г. Тюмень |
|
24 декабря 2021 г. |
Дело N А03-3623/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" на решение от 09.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) и постановление от 06.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А03-3623/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" (660021, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Пролетарская, дом 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) об оспаривании постановления от 25.02.2021 по делу об административном правонарушении N 022/04/9.21-22/2021.
Иные лица, участвующие в деле: Усова Н.Л., Царева Д.В., Князева И.В., Шевлякова Т.В., Караблина С.Ю., Егоров М.В., Извеков М.А., Князева М.А., Кононенко О.А., Куркин Б.С.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Болотина М.И.) в заседании участвовали представители:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" - Паклина М.В. по доверенности от 16.12.2020;
от Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Бобина Т.П. по доверенности от 11.01.2021.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала "Алтайэнерго" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - административный орган, управление) о признании незаконным постановления от 25.02.2021 по делу N 022/04/9.21-22/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Усова Н.Л., Царева Д.В., Князева И.В., Шевлякова Т.В., Караблина С.Ю., Егоров М.В., Извеков М.А., Князева М.А., Кононенко О.А., Куркин Б.С. (далее - третьи лица).
Решением от 09.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 06.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит изменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку нарушение сроков размещения в личных кабинетах третьих лиц условий типового договора об осуществлении технологического присоединения, а также проведение расчетов платы за технологическое присоединение не в соответствии с избранными заявителями видами ставки произошло в связи с наличием обстоятельств, не зависящих от воли ПАО "Россети Сибирь".
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества и антимонопольного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, третьими лицами в период с 21.08.2020 по 02.10.2020 в адрес ПАО "Россети Сибирь" направлялись заявки для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
При этом к заявкам Усовой Н.Л., Царевой Д.В., Князевой И.В., Шевляковой Т.В., Караблиной С.Ю., Егорова М.В., Извекова М.А., Князевой М.А., Кононенко О.А. были приложены письма с просьбой о выполнении расчета стоимости технологического присоединения по ставке платы за единицу максимальной мощности.
Поскольку типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет для внесения платы за технологическое присоединение были размещены в личных кабинетах третьих лиц с нарушением установленного срока, а также без учета писем о выполнении расчета стоимости технологического присоединения по ставке платы за единицу максимальной мощности, третьи лица обратились в управление с обращениями.
По результатам рассмотрения данных заявлений управлением был установлен факт нарушения ПАО "Россети Сибирь" требований пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), при рассмотрении заявок третьих лиц, а также пункта 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), при рассмотрении заявок Усовой Н.Л., Царевой Д.В., Князевой И.В., Шевляковой Т.В., Караблиной С.Ю., Егорова М.В., Извекова М.А., Князевой М.А., Кононенко О.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 21.01.2021 N 022/04/9.21-22/2021 и вынесения постановления от 25.02.2021 о назначении административного наказания по делу N 022/04/9.21-22/2021 об административном правонарушении, которым ПАО "Россети Сибирь" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение на него административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им этих правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Материалами дела подтверждается, что третьи лица относятся к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Согласно пункту 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил технологического присоединения.
Договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета (пункт 103 Правил технологического присоединения в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
В силу пункта 105 Правил технологического присоединения в отношении заявителей, названных в пунктах 12(1) и 14 Правил технологического присоединения, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе (далее - личный кабинет потребителя): условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с этими Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил технологического присоединения; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктом 25(1) Правил технологического присоединения, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, со стороны заявителя и сетевой организаций; инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности.
Судами установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что типовой договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет для внесения платы за технологическое присоединение были размещены в личных кабинетах третьих лиц с нарушением срока, установленного пунктом 105 Правил технологического присоединения.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 руб.), расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Лицо, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, вправе самостоятельно выбрать вид ставки платы за технологическое присоединение в соответствии с особенностями, предусмотренными методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в этой точке присоединения энергопринимающих устройств), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя по 3-й категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в нарушение требований пункта 87 Основ ценообразования размер платы за технологическое присоединение по заявкам Усовой Н.Л., Царевой Д.В., Князевой И.В., Шевляковой Т.В., Караблиной С.Ю., Егорова М.В., ИзвековаМ.А., Князевой М.А., Кононенко О.А. не был рассчитан в соответствии с выбранным указанными лицами видом ставки.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о нарушении ПАО "Россети Сибирь" требований пункта 105 Правил технологического присоединения и пункта 87 Основ ценообразования.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных соблюдение требований действующего законодательства при рассмотрении заявок третьих лиц, суды, учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление 31.10.2019 N 022/04/9.21-526/2019, вступило в законную силу 18.06.2020, дело N А03-18906/2019 Арбитражного суда Алтайского края), пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, сам по себе факт отсутствия в составе тарифа на день обращения третьих лиц расходов сетевой организации на установку приборов учета и их стоимости, не может служить основанием для нарушения установленных на тот момент требований пункта 105 Правил технологического присоединения и пункта 87 Основ ценообразования.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным оспариваемого постановления управления.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.07.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-3623/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных соблюдение требований действующего законодательства при рассмотрении заявок третьих лиц, суды, учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление 31.10.2019 N 022/04/9.21-526/2019, вступило в законную силу 18.06.2020, дело N А03-18906/2019 Арбитражного суда Алтайского края), пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, сам по себе факт отсутствия в составе тарифа на день обращения третьих лиц расходов сетевой организации на установку приборов учета и их стоимости, не может служить основанием для нарушения установленных на тот момент требований пункта 105 Правил технологического присоединения и пункта 87 Основ ценообразования.
...
Административное наказание назначено обществу с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2021 г. N Ф04-7539/21 по делу N А03-3623/2021