г. Тюмень |
|
4 февраля 2022 г. |
Дело N А70-8574/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Энергетическая Компания "Тепло-Водо-Электро-Сервис" на решение от 13.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 25.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-8574/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Энергетическая Компания "Тепло-Водо-Электро-Сервис" (629380, Ямало-Ненецкий автономный округ, Красноселькупский район, село Красноселькуп, улица Энтузиастов, дом 8, кабинет 10, ОГРН 1088911000342, ИНН 8912002592) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) об оспаривании постановления от 15.03.2020 N 03/4-1/2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Энергетическая компания "Тепло-Водо-Электро-Сервис" (далее - ООО ЭК "ТВЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, управление) от 15.03.2020 N 03/4-1/2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 13.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что общество не имеет объективной возможности обеспечить исполнение требований лицензионного соглашения - разработать проект зон санитарной охраны водозаборных скважин, поскольку такая обязанность возложена на Администрацию муниципального образования Красноселькупский район (далее - администрация) определением от 15.10.2018 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N 33а-2714/2018; общество предпринимало все зависящие от него меры для соблюдения лицензионных требований; решением от 26.05.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-4368/2021 признано недействительным предписание управления, которым на общество возложена обязанность по исполнению спорного пункта лицензионного соглашения.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу не представил.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является владельцем лицензии СЛХ 02204 ВЭ от 05.12.2008 на пользование недрами с целевым назначением - добыча пресных подземных вод для питьевого и технологического водоснабжения села Красноселькуп на участке недр, расположенном в селе Красноселькуп Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа, сроком действия до 04.12.2033 (далее - лицензия).
В соответствии с пунктом 3.3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами для добычи пресных подземных вод (приложение к лицензии, далее - лицензионное соглашение) общество обязано в течение одного года с момента регистрации лицензии (то есть в срок до 05.12.2009) разработать и согласовать с органом лицензирования и Роспотребнадзором проект зон санитарной охраны.
В ходе проведенной внеплановой документарной проверки (распоряжение от 17.11.2020 N 122-р) административным органом установлено, что обществом нарушены требования пункта 3.3 лицензионного соглашения, что выразилось в отсутствии согласованного проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин села Красноселькуп.
По результатам проверки управлением составлен протокол об административном правонарушении от 11.01.2021 N 03/4-1/2021 и вынесено постановление от 15.03.2021 N 03/4-1/2021 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией (пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Положения части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс), части 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.6, 1.13 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных 26.02.2002 Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, предусматривают обязательность установления для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны санитарной охраны, организации которой должна предшествовать разработка ее проекта, получение в отношении этого проекта заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, а также последующее утверждение проекта органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили факты пользования ООО "ЭК "ТВЭС" недрами и неисполнение им пункта 3.3 лицензионного соглашения (проект организации зон санитарной охраны водозаборных скважин в селе Красноселькуп в орган лицензирования для согласования не представлялся).
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, наличия объективно препятствующих этому причин, материалы дела не содержат, арбитражные суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Cуды обоснованно указали, что возложение обязанности по разработке проекта зон санитарной охраны водозаборных скважин на администрацию не исключает и не освобождает общество от исполнения требований лицензионного соглашения. То обстоятельство, что в силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселений водоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения, не исключает административную ответственность общества за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Представленные обществом письма, датированные 2019 годом, свидетельствуют лишь об оказании содействия администрации в исполнении апелляционного определения Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, но не подтверждают факт принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на исполнение условий лицензионного соглашения в части разработки проекта зон санитарной охраны и согласования с органом лицензирования и Роспотребнадзором; обращение общества в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа с просьбой исключить часть первую пункта 3.3 из лицензионного соглашения не удовлетворено (письмо департамента от 14.12.2020 N 2701-12-05/63108).
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Судами установлено, что при назначении обществу административного наказания административным органом были учтены требования части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 25.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8574/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Представленные обществом письма, датированные 2019 годом, свидетельствуют лишь об оказании содействия администрации в исполнении апелляционного определения Суда Ямало-Ненецкого автономного округа, но не подтверждают факт принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на исполнение условий лицензионного соглашения в части разработки проекта зон санитарной охраны и согласования с органом лицензирования и Роспотребнадзором; обращение общества в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа с просьбой исключить часть первую пункта 3.3 из лицензионного соглашения не удовлетворено (письмо департамента от 14.12.2020 N 2701-12-05/63108).
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
...
Судами установлено, что при назначении обществу административного наказания административным органом были учтены требования части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2022 г. N Ф04-8209/21 по делу N А70-8574/2021