г. Тюмень |
|
30 декабря 2021 г. |
Дело N А45-9431/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВАПОРТ Трейдинг" на решение от 10.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 02.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бородулина И.И.) по делу N А45-9431/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НОВАПОРТ Трейдинг" (633104, Новосибирская область, город Обь, проспект Мозжерина, дом 8А, кабинет 16, ОГРН 1155476014715, ИНН 5448950149) к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (125167, город Москва, проспект Ленинградский, дом 37, ОГРН 1047796301057, ИНН 7714549751) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "НОВАПОРТ Трейдинг" (далее - ООО "НОВАПОРТ Трейдинг", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) от 30.03.2021 N 121000093010 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 10.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 02.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, административным органом не доказано событие и состав вменяемого обществу административного правонарушения; административный орган и суды не выяснили, имелась ли у общества возможность выявить недостающие сведения при проведении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ).
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления 23.03.2021 протокола об административном правонарушении N 121000093010 и вынесения оспариваемого постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ послужил отказ Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Росавиация) в утверждении дополнительной оценки уязвимости ОТИ - аэропорт Улан-Удэ субъекта транспортной инфраструктуры - общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)" (заключение от 01.03.2021 N 1763), в связи с несоответствием результатов оценки требованиям подпунктов 3.1.2, 3.1.4 пункта 3 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 (далее - Порядок N 87).
Частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ установлена административная ответственность, за нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.
В соответствии с подпунктами 5.1.1 и 5.1.8 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере гражданской авиации и транспортной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) к объектам транспортной инфраструктуры относятся аэродромы, аэропорты (подпункт "ж" пункта 5); оценка уязвимости ОТИ - определение степени защищенности ОТИ от угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункт 6); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9); транспортная безопасность -состояние защищенности ОТИ и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10).
Обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (статья 4 Закона N 16-ФЗ).
Статьей 5 закона N 16-ФЗ установлено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (пункт 1); оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора (пункт 2); результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (пункт 3).
Пунктом 6 Порядка N 87 установлено, что результаты проведенной оценки уязвимости оформляются соответствующими организациями в виде текстового документа с графическими план - схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляется в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней (пункт 8 Порядка).
В соответствии с пунктом 5.14.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) утверждает результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности, проведенной специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "НОВАПОРТ Трейдинг" является специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, аккредитованной в установленном порядке (свидетельство Росавиации от 01.08.2019 N 003); по результатам рассмотрения представленного обществом заявления Росавиацией принято решение, оформленное заключением 01.03.2021 N 1763, об отказе в утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ - аэропорт Улан-Удэ субъекта транспортной инфраструктуры - общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)", поскольку результаты оценки не соответствуют требованиям подпунктов 3.1.2, 3.1.4 пункта 3 Порядка N 87 (неполное описание системы мер, принятой субъектом транспортной инфраструктуры на ОТИ по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценки ее соответствия Требованиям по обеспечению транспортной безопасности; не описаны в полном объеме дополнительные меры, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ по реализации Требований по обеспечению транспортной безопасности, с учетом произошедших изменений); решение компетентного органа о несоответствии результатов дополнительной оценки Порядку N 87 обществом не обжаловалось.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер для соблюдения требований Порядка N 87, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение).
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9431/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "НОВАПОРТ Трейдинг" является специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности, аккредитованной в установленном порядке (свидетельство Росавиации от 01.08.2019 N 003); по результатам рассмотрения представленного обществом заявления Росавиацией принято решение, оформленное заключением 01.03.2021 N 1763, об отказе в утверждении результатов дополнительной оценки уязвимости ОТИ - аэропорт Улан-Удэ субъекта транспортной инфраструктуры - общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Байкал (Улан-Удэ)", поскольку результаты оценки не соответствуют требованиям подпунктов 3.1.2, 3.1.4 пункта 3 Порядка N 87 (неполное описание системы мер, принятой субъектом транспортной инфраструктуры на ОТИ по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценки ее соответствия Требованиям по обеспечению транспортной безопасности; не описаны в полном объеме дополнительные меры, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на ОТИ по реализации Требований по обеспечению транспортной безопасности, с учетом произошедших изменений); решение компетентного органа о несоответствии результатов дополнительной оценки Порядку N 87 обществом не обжаловалось.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им всех зависящих от него мер для соблюдения требований Порядка N 87, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 декабря 2021 г. N Ф04-7417/21 по делу N А45-9431/2021