г. Тюмень |
|
10 февраля 2022 г. |
Дело N А70-7652/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников недвижимости "Минский" на решение от 22.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 11.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-7652/2021 по заявлению товарищества собственников недвижимости "Минский" (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Харьковская, дом 59, корпус 2, квартира 2, ОГРН 1027200805983, ИНН 7202068156) к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34/1 ОГРН 1057200714988, ИНН 7204091062) о признании недействительным предписания от 08.02.2021 N ТО-12-0036/2021.
В заседании приняли участие представители:
от товарищества собственников недвижимости "Минский" - Старков О.Г. по доверенности от 09.02.2021.
от Государственной жилищной инспекции по Тюменской области - Вербовая А.В. по доверенности от 03.12.2021.
Суд установил:
товарищество собственников недвижимости "Минский" (далее - ТСН "Минский", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Тюменской области (далее - инспекция, ГЖИ) от 08.02.2021 N ТО-12-0036/2021.
Решением от 22.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 11.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, товарищество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и признать незаконным оспариваемое предписание инспекции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что 12.01.2020 общим собранием членов товарищества принято решение о реорганизации путем разделения; в силу положений статьи 140 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) ТСН "Минский" вправе самостоятельно закончить процедуру своей реорганизации в срок не позднее 12.01.2022; вывод судов о том, что реорганизация является исполнением ранее выданных предписаний ГЖИ являются ошибочными.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в период с 27.01.2021 по 08.02.2021 инспекцией на основании приказа от 26.01.2021 N 0145/2021 в отношении товарищества проведена проверка с целью контроля за исполнением предписания от 04.03.2020 N ТО-12-0166/2020 (надлежало обеспечить реорганизацию ТСН "Минский"), составлен акт от 08.02.2021 N ТО-12-0093/2021, в котором указано, что предписание исполнено частично (согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 12.01.2021 юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме разделения. 20.08.2020 внесены изменения в "Проект межевания территорий города Тюмени", выполнено межевание под пятью многоквартирными домами. В настоящее время формируется новый состав комиссии по реорганизации ТСН "Минский") и выдано повторное предписание от 08.02.2021 N ТО-12-0036/2021 по устранению нарушений статьи 5.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) со сроком исполнения - 01.10.2021.
Не согласившись с указанным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы товарищества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13, статьей 20 Жилищного кодекса, подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (действовало в период спорных правоотношений), пунктом 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 26.05.2010 N 147-п, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Тюменской области посредством организации и проведения проверок (мероприятий по контролю) в установленном порядке за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к созданию и деятельности товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса товарищество собственников жилья может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Статьей 5.1 Закона N 189-ФЗ предусмотрено, что товарищество собственников жилья, созданное в двух и более многоквартирных домах, в случае его несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса, должно быть реорганизовано в порядке, установленном частью 3 или 4 статьи 140 Жилищного кодекса, до 1 июля 2016 года, если собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран иной способ управления такими домами.
Суды верно указали, что исходя из взаимосвязанных положений названных норм законодателем установлен переходный период с 01.09.2014 (дата введения в действие статьи 5.1 Закона N 189-ФЗ) по 01.07.2016 для того, чтобы все товарищества, независимо от даты их создания, были приведены в соответствие с требованиями пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса, в связи с чем действие статьи 5.1 Закона N 189-ФЗ распространяется на товарищества собственников жилья, созданные, в том числе до 18.06.2011.
Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (часть 1 статьи 136 Жилищного кодекса).
В соответствии со статьей 140 Жилищного кодекса реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме разделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 данного Кодекса. Решение о разделении товарищества может быть принято на общем собрании его членов большинством голосов членов товарищества от числа голосов членов товарищества, присутствующих на его общем собрании, при условии согласия на такое разделение общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение о котором принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в каждом многоквартирном доме в течение двух лет с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в котором инициировали такое разделение (часть 3).
Реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме выделения при условии соблюдения требования, установленного частью 1 статьи 136 названного Кодекса. Решение о выделении товарищества может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано товарищество собственников жилья в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме (часть 4).
Судами двух инстанций установлено, что предписание от 04.03.2020 N ТО-12-0166/2020 товариществом исполнено лишь частично; реорганизация в порядке, установленном статьей 140 Жилищного кодекса, не осуществлена; ТСН "Минский" не соответствует требованиям части 2 статьи 136 Жилищного кодекса (дома, указанные в предписании, не имеют общую границу в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах).
Доводы подателя жалобы о том, что реорганизация товарищества могла быть завершена не позднее 12.01.2022 со ссылкой на решение общего собрания членов ТСН "Минский", оформленного протоколом от 12.01.2020, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Судами верно указано, что вопрос о реорганизации товарищества был поставлен инспекцией в 2018 году (предписание от 26.06.2018 N ТО-12-46), то есть три года назад, однако законные требования инспекции исполнены ТСН "Минский" лишь частично, несмотря на то, что в силу требований жилищного законодательства мероприятия по реорганизации должны были быть завершены в срок до 01.07.2016.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Иное толкование товариществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправомерном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.06.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 11.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7652/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме (часть 1 статьи 136 Жилищного кодекса).
...
Судами двух инстанций установлено, что предписание от 04.03.2020 N ТО-12-0166/2020 товариществом исполнено лишь частично; реорганизация в порядке, установленном статьей 140 Жилищного кодекса, не осуществлена; ТСН "Минский" не соответствует требованиям части 2 статьи 136 Жилищного кодекса (дома, указанные в предписании, не имеют общую границу в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2022 г. N Ф04-8386/21 по делу N А70-7652/2021