г. Тюмень |
|
18 января 2022 г. |
Дело N А46-7206/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Нигматулиной А.Ю. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области на решение от 21.07.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 19.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-7206/2021 по заявлению Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Петра Некрасова, дом 6, ОГРН 1135543053249, ИНН 5501253636) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (644099, Омская область, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9, ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительным представления.
При участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента городского хозяйства Администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1, ОГРН 1035507001199, ИНН 5504061072).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.А.) в заседании участвовал представитель Управления Федерального казначейства по Омской области - Зима Ю.Р. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее - Управление) о признании недействительным представления от 16.02.2021 N 52-22-11/1287.
Определением от 26.05.2021 Арбитражного суда Омской области к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - Департамент).
Решением от 21.07.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 19.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требование заявителя оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Управление возражает против доводов жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена плановая камеральная проверка в отношении Министерства, в ходе которой установлено неправомерное распределение Министерством иного межбюджетного трансферта на общую сумму 26 335 928,40 руб. на капитальный ремонт многоквартирного дома сверх определенного количества, представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчета о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2020, содержащего недостоверные сведения (фактически капитальный ремонт выполнен в 161 МКД вместо установленного значения - 169), неисполнение Министерством полномочий по контролю за соблюдением получателем иного межбюджетного трансферта условий, целей и порядка, установленных при его предоставлении.
16.02.2021 Управлением вынесено представление N 52-22-11/1287 с требованиями осуществить возврат неправомерно использованного иного межбюджетного трансферта в размере 26 335 928,40 руб. в срок до 30.07.2021; представить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 05.04.2021 отчет о достижении результатов предоставления иного межбюджетного трансфера по состоянию на 01.01.2020 с учетом фактически достигнутого показателя; рассмотреть информацию о нарушении законодательства Российской Федерации, указанную в настоящем представлении, и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 31.03.2021.
Считая названное выше представление не соответствующим закону и нарушающим его права, Министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 28, 38, 78, 157, 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Согласно положениям статьи 28 БК РФ к числу принципов бюджетной системы Российской Федерации относятся, в частности, принципы эффективности использования бюджетных средств, а также адресности и целевого характера бюджетных средств.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации выделены Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2019 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 1 100 000 000 руб. для предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Омской области на финансовое обеспечение реализации ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, имея в виду проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов.
В соответствии с пунктами 6 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2018 N 1166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации ведомственной целевой программы "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)" в рамках подпрограммы 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила N 1166) предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, заключаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, содержащее значение показателей результативности и обязательства субъекта Российской Федерации по достижению показателей результативности.
11.04.2019 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Омской области заключено соглашение N 069-17-2019-004 о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в г. Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - Соглашение N 069-17-2019-004).
Пунктом 3.2 Соглашения N 069-17-2019-004 установлено, что иной межбюджетный трансферт предоставляется при выполнении следующих условий: а) наличие правового акта Омской области об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, указанного в пункте 1.2 настоящего Соглашения, а именно мероприятий государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п; б) наличие в бюджете Омской области бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения, а именно 1 100 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения N 069-17-2019-004 Минстрой Омской области обязан обеспечить достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, а именно количества жилых домов, в которых должен был произведен ремонт - 169 штук, с долей исполнения - 100 %.
В целях выполнения условия получения иного межбюджетного трансферта, установленного подпунктом "а" пункта 3.2 Соглашения N 069-17-2019-004, постановлением Правительства Омской области от 12.02.2019 N 41-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области" в раздел 6 "Описание мероприятий и целевых индикаторов их выполнения" приложения N 8 "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" программы "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" внесены изменения, добавлено мероприятие: "4. капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, связанный с подготовкой XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств". На реализацию указанного мероприятия предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам.
Постановлением Правительства Омской области от 24.04.2019 N 149-п "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Омской области" мероприятие "4. капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, связанный с подготовкой XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств" подпрограммы "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" программы "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области" изменено на мероприятие "6) содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации". На реализацию указанного мероприятия предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам".
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области (далее - Минстрой Омской области) от 07.05.2019 N 25 утвержден порядок предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на предоставление мероприятий по подготовке XVI межрегионального сотрудничества Республики Казахстана и Российской Федерации (далее - Порядок N 25); форма отчета об использовании иных межбюджетных трансфертов; форма отчета о достижении показателей результативности иных межбюджетных трансфертов.
В соответствии с условиями Порядка N 25 целью предоставления трансферта является проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в рамках форума.
Письмом от 16.05.2019 Мэром города Омска направлена в Минстрой Омской области заявка на предоставление в 2019 году трансферта муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области (далее - город Омск) в размере 1 100 000 000 руб. в целях финансирования расходов на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки в городе Омске форума с приложением копии правового акта об организации гостевых маршрутов в муниципальном образовании - постановления Администрации города Омска от 15.04.2019 N 307-п; перечня многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в муниципальном образовании, на которых планируется выполнить капитальный ремонт; гарантийного письма об использовании трансферта из бюджета Омской области на проведение капитального ремонта в 169 домах; реквизитов для перечисления средств трансферта.
На основании полученной заявки в соответствии с Порядком N 25-п Минстроем Омской области было издано распоряжение от 20.05.2019 N 136-рп о распределении бюджету муниципального образования городской округ город Омск Омской области иного межбюджетного трансферта в объеме 1 100 000 000 руб.
Во исполнение данного распоряжения между Минстроем Омской области и Администрацией г. Омска заключено соглашение от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в размере 1 100 000 000 руб. (далее - Соглашение N 52701000-1-2019-006).
Предметом Соглашения N 52701000-1-2019-006 является предоставление из бюджета Омской области в 2019 году бюджету городского округа города Омск иного межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначение на реализацию мероприятий по содействию реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области, имея в виду проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в городе Омске XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации.
Пунктом 4.3.2 Соглашения N 52701000-1-2019-006 и приложением N 2 к нему определено, что Администрация города Омска (Департамент) обеспечивает достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, а именно: количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт, - 169 домов; доля многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в г. Омске, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту в целях подготовки к проведению в 2019 году Форума, - 100%.
22.05.2019 в бюджетную роспись Департамента на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов внесены изменения в части увеличения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на предоставление иных межбюджетных трансфертов на содействие реализации комплекса мероприятий по развитию инфраструктуры муниципальных образований Омской области на проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в целях подготовки к проведению в 2019 году в городе Омске Форума.
02.08.2019 в связи с передачей в Министерство полномочий в сфере жилищно-коммунального комплекса было заключено дополнительное соглашение N 069-17-2019-004/2 (о замене стороны) к Соглашению N 069-17-2019-004, а также произведена передача в Министерство фактически произведенного кассового расхода, ранее осуществленного Минстроем Омской области в сумме 311 104 027,21 руб.
Приказом Министерства от 14.08.2019 N 8-п утвержден аналогичный Порядку N 25 Порядок предоставления и распределения в 2019 году иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Омской области на реализацию мероприятий по подготовке XVI межрегионального сотрудничества Республики Казахстана и Российской Федерации (далее - Порядок N 8-п).
В соответствии с условиями Порядка N 8-п целью предоставления трансферта является проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в рамках форума.
Судами установлено, что в течение 2019 года на основании обращений Департамента распоряжениями Министерства от 03.09.2019 N 24-рп, от 04.10.2019 N 39-рп, от 15.11.2019 N 64-рп, от 17.12.2019 N 78-рп в перечне многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планируется выполнить капитальный ремонт, осуществлена замена многоквартирных домов, расположенных в городе Омске по адресам: ул. Мельничная, д. 586, пр. Карла Маркса, д. 29, пр. Карла Маркса, д. 47, пр. Карла Маркса, д. 52, пр. Карла Маркса, д. 64, пр. Карла Маркса, д. 22, ул. Рождественского, д. 7, ул. Рождественского, д. 11, ул. Рождественского, д. 13, ул. Рождественского, д. 15, ул. Серова, д. 20, ул. 2-я Кировская, д. 121а, ул. Мельничная, д. 98, ул. Мельничная, д. 122, ул. 1-я Казахстанская, д. 2, ул. Олега Кошевого, ж 22, пр. Карла Маркса, д. 89а на многоквартирные дома, расположенные в городе Омске по адресам: ул. 1-я Самарская, д. 3, ул. Ленина, д. 50, ул. 1-я Самарская, д. 1, ул. 1-я Самарская, д. 1а, ул. 2-я Кировская, д. 121а, ул. Мельничная, д. 98, ул. Мельничная, д. 122, ул. 1-я Казахстанская, д. 2, ул. Олега Кошевого, д. 22, пр. Карла Маркса, д. 89а, ул. 2-я Кировская, д. 123а, ул. Красный Путь, д. 131, ул. Красный Путь, д. 133, ул. Рождественского, д. 16, ул. Котовского, д. 12, ул. Котовского, д. 22, ул. Ангарской / Котовского, д. 1/6, ул. 2-я Кировская, д. 119, ул. 2- я Кировская, д. 123, ул. 2-я Кировская, д. 125, ул. Ялтинская, д. 30, ул. Грибоедова, д. 56, ул. Днепровская, д. 46, ул. Малая Ивановская, д. 1, ул. Красный Путь, д. 28, ул. Красный Путь, д. 81, ул. Красный Путь, д. 61, ул. Красный Путь, д. 65, ул. Красный Путь, д. 69, ул. Иртышская набережная, д. 21, ул. Иртышская набережная, д. 23, Спортивный проезд, д. 12.
Таким образом, по состоянию на 17.12.2019 из перечня многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, на которых планировалось выполнить капитальный ремонт, исключено 17 жилых домов, а включено 32 дома (общее количество многоквартирных домов составило 184 шт.).
В 2019 году между Департаментом и управляющими организациям заключены соглашения, предполагающие проведение капитального ремонта фасадов и крыш 184 многоквартирных домов на общую сумму 1 188 730 797,41 руб. С учетом дополнительных соглашений и соглашений о расторжении в 2019 году планировалось выполнить капитальный ремонт 178 жилых домов, расположенных вдоль гостевого маршрута, на общую сумму 1 027 349 682,91 руб.
Согласно отчету Администрации города Омска об использовании иного межбюджетного трансферта по состоянию на 01.01.2020 выделено средств трансферта получателям на выполнение работ на 179 домах. При этом ремонтные работы по одному дому (г. Омск, ул. Полковая, 28) не выполнялись в связи с отказом собственников от их проведения, впоследствии соглашение в отношении данного дома было расторгнуто.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что нормативными актами Правительства Российской Федерации и Правительства Омской области, условиями Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 и Порядком N 8-п предусмотрено предоставление иного межбюджетного трансферта бюджету городского округа города Омска с целью проведения капитального ремонта 169 многоквартирных домов, вместе с тем Департаментом в 2019 выделены средства субсидии на капитальный ремонт 178 домов, пришли к выводу о неправомерном расходовании средств иного межбюджетного трансферта в размере 26 335 928,40 руб. на капитальный ремонт 9 домов сверх установленного нормативными актами их количества.
Доказательств, опровергающих указанный вывод судов, Министерством не представлено.
Доводы Министерства о том, что проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов является минимальным показателем, который может быть превышен в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований, о произвольном определении Управлением перечня домов, по которым неправомерно распределен иной межбюджетный трансферт, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Как верно отмечено судами, возможность увеличения Правительством Омской области в лице Министерства количества капитально ремонтируемых за счет средств трансферта из федерального бюджета многоквартирных домов до 178 единиц распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р не предусмотрена;
в Соглашении N 069-17-2019-004 также не указано, что показатель - проведение капитального ремонта 169 многоквартирных домов в рамках Форума является минимальным.
Судами также учтено, что при определении перечня домов, по которым неправомерно распределен иной межбюджетный трансферт, в качестве излишних Управлением взяты соглашения, заключенные между управляющими компаниями и Департаментом, последние по списку, превышающие количество 169 домов. Данный факт подтверждается номерами и датами заключения Департаментом соглашений и Министерством не опровергнут.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о законности пункта 1 оспариваемого представления.
Кроме того, судами установлено, что согласно данным отчетов Департамента об использовании иного межбюджетного трансферта и о достижении значения показателей результативности иных межбюджетных трансфертов по состоянию на 01.01.2020 фактическое значение показателя "Количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт" - 172 шт.; фактическое значение показателя "Доля многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в г. Омске, в отношении которых проведены мероприятия по капитальному ремонту в целях подготовки к проведению в 2019 году Форума" - 100%.
В показатель "Количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт", в том числе вошли многоквартирные жилые дома, расположенные вдоль гостевого маршрута, по следующим адресам:
ул. Красный Путь, 141, пр. К. Маркса, дома 6, 42, 44, 79, ул. Серова, дома 1а, 16, 1в, ул. И. Алексеева, 8, ул. Ленина, 8, ул. Лермонтова, 20/пр. К. Маркса, 1.
С целью проведения капитального ремонта фасадов вышеуказанных домов в 2019 году Департаментом заключены соглашения с управляющими организациями о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в приложениях N 1 к которым предусмотрено проведение капитального ремонта фасадов многоквартирных домов (под фасадом здания понимается его наружная лицевая сторона без учета дворовой части).
Вместе с тем в ходе проведения проверки Управлением установлен факт предоставления в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отчета, содержащего недостоверные сведения (фактически капитальный ремонт выполнен в 161 многоквартирном доме, вместо 169 многоквартирных домов) (пункт 2); необеспечение Министерством достижения результатов в 169 многоквартирных домах при предоставлении иного межбюджетного трансферта бюджету города Омска (161/169) (пункт 3).
Признавая законными пункты 2, 3 представления Управления, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав представленные в материалы дела доказательств (в том числе акты о приемке выполненных работ, объяснения должностного лица, письмо Департамента от 28.12.2020 N Исх-ДГХ/01-11/5360), пришли к выводу о том, что фактически по состоянию на 01.01.2020 капитальный ремонт выполнен на 161 доме, недостижение показателя исполнения составило 5 % (161/169).
Так, судами установлено, что факт выполнения работ по капитальному ремонту фасадов жилых домов (ул. Красный Путь, 141, пр. К. Маркса, дома 6, 42, 44, 79, ул. Серова, дома 1а, 16, 1в, ул. И. Алексеева, 8, ул. Ленина, д. 8, ул. Лермонтова, 20/пр. К. Маркса, 1) не в полном объеме подтверждается имеющимися в материалах дела актами о приемке выполненных работ (форма N КС-2), предоставленными управляющими организациями, данными отчетов о состоянии работ на объекте за отчетный период с 29.11.2019 по 31.12.2019, составленных ООО "Стройцентр-Иркутск" в рамках муниципального контракта от 08.11.2019 N 907-473/2019 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
На частичное выполнение работ по капитальному ремонту спорных домов также указано в письме Департамента от 28.12.2020 N Исх-ДГХ/01-11/5360; в качестве причин невыполнения работ в полном объеме указаны срывы сроков подрядными организациями, необходимость дополнительной разработки проектно-сметной документации (ул. Ленина, 8, данное здание имеет статус объекта культурного наследия местного значения), исключение ремонтных работ части фасада дома со стороны управляющей организации (ул. Лермонтова, 20 / пр. К. Маркса).
Из объяснений начальника отдела организации ремонта жилищного фонда Департамента от 08.12.2020 следует, что в 2019 году в рамках подготовки к проведению Форума в городе Омске по части расположенных вдоль гостевых маршрутов многоквартирных домов работы по капитальному ремонту фасадов и крыш были выполнены частично либо начаты, но не завершены и не оплачены в связи с тем, что документы, подтверждающие выполнение указанных работ, в Департамент не поступали (ул. Красный Путь, д. 79а, ул. Красный Путь, д. 141, пр. К. Маркса, д. 6, пр. К. Маркса, д. 79, ул. Серова, д. 1а, ул. Серова, д. 16, ул. Серова, д. 1в, ул. Б. Хмельницкого, д. 222, ул. Б. Хмельницкого, д. 228, ул. Б. Хмельницкого, д. 230, ул. Б. Хмельницкого, д. 232, ул. 11-я Линия, д. 185, ул. И. Алексеева, д. 6, ул. И. Алексеева, д. 8, ул. Ленина, д. 8).
Судами также учтено, что в связи с частичным выполнением работ по капитальному ремонту фасадов спорных домов в 2019 году на основании соглашений от 03.08.2020 N 907-77/2020, от 23.07.2020 N 907-67/2020, от 29.07.2020 N 907-73/2020, от 29.07.2020 N 907-76/2020, от 15.10.2020 N 907-94/2020, от 29.07.2020 N 907-75/2020 в 2020 году проводятся работы по капитальному ремонту фасадов жилых домов по ул. Серова, д. 1в, ул. Серова, д. 16, ул. Серова, д. 1а, пр. Карла Маркса, д. 79, пр. Карла Маркса, д. 6, ул. Красный Путь, д. 141 за счет средств муниципалитета.
Отклоняя доводы Министерства о том, что работы по спорным домам выполнены в объеме более 30%, в связи с чем данные работы по виду относятся к капитальному ремонту, суды обоснованно указали, что нарушение предъявлено в результате невыполнения запланированного объема работ по наружной площади фасадов многоквартирных домов, указанного в муниципальных контрактах на выполнение работ по капитальному ремонту; в 2019 году не достигнуто установленное значение целевого показателя "Количество жилых домов, в которых произведен капитальный ремонт" на 5 %; при этом то обстоятельство, что выполненные работы относятся к капитальному ремонту, Управлением, вопреки доводам Министерства, не оспаривается.
Доводы о выполнении в полном объеме работ по ремонту крыш в домах, расположенных по адресам: ул. Красный Путь, д. 141, пр. К. Маркса, д. 79, были предметом рассмотрения судов и правомерно отклонены, поскольку указанное обстоятельство не относится к существу спора, нарушение предъявлено в связи с ремонтом фасадов зданий.
Суд кассационной инстанции также признает обоснованными выводы судов о законности пункта 4 оспариваемого представления, которым Министерству вменено в вину неисполнение полномочий по контролю за соблюдением получателем иного межбюджетного трансферта городом Омском условий, целей и порядка, установленных при его предоставлении.
Как установлено судами, в ходе проведение выездной проверки использования Департаментом иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию развитию инфраструктуры субъектов Российской Федерации выявлены следующие нарушения:
- предоставление субсидии в целях финансового обеспечения затрат управляющих организаций, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных вдоль гостевого маршрута в городе Омске, в отсутствии прошедшей экспертизу проектно-сметной (сметной) документации, в общей сумме 1 001 376 093,79 руб.;
- предоставление из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в отсутствии обеспечения полномочий по контролю за соблюдением получателями субсидии - ТСН "Маркса 38" и ООО "УК на Рабкоровкой" условий, целей и порядка, установленных при ее предоставлении, в результате чего организациями, в том числе не представлено обеспечение по договорам на выполнение работ по капитальному ремонту в виде банковской гарантии, допущено нецелевое расходование средств субсидии, осуществлено принятие и оплата за счет средств субсидии фактически невыполненных объемов работ;
- предоставление субсидии управляющим организациям на выполнение работ по капитальному ремонту, не предусмотренных сборниками федеральных единичных расценок (услуги по утилизации строительных отходов), на общую сумму 3 665 492,60 руб.;
- необеспечение Департаментом осуществления строительного контроля при выполнении капитального ремонта фасада и крыши многоквартирного дома, что привело к неправомерному расходованию ТСН "Маркса 38" предоставленной ему субсидии на оплату фактически невыполненных работ на общую сумму 17 012 139,97 руб.
Согласно позиции Управления, условием совершения Департаментом выявленных у него нарушений явилось невыполнение со стороны Министерства требований Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 и бюджетного законодательства.
Отклоняя доводы Министерства об отсутствии у него фактической возможности провести мероприятия по контролю, о том, что контроль в данной ситуации фактически могла осуществлять только Администрация города Омска, суды правомерно исходили из следующего: право Министерства запрашивать у муниципалитета документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления иного межбюджетного трансферта и других обязательств, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением муниципалитетом условий предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотрено пунктом 4.2.1 Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006; осуществление контрольной функции, вопреки доводам Министерства, не является вмешательством в хозяйствующую деятельность управляющих и подрядных организаций.
Изложенные в кассационной жалобы доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 19.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7206/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что нормативными актами Правительства Российской Федерации и Правительства Омской области, условиями Соглашения от 21.05.2019 N 52701000-1-2019-006 и Порядком N 8-п предусмотрено предоставление иного межбюджетного трансферта бюджету городского округа города Омска с целью проведения капитального ремонта 169 многоквартирных домов, вместе с тем Департаментом в 2019 выделены средства субсидии на капитальный ремонт 178 домов, пришли к выводу о неправомерном расходовании средств иного межбюджетного трансферта в размере 26 335 928,40 руб. на капитальный ремонт 9 домов сверх установленного нормативными актами их количества.
...
Как верно отмечено судами, возможность увеличения Правительством Омской области в лице Министерства количества капитально ремонтируемых за счет средств трансферта из федерального бюджета многоквартирных домов до 178 единиц распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 N 274-р не предусмотрена;"
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2022 г. N Ф04-8164/21 по делу N А46-7206/2021