г. Тюмень |
|
13 января 2022 г. |
Дело N А03-16176/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 13 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Глотова Н.Б.,
судей Ишутиной О.В.,
Куклевой Е.А. -
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назеяном С.С. с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Кулунда" на определение от 24.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Фоменко Е.И.) и постановление от 21.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванов О.А., Иващенко А.П., Сбитнев А.Ю.) по делу N А03-16176/2020, принятые по заявлению акционерного общества "Алтайкрайэнерго" (ИНН 2224132840, ОГРН 1092224002331) о признании муниципального унитарного предприятия "Кулунда" (ИНН 2253005518, ОГРН 1182225016159) несостоятельным (банкротом).
В судебном заседании до перерыва, проведённого с использованием средств видеоконференц-связи, в помещении Арбитражного суда Алтайского края принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Кулунда" - Долгов А.А. по доверенности от 01.01.2022.
С использованием после перерыва технологии онлайн-заседания в судебном заседании принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Кулунда" - Долгов А.А. по доверенности от 01.01.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - общество "Алтайкрайэнерго", кредитор) 20.11.2020 обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия "Кулунда" (далее - предприятие, должник) несостоятельным (банкротом) в связи с наличием у него просроченной задолженности.
Определением от 24.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 21.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в отношении предприятия введена процедура наблюдения, временным управляющим утверждён Фёдоров Евгений Александрович. Признано обоснованным в части и включено в реестр требований кредиторов должника в составе третьей очереди требование общества "Алтайкрайэнерго" в размере 319 884,90 руб. - основной долг и государственная пошлина, 75 342,17 руб. - пени.
Не согласившись с принятыми судебными актами, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы её податель ссылается на то, что поскольку должник является субъектом естественной монополии возбуждение в отношении него дела о банкротстве было возможно только при соблюдении требований пунктов 2 и 3 статьи 197 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Заявитель жалобы считает, что кредитор не исчерпал возможности удовлетворения своих требований путём обращения взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства.
По утверждению кассатора, суд апелляционной инстанции, установив нарушения, допущенные судом первой инстанции в квалификации статуса должника в качестве субъекта естественной монополии, должен был осуществить проверку обоснованности требования кредитора применительно к положениям статьи 197 Закона о банкротстве, чего им не было сделано.
Представитель заявителя до и после перерыва в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых определения и постановления, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности должника является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; предприятие учреждено отделом по имуществу и земельным отношениям управления по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Кулундинского района Алтайского края.
Должник имеет просроченную перед кредитором задолженность в размере 315 884,90 руб., подтверждённую вступившими в законную силу решением от 21.10.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13486/2019, на принудительное исполнение которого выдан исполнительный лист серии ФС N 030840428 от 14.04.2020.
Суд первой инстанции, признавая заявление общества "Алтайкрайэнерго" обоснованным и вводя в отношении должника процедуру наблюдения, исходил из того, что у него имеются признаки банкротства, предусмотренные пунктом 2 статьи 33 Закона о банкротстве.
Исследовав вопрос о наличии или отсутствии у предприятия статуса субъекта естественной монополии, суд первой инстанции не нашёл оснований для признания за должником такового, ввиду непредставления в материалы дела доказательств наличия оборудования и присоединенных сетей для осуществления им уставной деятельности, приобретения сырья и необходимых материалов, договоров с потребителями, фактической поставки потребителям холодной и горячей воды, тепловой энергии, при присутствии в селе Кулунда иных предприятий, осуществляющих распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Апелляционный суд, учитывая дополнительные доказательства, ранее не представленные должником, а именно, государственные контракты, заключённые с конечными потребителями, договор на поставку угля, документы, подтверждающие установление тарифов на тепловую энергию и единых теплоснабжающих организаций, счёл ошибочными выводы суда об отсутствии у предприятия статуса субъекта естественной монополии в силу осуществления им на основании утверждённых тарифов на определённой территории производства и поставки тепловой энергии с использованием муниципального имущества, переданного на праве хозяйственного ведения.
При этом суд апелляционной инстанции, применительно к разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35), не нашёл оснований для отмены судебного акта о введении в отношении должника наблюдения, поскольку к нему в реестр требований кредиторов уже включены требования иных кредиторов.
Суд округа не может согласиться с выводами судов и находит их преждевременными в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 48 Закона о банкротстве определение о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным пунктом 2 статьи 33 настоящего Закона, признано обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда, установлено наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 настоящего Закона, либо заявление должника соответствует требованиям статьи 8 или 9 Закона о банкротстве.
При проверке обоснованности заявления общества "Алтайкрайэнерго" о признании должника банкротом, предприятие заявило о наличии оснований для его рассмотрения с учётом положений регулирующих отношения, связанные с банкротством субъектов естественной монополии.
В подтверждение такого статуса должник указал на то, что он является единственной теплоснабжающей организацией в селе Златополь, поставляющей тепловую энергию потребителям Златополинского и Кулундинского сельсоветов на основании установленных уполномоченным органом тарифов.
В пункте 1 статьи 197 Закона о банкротстве определено, что для целей настоящего закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
Естественной монополией является состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях)).
Для определения у должника статуса субъекта естественной монополии необходима совокупность обязательных факторов, указывающих на подобный статус, а именно:
наличие у организации основного квалифицирующего признака - осуществление деятельности в сферах, прямо указанных Законом о естественных монополиях, в условиях естественной монополии;
определённость продуктовых границ товарного рынка, в рамках которого осуществляется деятельность;
доминирующее положение на рынке в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - взаимодействие напрямую с конечными потребителями.
В статье 4 Закона о естественных монополиях определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, и этот перечень носит исчерпывающий характер, а хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в указанных сферах, включаются в соответствующие реестры.
В частности, к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесено оказание услуг по передаче тепловой энергии (абзац девятый части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях).
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под передачей тепловой энергии, теплоносителя понимается совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, приём, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
В силу пункта 16 статьи 2 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии осуществляют теплосетевые организации.
Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчёты за оказанные услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (подпункт "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.09.2018 N 122, от 27.11.2018, от 16.10.2019, от 17.12.2020 предприятию установлены тарифы на тепловую энергию, действующие на 2021 год.
Постановлением Администрации Кулундинского района Алтайского края от 21.05.2018 N 247 определены единые теплоснабжающие организации на территории Кулундинского района Алтайского края, в том числе и предприятие с выделенной ему зоной деятельности в границах эксплуатирующих систем.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключённого теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
Материалами дела подтверждено, что предприятие имеет заключённые договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и горячего водоснабжения организациям (государственный контракт на отпуск тепловой энергии от 02.03.2021 N 92, государственный контракт на отпуск тепловой энергии от 26.11.2020 N 95).
Доказательства, которые бы опровергали позицию должника о том, что его деятельность связана с доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии на определённой территории, не представлены.
С учётом изложенного вывод апелляционного суда о том, что предприятие является субъектом естественной монополии и при проверке обоснованности заявления к нему подлежат применению специальные нормы Закона, является достаточно обоснованным.
В свою очередь, особенности банкротства субъектов естественных монополий предусмотрены нормами параграфа 6 главы IX Закона о банкротстве, согласно которым дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объёме путём обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (пункт 3 статьи 197 Закона о банкротстве).
При этом из буквального толкования условий, предусмотренных частью 3 статьи 197 Закона о банкротстве, следует, что дело о банкротстве в отношении субъекта естественной монополии по заявлению кредитора может быть возбуждено только после фактического обращения взыскания на имущество должника, непосредственно не участвующее в производстве товаров, и только в случае, если полученных от такого обращения денежных средств будет недостаточно для полного удовлетворения требований кредитора. До фактического обращения взыскания на такое имущество самого факта возбуждения исполнительного производства в отношении должника и отсутствие поступлений денежных средств взыскателю недостаточно для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о банкротстве по заявлению кредитора. До фактического обращения взыскания оценка стоимости такого имущества как заведомо недостаточного для удовлетворения требований кредиторов не имеет правового значения для решения вопроса о возбуждении дела о банкротстве субъекта естественной монополии.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции установив, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства дела и пришёл к ошибочному выводу о специальном статусе должника, не включил в предмет исследования вопрос о наличии или отсутствии оснований для введения в отношении предприятия процедуры наблюдения, предусмотренных положениями статьи 197 Закона о банкротстве, устанавливающих иной порядок для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий.
Вопреки ошибочному суждению апелляционной инстанции, разъяснения, изложенные в абзаце втором пункта 4 Постановления N 35, подлежат применению на случай признания требований заявителя необоснованными, чего в настоящем случае не установлено, а напротив, сделан вывод о законности денежного требования общества "Алтайкрайэнерго".
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьёй 3 названного Закона.
Статья 197 Закона о банкротстве, являющаяся специальной правовой нормой, устанавливает иной порядок для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий.
Вместе с тем апелляционным судом не исследован вопрос о наличии или отсутствии иных заявлений о признании должника банкротом на дату введения процедуры наблюдения, основанных на вступивших в законную силу судебных актах о взыскании с него просроченных обязательств, отвечающих вышеуказанным нормам права.
При этом требования кредиторов, включённые в реестр требований должника, а также заявления, поданные кредиторами по правилам статьи 71 Закона о банкротстве, не соответствуют требованиям, указанным в статье 197 этого Закона для возбуждения в отношении должника как субъекта естественных монополий дела о несостоятельности (банкротстве).
При таких обстоятельствах, в условиях возможности применения к должнику специальных правил проведения процедуры банкротства, установленных в целях недопущения негативных социально-экономических последствий, выводы судов не могут быть признаны основанными на полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного и всестороннего рассмотрения дела.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу своих полномочий лишён возможности устанавливать факты и оценивать доказательства, обжалуемые акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду, учитывая изложенное, применительно к вышеуказанным нормам права, следует проверить обоснованность заявленного обществом "Алтайкрайэнерго" требования о признании предприятия несостоятельным (банкротом) исходя из представленных должником документов, подтверждающих наличие у него статуса субъекта естественной монополии, установить состав и размер денежных обязательств кредитора на дату обращения кредитора в суд, исследовать вопрос о возможности (невозможности) удовлетворения требования кредитора в полном объёме за счёт имущества должника путём обращения на него взыскания службой судебных приставов-исполнителей и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 24.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 21.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16176/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Б. Глотов |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона о банкротстве, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьёй 3 названного Закона.
Статья 197 Закона о банкротстве, являющаяся специальной правовой нормой, устанавливает иной порядок для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий.
Вместе с тем апелляционным судом не исследован вопрос о наличии или отсутствии иных заявлений о признании должника банкротом на дату введения процедуры наблюдения, основанных на вступивших в законную силу судебных актах о взыскании с него просроченных обязательств, отвечающих вышеуказанным нормам права.
При этом требования кредиторов, включённые в реестр требований должника, а также заявления, поданные кредиторами по правилам статьи 71 Закона о банкротстве, не соответствуют требованиям, указанным в статье 197 этого Закона для возбуждения в отношении должника как субъекта естественных монополий дела о несостоятельности (банкротстве)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2022 г. N Ф04-7228/21 по делу N А03-16176/2020