г. Тюмень |
|
14 января 2022 г. |
Дело N А81-60/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Сириной В.В.,
Тихомирова В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 19.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Воробьёва В.С.) и постановление от 11.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сидоренко О.А., Бодункова С.А., Воронов Т.А.) по делу N А81-60/2021 по иску первого заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Б. Кнунянца, 5, ИНН 8901002488, ОГРН 1028900510979) в интересах муниципального образования поселок Тазовский к Администрации поселка Тазовский (629350, Ямало-Ненецкий автономный округ, Тазовский р-он, пос. Тазовский, ул. Пушкина, д. 34, Б, ИНН 8910003640, ОГРН 1058900661170), акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 67, оф. 600, ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки.
Суд установил:
первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - прокурор, истец) в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Администрации муниципального образования поселка Тазовский (далее - Администрация поселка Тазовский, ответчик) и акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго", общество, ответчик) о признании недействительным (ничтожным) договора аренды муниципального имущества от 26.10.2018 N 20, заключенного между Администрацией и АО "Ямалкоммунэнерго", о применении последствий недействительности сделки в виде обязания АО "Ямалкоммунэнерго" возвратить Администрации муниципального образования поселок Тазовский имущество, указанное в приложении N 2 к договору аренды от 26.10.2018 N 20.
Решением от 19.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлениями от 11.08.2021 и 20.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены: договор аренды муниципального имущества от 26.10.2018 N 20, заключенный между ответчиками, признан недействительным, применены последствия недействительности сделки в виде обязания АО "Ямалкоммунэнерго" возвратить Администрации поселка Тазовский имущество, указанное в приложении N 2 к договору аренды муниципального имущества от 26.10.2018 N 20. Этим же судебным актом с АО "Ямалкоммунэнерго" в доход федерального бюджета взыскано 3 000 руб. государственной пошлины.
АО "Ямалкоммунэнерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 19.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, постановление от 11.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: судами не приняты во внимание доводы общества о вынужденном принятии муниципального имущества обществом в пользование, о предпринятых мерах по заключению концессионного соглашения; заключение оспариваемого договора обусловлено необходимостью бесперебойной эксплуатации имущества коммунального назначения, в публичных интересах; удовлетворение иска прокурора не повлекло восстановление публичных интересов.
Определением от 23.12.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебное заседание отложено до 13 января 2022 года 15 часов 00 минут.
После отложения судебное заседание продолжено в том же составе суда.
Отзыв на кассационную жалобу в материалы дела не поступил.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией муниципального образования поселок Тазовский (арендодатель) и АО "Ямалкоммунэнерго" (арендатор) заключен договор аренды муниципального имущества от 26.10.2018 N 20 (далее - договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает за плату во временное пользование муниципальное имущество, указанное в приложении N 2 (акт приема-передачи) к договору для использования по назначению в целях оказания услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории поселка Тазовский.
Договор заключен на срок с 06.08.2018 до момента заключения концессионного соглашения (пункт 1.5 договора).
Объектом аренды является недвижимое и движимое имущество - объекты жилищно-коммунального комплекса, указанные в приложении N 2 к договору: - резервуар чистой воды, куб. м 400; - резервуар чистой воды, куб. м 400; - сети инженерные внутриплощадочные в том числе самотечная канализация; - комплексные сети связи кабельные; - здание: водонасосная хозпротивопожарная; - здание: установка водоочистки поз. 32.9 "ПАЭС-2500 в п. Тазовский" (пусковой комплекс); - здание: канализационная насосная станция с горизонтальными насосами поз. 17 "ПАЭС-2500 в п. Тазовский" (пусковой комплекс); - здание: насосная станция с тремя сетевыми насосами; - здание: блок-бокс проходная поз. 28 "ПАЭС-2500 в п. Тазовский" (пусковой комплекс); - приборы контроля и регулирования; - сооружение: резервуар чистой воды (поз. 31.1) 400 куб. м с инженерными сетями ПАЭС-2500 п. Тазовский, куб. м 400; - Сооружение: резервуар речной воды (поз. 34.1.) с инженерными сетями ПАЭС-2500 п. Тазовский, куб. м 400; - вагон-дом; - установка дезинфекции воды б/бокс доочистки; - трубогиб РГУ-2; - Насос К-100-65-220; - насос К-100-65-220; - насос К-100-65-220; - насос К-80-50-220; - насос К-80-50-220; - насос К-80-50-220; - реактор с плавающим фильтром; - фильтр песчаный с откр. загрузкой; - насос SIGMA OLOMOUK К.Р. 95006; - насос SIGMA OLOMOUK К.Р. 95002; - резервуар накопительный очищенной воды; - насос К-80-50-220; - насос К-80-50-220; - устройство спец. для автоматизации.
Имущество было передано арендатору по акту приема-передачи.
Полагая, что заключенный договор аренды является недействительным, поскольку заключен без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), что распоряжение объектами муниципального имущества должно проводиться в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях), согласно пункту 11 части 1 статьи 4 которого, объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем отнесены к объектам концессионного соглашения, при заключении сделки нарушены нормы части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, статей 21 - 37 Закона N 115-ФЗ, что в силу статей 166, 167, 168 ГК РФ влечет ничтожность сделки, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании недействительным (ничтожным) договора аренды муниципального имущества от 26.10.2018 N 20, о применении последствий недействительности сделки в виде обязания общества возвратить Администрации имущество, указанное в приложении N 2 к договору.
Руководствуясь статьями 168, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 4.2, 4.3 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Законом N 115-ФЗ, статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), частью 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), пунктами 74 - 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", установив, что предусмотренное заключенным сторонами договором аренды муниципальное имущество отвечает критериям, приведенным в части 3 статьи 41.1 Закона N 416-ФЗ, суды пришли к выводу о том, что передача Администрацией прав владения и (или) пользования муниципальными объектами тепло- и водоснабжения может осуществляться только на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурсных процедур (конкурса или аукциона), в связи с чем признали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
На основании части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ).
К числу объектов концессионного соглашения пункты 10, 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ относят объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в частности, объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Статьей 28.1 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В части 3 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Аналогичные положения предусмотрены в статье 41.1 Закона N 416-ФЗ.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Оценив все представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, установив, что спорный договор заключен в отношении объектов централизованных систем теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, приняв во внимание факт заключения договора 26.10.2018, поскольку передача поименованных в договоре аренды объектов обществу осуществлена не на основании концессионного соглашения, суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования такими специфическими объектами может осуществляться не иначе как на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурсных процедур, в связи с чем правомерно признали оспариваемую сделку недействительной в силу ничтожности и применили последствия ее недействительности в виде обязания общества вернуть муниципальному органу спорное имущество.
Судами верно отмечено, что у ответчиков имелось достаточно времени для проведения всех необходимых мероприятий и приведения в соответствие необходимой документации для заключения соответствующего концессионного соглашения.
Заблаговременное непринятие необходимых действий, зависящих как от органа местного самоуправления, так и от ресурсоснабжающей организации, по приведению правоотношений сторон в соответствие с действующим законодательством, по организации конкурса для заключения концессионных соглашений на право пользования объектами тепло-, водоснабжения, не могут служить основанием для обхода требований федеральных законов, а также для легализации оспариваемой сделки.
Вопреки доводам общества, передача спорных объектов муниципальной собственности в его пользование не на условиях концессионного соглашения, посягает и на публичный интерес, поскольку специфика концессионного соглашения состоит в привлечении инвестиций в имущество энергетического назначения, эксплуатация которого направлена на эффективное, бесперебойное снабжение потребителей (неопределенного круга лиц) ресурсами жизнеобеспечения (часть 1 статьи 1 Закона N 115-ФЗ).
Кроме того, заключенный сторонами договор аренды затрагивает интересы неопределенного круга лиц - участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку ограничивает их участие в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения договоров пользования спорным имуществом.
Доводы кассационной жалобы общества о том, что спорный договор заключен в условиях чрезвычайной ситуации, являлись предметом исследования судов двух инстанций и обоснованно отклонены в отсутствие надлежащих доказательств, свидетельствующих о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Тазовского района в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ссылки общества в данной части на то, что решение о заключении спорного договора принималось комиссией с целью недопущения возникновения чрезвычайной ситуации во время прохождения отопительного периода 2018-2019 годов, подлежат отклонению судом округа, поскольку само по себе не означает введение на спорной муниципальной территории режима чрезвычайной ситуации.
Ссылка общества на иную судебную практику в подтверждение своих доводов судом округа не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе общества относятся на ее заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.04.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 11.08.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-60/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 3 статьи 28.1 Закона N 190-ФЗ установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.
Аналогичные положения предусмотрены в статье 41.1 Закона N 416-ФЗ.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
...
Вопреки доводам общества, передача спорных объектов муниципальной собственности в его пользование не на условиях концессионного соглашения, посягает и на публичный интерес, поскольку специфика концессионного соглашения состоит в привлечении инвестиций в имущество энергетического назначения, эксплуатация которого направлена на эффективное, бесперебойное снабжение потребителей (неопределенного круга лиц) ресурсами жизнеобеспечения (часть 1 статьи 1 Закона N 115-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 января 2022 г. N Ф04-7940/21 по делу N А81-60/2021
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7940/2021
20.10.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9803/2021
11.08.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6798/2021
19.04.2021 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-60/2021