г. Тюмень |
|
23 декабря 2021 г. |
Дело N А46-6723/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Куприной Н.А.,
судей Дерхо Д.С.,
Шабаловой О.Ф.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОсноваГрад" на решение от 12.07.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) и постановление от 03.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Рожков Д.Г., Сафронов М.М.) по делу N А46-6723/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОсноваГрад" (644119, Омская область, город Омск, улица Перелета, дом 19, помещение 2П, офис 2, ИНН 5507275890, ОГРН 1205500005974) к акционерному обществу "Омские распределительные тепловые сети" (644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10, ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868) об урегулировании разногласий при заключении договора ресурсоснабжения.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОсноваГрад" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к акционерному обществу "Омские распределительные тепловые сети" (далее - общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества, далее - СОИ в многоквартирном доме, далее - МКД) от 10.02.2021 N 3-43737-ON (далее - договор).
Решением от 12.07.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 03.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора:
пункт 2.1.4 договора изложен в следующей редакции:
"Информировать "Исполнителя" не менее чем за 10 (десять) дней, о сроках проведения плановых ремонтных работ, когда поставка коммунального ресурса будет прекращена или ограничена, или будет снижена надежность и качество поставки коммунального ресурса";
пункт 2.3.15 договора изложен в следующей редакции: "Принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя";
пункт 2.3.22 договора исключен;
пункт 2.7 договора изложен в следующей редакции: "При обнаружении "РО" (ресурсоснабжающая организация) либо "Исполнителем" осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам сторона, обнаружившая такое подключение, обязана составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном Правилами N 354 и передать копию акта другой стороне, уведомив ее о выявлении несанкционированного подключения в течение 3 дней. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения сторона, выявившая несанкционированное подключение, направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. "РО" производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
По истечении срока для устранения несанкционированного подключения "РО" проводит проверку и составляет акт об устранении либо не устранении несанкционированного подключения и передает "Исполнителю" копию акта в течение 3 дней. В случае, если несанкционированное подключение не было устранено, "РО" проводит повторную проверку устранения такого подключения. Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют "Исполнитель" в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и "РО", в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в МКД и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета";
пункт 4.4. договора изложен в следующей редакции: "Исполнитель" оплачивает "РО" стоимость коммунального ресурса в объеме, который определяется в соответствии с разделом 3 договора, а также стоимость тепловой энергии на компенсацию потерь тепловой энергии в соответствии с приложением N 1 к настоящему договору";
пункт 7.1 договора изложен в следующей редакции: "Все споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении настоящего договора разрешаются сторонами в обязательном претензионном порядке. Данный порядок предусматривает предъявление письменной претензии, которая должна быть вручена под расписку либо направлена заказным или ценным письмом, а также по электронной почте (адрес электронной почты "РО" - lk@omskrts.ru, адрес электронной почты "Исполнителя" - osnovagrad@yandex.ru, обеспечивающих фиксирование отправления.
К претензии, содержащей денежное требование, в обязательном порядке прилагается расчет, обосновывающий сумму указанного денежного требования. В противных случаях, претензионный порядок считается не соблюденным.
В случае отказа в удовлетворении претензии, неполучения ответа на претензию в месячный срок и при условии соблюдения вышеизложенного претензионного порядка соблюдения споров, сторона по настоящему договору вправе предъявить иск в Арбитражный суд Омской области.
Стороны договора имеют право не направлять претензию до обращения в суд, в случае если в соответствии с требованиями действующего законодательства соблюдение претензионного порядка для обращения в суд не является (перестанет быть) обязательным";
пункт 3 приложения N 3 к договору изложен в следующей редакции: "Расчет за коммунальный ресурс, потребленный в истекшем расчетном периоде, производится по платежным документам, выставляемым "РО" в банк "Исполнителя", либо переданным на руки уполномоченному лицу "Исполнителя" до 9 (девятого) числа месяца, следующего за расчетным";
приложение N 1 к договору изложено в следующей редакции:
Технические характеристики объектов "Исполнителя"
п/л |
Наименование и адрес объекта |
Общая площадь (жилая и нежилая часть) |
Общая площадь жилая часть |
Общая площадь нежилая часть |
Количество квартир |
Количество проживающих |
Степень благоустройства |
Количество этажей |
м2 |
м2 |
м2 |
шт. |
чел. |
шт. |
|||
|
г. Омск, ул. Перелета, 19 - Жилой дом |
28204,60 |
25905,40 |
2299,20 |
442 |
1106 |
С ванными и (или) душем |
16 |
Объем потребления коммунального ресурса
п/п |
Наименование и адрес объекта |
Общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме |
Норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества |
Объем потребления коммунального ресурса |
Объем потребления коммунального ресурса |
Объем потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды |
Объем потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды |
Норматив потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды |
Дата расчетов |
|
|
м2 |
м3/м2 |
м3/месяц |
м3/год |
Гкал/месяц |
Гкал/год |
Гкал/м* |
|
|
г. Омск, ул. Перелета, 19-Жилой дом |
6 910,50 |
0,0100 |
69,1050 |
829,2600 |
3,4760 |
41,7118 |
0,0503 |
01.12.2020 |
|
Итог: |
|
|
|
829,2600 |
|
41,7118 |
|
|
Наименование и адрес объекта |
Потери тепловой энергии |
Дата расчета (поставки) |
|||
|
|
|
|
||
отопит, период |
межотопит. период |
||||
до ПУ |
после ПУ |
до ПУ |
после ПУ |
||
Гкал год |
Гкал год |
Гкал год |
Гкал год |
||
г. Омск, ул. Перелета, 19 | |||||
Тепловые потери после стены здания (до ПУ) |
12,7831 |
0,0000 |
4,1652 |
0,0000 |
01.12.2020 |
Тепловые потери после стены здания (после ПУ) |
0,0000 |
64,1260 |
0,0000 |
20,5515 |
01.12.2020 |
Итог: |
12,7831 |
64,1260 |
4,1652 |
20,5515 |
|
С общества в пользу компании взыскано 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, компания обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в части возложения на нее обязанности по оплате стоимости тепловой энергии на компенсацию потерь тепловой энергии в соответствии с приложением N 1 к договору, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: принимая пункт 4.4 договора и приложение N 1 к нему в редакции ответчика, суды не учли, что действующим жилищным законодательством не предусмотрено возложение на собственников помещений в МКД, а, следовательно, и на управляющую организацию, бремени оплаты нормативных потерь тепловой энергии; системное истолкование норм жилищного законодательства в судебной практике исходит из невозможности возложения на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) обязанностей по оплате коммунальных ресурсов, используемых в целях СОИ в МКД, в большем объеме, чем аналогичные коммунальные услуги подлежали бы оплате гражданами-пользователями коммунальных услуг напрямую от РСО; судами сделан ошибочный вывод об обязанности компании возмещать РСО нормативные (заранее установленные) потери тепловой энергии от внутренней стены МКД до прибора учета (далее - ПУ), а также после ПУ в случае его выхода из строя; суды не приняли во внимание отсутствие методики расчета таких потерь для предъявления их к оплате собственникам помещений в МКД, а также законодательно установленной обязанности по их возмещению как у собственников, так и у управляющей организации; установление в договоре фиксированной стоимости тепловой энергии на компенсацию потерь вне зависимости от факта их возникновения, в отсутствие обоснованного расчета потерь и порядка их предъявления к оплате собственникам помещений в МКД возлагает на управляющую организацию дополнительные затраты по оплате, несмотря на то, что она не является самостоятельным потребителем коммунального ресурса.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, ходатайство общества о проведении судебного заседания без его участия, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К материалам дела приобщен отзыв общества на кассационную жалобу, в котором оно просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В приобщении дополнительных доказательств, приложенных к отзыву общества на кассационную жалобу, отказано ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции таких полномочий (статья 286 АПК РФ). Возврат документов, поступивших в суд в электронном виде через систему "Мой арбитр" в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" на бумажном носителе не производится.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, в январе 2021 года в адрес компании (управляющая организация) от общества (РСО) поступил договор, по итогам рассмотрения которого истцом ответчику направлен протокол разногласий от 10.02.2021 в связи с непринятием отдельных условий договора в предложенной им редакции, а именно пунктов: 2.1.4, 2.3.15, 2.3.22, 2.7, 4.4, 7.1, приложения N 1, пункта 3 приложения N 3.
Общество отклонило предложенный компанией протокол разногласий, направив 17.03.2021 протокол согласования разногласий от 19.02.2021.
Наличие неурегулированных разногласий между сторонами послужило основанием обращения компании в арбитражный суд с иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 290, 420, 421, 422, 426, 445, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 155, 157.2, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 15, 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), пунктом 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808), пунктами 2, 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), пунктами 2, 31, 31.1 Правил N 354, пунктами 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктом 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, пунктом 10 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр, и исходили из правомерности редакции пунктов 2.1.4, 2.3.15, 2.7, 4.4 и приложения N 1 к договору, предложенной ответчиком, редакции пункта 7.1 договора, пункта 3 приложения N 3 к договору, сформулированной истцом, необходимости исключения из договора пункта 2.3.22.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов и возражений относительно жалобы, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), суд округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 445 ГК РФ определено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Положения статей 155, 157.2, 158 ЖК РФ предусматривают обязанность управляющей организации по заключению с соответствующими РСО договоров ресурсоснабжения, в том числе - в целях СОИ в МКД. Такой договор должен соответствовать обязательным требованиям, установленным Правилами N 124 (статья 157 ЖК РФ).
Между сторонами имеется спор в отношении обязанности по оплате потерь тепловой энергии, возникших в тепловых сетях от внутренней стены МКД до ПУ тепловой энергии и после него.
Компанией предложена редакция пункта 4.4 договора, согласно которой она оплачивает РСО стоимость коммунального ресурса, используемого в целях СОИ в МКД, в объеме, определенном в соответствии с разделом 3 договора, поскольку МКД, находящийся в ее управлении, оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ), расположенным на внутридомовых инженерных сетях, то есть в границах ответственности управляющей организации. В связи с этим компания полагает, что у нее отсутствует обязанность по оплате потерь.
С учетом технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии, часть ресурса расходуется на передачу по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними.
По общему правилу субъектами, обязанными оплачивать потери тепловой энергии, являются сетевые организации и иные владельцы объектов теплосетевого хозяйства.
Права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику, который несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (пункт 1 статьи 209, статья 210 ГК РФ).
Принимая пункт 4.4 договора в редакции общества, по условиям которой исполнитель оплачивает РСО стоимость коммунального ресурса в объеме, определенном в соответствии с разделом 3 договора, а также стоимость тепловой энергии на компенсацию потерь тепловой энергии в соответствии с приложением N 1 к договору, суды правильно исходили из того, что обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется их принадлежностью (статьи 539, 544 ГК РФ, часть 5 статьи 15, часть 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении, пункт 2 Правил N 808, пункт 8 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016).
Согласно части 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Точка поставки коммунальных услуг в МКД по общему правилу должна находиться на внешней стене дома в месте соединения внутридомовой сети с внешними сетями (определения Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2015 N 305-ЭС15-513, от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310, от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314).
При отсутствии соглашения сторон по содержанию условия договора и наличии диспозитивной нормы, регулирующей спорное отношение, таковое условие должно определяться судом в соответствии с общим правилом диспозитивной нормы, содержащим наиболее оптимальный баланс интересов сторон договора, а применительно к законодательству о снабжении коммунальными ресурсами МКД этот оптимальный баланс достигается при определении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по внешней стене МКД.
СОИ обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств (подпункт "а" пункта 30 Правил N 491).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на СОИ соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в данном доме, приведенное в названной норме.
Пунктом 8 Правил N 491 установлено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены МКД, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в МКД.
Таким образом, принимая условия пункта 4.4. договора в редакции общества, суды в целом сделали правильный вывод о наличии у исполнителя обязанности по оплате потерь тепловой энергии, возникших в сетях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в МКД (от внутренней стены МКД до ОДПУ).
В данной части аргументы заявителя кассационной жалобы не обоснованы и подлежат отклонению судом округа.
Между тем судами не учтено следующее.
Положениями пункта 21(2) Правил N 124 предусмотрено, что в МКД, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению МКД ОДПУ холодной воды, горячей воды, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами или в которых собственники помещений в МКД не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию ОДПУ, ведение учета потребляемых коммунальных ресурсов, а также осуществление расчетов за коммунальные ресурсы осуществляется исходя из показаний ОДПУ, установленных исполнителем и введенным в эксплуатацию в установленном порядке.
В случае если после установки ОДПУ исполнителем потребителями установлен и введен в эксплуатацию в установленном порядке иной прибор учета, для учета потребляемых коммунальных ресурсов и осуществления расчетов за коммунальные услуги и ресурсы применяются показания установленного потребителями ОДПУ.
Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: при наличии обязанности и технической возможности по установке ОДПУ тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в МКД, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в МКД по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей РСО для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Таким образом, с учетом приведенных норм объем ресурса, поставленного в МКД в случае отсутствия или выхода из строя ОДПУ подлежит определению по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением повышающего коэффициента с учетом положений подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124.
При таких обстоятельствах у судов не имелось необходимости для урегулирования разногласий сторон в виде утверждения самостоятельной величины объема потерь тепловой энергии (в случае исправности ПУ объем ресурса после ПУ подлежит определению по его показаниям, в случае неисправности - весь объем тепловой энергии, поставленной в МКД, подлежит определению по нормативу).
Судами сделан ошибочный вывод о принятии редакции общества в части определения значений подлежащих оплате исполнителем тепловых потерь после стены здания (после ОДПУ) 0,0000 Гкал в год (отопительный период до ПУ); 64,1260 Гкал в год (отопительный период после ПУ);
0,0000 Гкал в год (межотопительный период до ПУ); 20,5515 Гкал в год (межотопительный период после ПУ), а также соответствующих значений в строке "Итог:" 64,1260 Гкал в год (отопительный период после ПУ); 20,5515 Гкал в год (межотопительный период после ПУ), что повлекло неправильное разрешение спора в этой части и в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ является основанием для изменения обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела всесторонне и полно установлены судами, суд округа считает возможным согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ изменить обжалуемые судебные акты в части урегулирования разногласий по приложению N 1 к договору, исключив из таблицы "Потери тепловой энергии" строку "Тепловые потери после стены здания (после ПУ)" и связанные с ней значения по вышеизложенным основаниям.
На основании частей 1, 5 статьи 110 АПК РФ судебные расходы компании по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной и кассационной жалоб относятся на общество и подлежат взысканию с него в пользу компании.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.07.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 03.09.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-6723/2021 изменить в части урегулирования разногласий по приложению N 1 к договору ресурсоснабжения (в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) от 15.12.2020 N 3-43737-ON, исключив из таблицы "Потери тепловой энергии" строку "Тепловые потери после стены здания (после ПУ)" и связанные с ней значения: "0,0000 Гкал в год (отопительный период до ПУ)"; "64,1260 Гкал в год (отопительный период после ПУ)"; "0,0000 Гкал в год (межотопительный период до ПУ)"; "20,5515 Гкал в год (межотопительный период после ПУ)"; "дата расчета (поставки) 01.12.2020", а также соответствующие значения в строке "Итог:" "64,1260 Гкал в год (отопительный период после ПУ)"; "20,5515 Гкал в год (межотопительный период после ПУ)".
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ОсноваГрад" 6 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Куприна |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "е" пункта 22 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: при наличии обязанности и технической возможности по установке ОДПУ тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в МКД, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в МКД по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях ОДПУ тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей РСО для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1.
Таким образом, с учетом приведенных норм объем ресурса, поставленного в МКД в случае отсутствия или выхода из строя ОДПУ подлежит определению по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в МКД с применением повышающего коэффициента с учетом положений подпункта "в" пункта 21(1) Правил N 124."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 декабря 2021 г. N Ф04-7582/21 по делу N А46-6723/2021
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3911/2022
23.12.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7582/2021
03.09.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9527/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-6723/2021