г. Тюмень |
|
11 февраля 2022 г. |
Дело N А70-2288/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Демидовой Е.Ю.
судей Сириной В.В.
Щанкиной В.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" на решение от 16.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2288/2021 по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" (625511, Тюменская обл., Тюменский р-он, с. Ембаево, ул. Трактовая, д. 15, ИНН 7224008489, ОГРН 1027200848806) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30, 1, ИНН 7202138460, ОГРН 1057200738792) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В заседании приняли участие представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области Александрова О.В. по доверенности от 13.07.2021.
Суд установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Ембаевский" (далее - СПК "Ембаевский", кооператив, заявитель,) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату от 11.12.2020 N 1620-о.
Решением от 16.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
СПК "Ембаевский" обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Податель жалобы считает, что судами допущено ограничительное толкование возможности переоформления прав постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, которая поставлена в зависимость от новых характеристик земельного участка, не ограничивающих его оборотоспособность; судами, не учтено, что повторный отказ в предоставлении земельного участка является незаконным, так как Департамент не вправе повторно отказывать по новым основаниям и использовать при этом новую информацию; отказ, изложенный в письме от 10.01.2020 N 200110005/10-2, решением суда по делу N А70-5502/2020 признан незаконным, в связи с чем повторный (оспариваемый) отказ также является незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителя Департамента обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании постановления главы Тюменского района от 02.09.1992 N 566 коллективному сельскохозяйственному предприятию "Ембаевское" предоставлены земельные участки общей площадью 7327 гектаров, в том числе 1166 гектаров в бессрочное (постоянное) пользование, выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемое владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ-2-I700281 (далее - государственный акт N ТЮ-2-I700281).
На основании государственного акта N ТЮ-2-I700281 из земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:219.
В 2011 году проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, подготовлен межевой план, уточненные границы внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно приказу администрации Тюменского района от 05.03.1999 N 120 СПК "Ембаевский" создан в результате преобразования сельскохозяйственного предприятия "Ембаевское", которое, в свою очередь, на основании постановления администрации Тюменского района от 31.03.1993 N 288 являлось правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия "Ембаевское".
Решением от 02.11.2018 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-17967/2017 СПК "Ембаевский" признан банкротом, в отношении должника введено конкурсное производство.
Конкурсный управляющий СПК "Ембаевский" Лосев В.А. 17.12.2019 с целью формирования конкурсной массы должника обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату без проведения торгов.
Департамент в письме от 10.01.2020 N 200110005/10-2 отказал в предоставлении земельного участка, указав на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:219 расположен за границами земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование СПК "Ембаевский" на основании государственного акта N ТЮ-2-I700281.
Кооператив оспорил данный отказ Департамента в судебном порядке.
Решением от 04.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5502/2020, оставленным без изменения постановлениями от 19.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда и от 15.02.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенный Департаментом в письме от 10.01.2020 N 200110005/10-2 отказ признан недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПК "Ембаевский".
Повторно рассмотрев заявление конкурсного управляющего кооператива о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, с учетом судебных актов по делу N А70-5502/2020 и иных документов, решением от 11.12.2020 N 1620-о Департамент вновь отказал СПК "Ембаевский" в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату.
В качестве основания для повторного отказа административный орган указал, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в соответствии с документацией по планировке территории частично расположен в границах территории, которая в соответствии с утвержденными документами территориального плана предназначена для размещения объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Кроме того, из оспариваемого отказа следует, что в соответствии с утвержденным постановлением Главы города Тюмени от 22.10.2018 N 2-пг, проектом межевания территории планировочного района N 2 "Тарманский" испрашиваемый земельный участок предполагается к изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность за плату нарушает права и законные интересы кооператива, СПК "Ембаевский" обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа от 11.12.2020 N 1620-о и обязании административный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Суды первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов руководствуясь статьями 65, 67, 68, 71, 198, 200 АПК РФ, статьями 1, 39.2, 39.3, 39.16, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 23, 41, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), правовой позицией, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, исходили из того, что земельный участок, о правопритязаниях на который заявлено кооперативом, частично расположен в границах проектируемых земельных участков общего пользования, предназначенных для размещения объектов местного значения (автодорога местного значения, дошкольная образовательная организация); доказательства, свидетельствующие об оспаривании кооперативом проекта межевания в данной части, равно как и признание указанного муниципального нормативного правового акта недействительным, не представлены; на момент обращения кооператива с заявлением о выкупе земельного участка спорный участок был отнесен к территориальной зоне Ж-1, с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство соответствующего объекта местного значения (автодороги местного значения), в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность в целях сельскохозяйственного производства.
Выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-12 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
В соответствии с требованиями пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В силу положений статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Судами установлено, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 (далее - Генеральный план города Тюмени), на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0103001:219 предусмотрено размещение объекта дошкольно-образовательного назначения, объекта транспортной инфраструктуры.
Согласно документации по планировке территории планировочного района N 2 "Тарманский", утвержденной постановлением Главы города Тюмени от 22.10.2018 N 2-ПГ, земельный участок расположен в зоне улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования и учебно-образовательного назначения, предполагается к изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Тюмени земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1. В указанных зонах сельскохозяйственное производство не предусмотрено.
Данная информация подтверждена также письмом Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени от 30.11.2020 N 14-08-013214/20 "О размещении объектов регионального, федерального и местного значения", в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103002:219 частично расположен в зоне озелененных территорий специального назначения в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, сады, скверы, бульвары, городские сады), в зоне транспортной инфраструктуры (магистральная улица районного значения, улицы и дороги местного значения), предназначен для размещения объектов местного значения, в том числе, дошкольной образовательной организации.
Таким образом, оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что согласно документации по планировке территории планировочного района N 2 "Тарманский", утвержденной постановлением Главы города Тюмени от 22.10.2018 N 2-пг, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования и учебно-образовательного назначения, предполагается к изъятию для государственных или муниципальных нужд, согласно Правилам землепользования и застройки города Тюмени испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне Ж-1, не предполагающей сельскохозяйственное производство, в отсутствие доказательств свидетельствующих об оспаривании кооперативом проекта межевания в данной части, оспаривании документации по планировке территории, как и признании указанного муниципального нормативного правового акта недействительным, суды пришли к правильному выводу, что спорный участок не может быть предоставлен в силу положений пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ в собственность кооператива.
Указанные выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, и правомерно применены судами при рассмотрении настоящего дела о правомерности отказа Департамента в предоставлении участка кооперативу.
Доводы кооператива о том, что судами допущено ограничительное толкование возможности переоформления прав постоянного (бессрочного) пользования на право собственности, которая поставлена в зависимость от новых характеристик земельного участка в соответствии с Правилами территориального планирования, судом округа отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права. Само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (или внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о направленности воли публично-правового образования на лишение арендатора права на выкуп земельного участка.
Оснований для неприменения в настоящем случае к спорным отношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется (часть 2 статьи 13 АПК).
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Продажа без проведения торгов земельного участка, отнесенного градостроительным регламентом к зоне, не предполагающей сельскохозяйственное производство, под видом земельного участка сельскохозяйственного использования, повлечет обход процедур, установленных земельным законодательством (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 309-ЭС19-352).
Довод СПК "Ембаевский" о невозможности повторного рассмотрения заявления и применении иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность был предметом оценки, как суда первой инстанции, так и апелляционного суда и обоснованно отклонен, поскольку решением от 04.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5502/2020 на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату без проведения торгов повторно, с учетом выводов суда, что и было сделано Департаментом.
При изложенных обстоятельствах, установив отсутствие предусмотренной статьями 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого отказа Департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату от 11.12.2020 N 1620-о незаконным, судебные инстанции правомерно отказали СПК "Ембаевский" в удовлетворении заявленных требований.
Отклоняя доводы кассационной жалобы, в целом аналогичные доводам апелляционной жалобы, суд округа считает необходимым отметить, что они фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судами первой и апелляционной инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а лишь указывают на несогласие с оценкой суда доказательств.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений сторон, а окончательные выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов на основании доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ и в связи с оставлением кассационной жалобы без удовлетворения относятся на её подателя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 16.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-2288/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Демидова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Продажа без проведения торгов земельного участка, отнесенного градостроительным регламентом к зоне, не предполагающей сельскохозяйственное производство, под видом земельного участка сельскохозяйственного использования, повлечет обход процедур, установленных земельным законодательством (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2019 N 309-ЭС19-352).
Довод СПК "Ембаевский" о невозможности повторного рассмотрения заявления и применении иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность был предметом оценки, как суда первой инстанции, так и апелляционного суда и обоснованно отклонен, поскольку решением от 04.08.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-5502/2020 на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:219 в собственность за плату без проведения торгов повторно, с учетом выводов суда, что и было сделано Департаментом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2022 г. N Ф04-136/22 по делу N А70-2288/2021