г. Тюмень |
|
3 февраля 2022 г. |
Дело N А27-29285/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи
Рязановым И.А., рассмотрел в судебном онлайн-заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройкузнецк" на решение от 03.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гатауллина Н.Н.) и постановление от 29.09.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-29285/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройкузнецк" (654005, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Орджоникидзе, 4, ОГРН 1064217067200, ИНН 4217088167) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Ноградская, 5, 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) о признании недействительным решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация города Новокузнецка (654080, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, улица Кирова, 72, ОГРН 1024201470556, ИНН 4216005979).
В судебном онлайн-заседании путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью "Стройкузнецк" - Болотова Т.Н. по доверенности от 01.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стройкузнецк" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - антимонопольный орган) от 26.09.2019 по делу РНП-N 42-18-2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Новокузнецка (далее - заказчик).
Решением от 03.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.09.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, при отсутствии доказательств недобросовестного поведения общества или его уклонения от исполнения контракта у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Антимонопольный орган, заказчик в отзывах на кассационную жалобу ссылаются на законность и обоснованность принятых судебных актов, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между заказчиком и обществом (далее - исполнитель) заключен муниципальный контракт от 23.07.2019 N Ф.2019.450107 на оказание услуг по текущему содержанию и эксплуатации стратегически и социально значимых объектов инженерной защиты и шахтного водоотлива ИКЗ 193421600597942170100100230018425244 (далее - контракт), срок оказания услуг - с даты заключения контракта по 12.07.2020.
По условиям контракта исполнитель обязался оказать указанные услуги в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), спецификацией (приложение N 2), которые являются неотъемлемой частью контракта (пункт 1.1); обеспечить качество оказываемых услуг в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон N 117-ФЗ), Правилами технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства строительства Российской Федерации от 29.12.1995 N 17-139, иными действующими нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими данный вид деятельности (пункт 4.2.1); обеспечить в ходе оказания услуг выполнение мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды (пункт 4.2.2).
В связи с нарушением исполнителем условий контракта заказчиком принято решение от 06.08.2019 N 1/4662 об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлена в антимонопольный орган информация для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением антимонопольного органа от 26.09.2019 сведения об обществе и его учредителе включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая решение антимонопольного органа законным, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), исходили из соблюдения заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и наличия у антимонопольного органа правовых оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества, которым допущено ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) осуществляется Федеральной антимонопольной службой (пункт 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, далее - Правила N 1062).
На основании части 6 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, и в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пунктами 11 и 12 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение пяти рабочих дней с даты их поступления и в случае подтверждения достоверности указанных фактов выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта антимонопольный орган должен проверить, имело ли место неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и является ли это нарушение существенным, а также процедуру расторжения контракта.
В рассматриваемом случае решение заказчика от 06.08.2019 N 1/4662 об одностороннем отказе от исполнения контракта мотивировано нарушением обществом его существенных условий (ненадлежащее оказание услуг в связи с отсутствием у общества специалистов, имеющих согласно требованиям статьи 9.1 Закона N 117-ФЗ соответствующую аттестацию для оказания услуг по контракту).
Судами установлено, что указанный односторонний отказ от исполнения контракта оспорен обществом в судебном порядке (дело N А27-20506/2019).
Вступившим в законную силу решением от 28.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по названному делу признано незаконным решение заказчика от 06.08.2019 N 1/4662 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с отсутствием со стороны общества нарушений условий контракта.
С учетом изложенного основания для признания оспариваемого решения антимонопольного органа соответствующим действующему законодательству отсутствуют, а обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт о признании недействительным решения антимонопольного органа.
В силу статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию с антимонопольного органа в пользу общества судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Исполнительный лист подлежит выдаче Арбитражным судом Кемеровской области (часть 2 статьи 319 АПК РФ).
При подаче кассационной жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 Налогового кодекса обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 03.11.2020 N 40375123.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.09.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-29285/2019 отменить.
Признать недействительным решение от 26.09.2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу N РНП-N 42-18-2019.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройкузнецк" 6 000 (шесть тысяч) рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Стройкузнецк" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 03.11.2020 N 40375123 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пунктами 11 и 12 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку поступивших к нему информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение пяти рабочих дней с даты их поступления и в случае подтверждения достоверности указанных фактов выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
...
В рассматриваемом случае решение заказчика от 06.08.2019 N 1/4662 об одностороннем отказе от исполнения контракта мотивировано нарушением обществом его существенных условий (ненадлежащее оказание услуг в связи с отсутствием у общества специалистов, имеющих согласно требованиям статьи 9.1 Закона N 117-ФЗ соответствующую аттестацию для оказания услуг по контракту)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 февраля 2022 г. N Ф04-5674/20 по делу N А27-29285/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7547/20
03.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5674/20
29.09.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7547/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-29285/19