее к недостатку и текучести квалифицированных кадров на объектах социально-культурной инфраструктуры;
- отсутствие эффективного механизма регулирования и контроля за качеством услуг, предоставляемых негосударственными учреждениями культуры и досуга;
- отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных ассигнований в сферу культуры и слабое развитие предпринимательской деятельности на объектах культуры.
5. Проблемы в информационном, кадровом и научно-методическом обеспечении сферы культуры:
- отсутствие планового мониторинга общественного мнения и, как следствие, отсутствие прогностических выводов о современных запросах и потребностях населении в социально-культурной сфере;
- недостаточно эффективное внедрение в практику учреждений культурно-досуговой сферы научных разработок, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта.
6. Проблемы в сфере укрепления материально-технической базы культуры:
- объемы выделенных в 2002-2004 годах из бюджета ассигнований на техническое оснащение отставали от реальных потребностей отрасли. В результате техническое оснащение значительного числа организаций культуры оставалось на прежнем уровне;
- в ряде театров имеющееся светотехническое и звуко-техническое оборудование практически исчерпало сроки эксплуатации и подлежит замене и модернизации, в неудовлетворительном состоянии находится оборудование механики сцены, зрительных залов, гримерных, театральных цехов, фойе, зрительских буфетов;
- недостаточно оснащение экономических, технических и административных служб отрасли современной компьютерной техникой, оргтехникой, мебелью, есть насущная потребность в замене кресел зрительных залов;
- во многих музеях значительно превышены нормы размещения музейных фондов в имеющихся фондохранилищах, а также возможные сроки эксплуатации технологического оборудования;
- в последние годы практически не обновлялся парк аттракционов, имеющееся аттракционное оборудование находится на пределе сроков эксплуатации;
- во многих библиотеках весьма изношено библиотечное оборудование, слаба оснащенность средствами малой механизации, что приводит к чрезвычайному увеличению трудоемкости библиотечной работы;
- недостаточное оснащение детских образовательных учреждений культуры мебелью, оргтехникой;
- информатизация отрасли по-прежнему значительно отстает от требований сегодняшнего дня, в ряде учреждений культуры недостаточно оснащение компьютерной и иной современной техникой.
7. Проблемы в области упорядочения имущественных прав учреждений культуры:
- в течение длительного времени не находят решения вопросы вывода с территорий городских парков культуры и отдыха сторонних организаций, не отвечающих профилю деятельности и природоохранному статусу парков;
- по прежнему острым остается вопрос размещения детских образовательных учреждений в зданиях других систем и ведомств;
- требуют рассмотрения также вопросы упорядочения имущественных прав по отдельным учреждениям культуры.
Основы разрешения данных проблем были заложены в ходе реализации Городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)". Сохраняя необходимую преемственность в контексте реализации основных направлений программы на 2005-2007 гг. предстоит, в первую очередь, добиться необратимости позитивной динамики развития сферы культуры, системности в деятельности учреждений культуры и досуга города, эффективного взаимодействия всех заинтересованных подразделений Правительства Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.