г. Тюмень |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А45-10509/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Курындиной А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение от 05.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Суворова О.В.) и постановление от 02.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Аюшев Д.Н., Колупаева Л.А., Назаров А.В.) по делу N А45-10509/2021 по иску товарищества собственников жилья "Ключ-Камышенский" (630114, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, ИНН 5405305338, ОГРН 1055405215931) к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (630005, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Мичурина, д. 20, ИНН 7536029036, ОГРН 1037550010519) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (119019, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284).
Суд установил:
товарищество собственников жилья "Ключ-Камышенский" (далее - ТСЖ "Ключ-Камышенский", товарищество) обратилось к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, учреждение) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании 16 601 руб. 49 коп. долга по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 31.03.2021, 311 руб. 56 коп. пени за период с 01.10.2019 по 31.03.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Решением от 05.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 02.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично: с ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России в пользу товарищества взыскано 16 601 руб. 49 коп. задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 31.03.2021, 76 руб. 66 коп. пени за период с 11.11.2019 по 15.04.2021. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 125, 210, 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), частью 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и исходили из обоснованности заявленных требований о взыскании задолженности. Руководствуясь статьями 329, 330 ГК РФ, статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), установив нарушение сроков оплаты, проверив расчет пени, применив ставку, действующую на день вынесения решения (05.08.2021), исключая период с 06.04.2020 по 01.01.2021, скорректировали размер пени и обоснованно удовлетворил требования частично в сумме 76 руб. 66 коп. пени за период с 11.11.2019 по 15.04.2021.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что спорное имущество принадлежит на праве собственности Российской Федерации, оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - МКД) производит непосредственно собственник - Минобороны России через Департамент военного имущества Минобороны России; учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку при смене собственника по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД переходит от прежнего собственника к новому, спорные жилые объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", которое к участию в деле не привлечено.
Минобороны России в отзыве на кассационную жалобу просит вынести постановление с учетом имеющихся доказательства и в соответствии с требованиями действующего законодательства, указывая на то, что спорные помещения находятся на праве оперативного управления у ответчика.
ТСЖ "Ключ-Камышенский" в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по изложенным в них мотивам.
Определением от 14.02.2022 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа произведена замена судьи Ткаченко Э.В. на судью Курындину А.Н.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, квартиры N 59 и N 79 дома N 14 по ул. Ключ-Камышенское плато закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением "Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть", которая является правопредшественником ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России. Право оперативного управления зарегистрировано с 28.03.2008.
Решением собственников МКД N 14 по ул. Ключ-Камышенское плато в городе Новосибирске от 23.11.2005 в целях управления МКД образовано ТСЖ "Ключ-Камышенский", зарегистрированное в установленном законом порядке, действующим на основании Устава.
Согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 10.10.2016 N 475-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, на 2020 - 2022 годы" размер взноса на капитальный ремонт за 2020 год составляет 7 руб. 72 коп. с одного квадратного метра, размер взноса на капитальный ремонт за 2021 год составляет 8 руб. 03 коп. с одного квадратного метра.
В период с 01.10.2019 по 31.03.2021 ответчик не внес плату по статье "капитальный ремонт" в общей сумме 16 601 руб. 49 коп.
Ссылаясь на наличие у учреждения задолженности по взносам на капитальный ремонт, претензий от 02.03.2021 общество потребовало оплатить задолженность.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Собственникам помещений в МКД принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).
Бремя содержания имущества в соответствии со статьей 210 ГК РФ возложена на собственника такого имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
В соответствии с подп. "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя капитальный ремонт.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за работы по капитальному ремонту общего имущества МКД входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственника помещения в МКД, подлежащей с его стороны обязательному ежемесячному внесению.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Право оперативного управления - это вещное право лица, не являющегося собственником имущества (часть 1 статьи 216 ГК РФ).
В пункте 1 статьи 296 ГК РФ определено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии на стороне учреждения как обладателя права оперативного управления в отношении помещений, расположенных в спорных МКД, обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, в связи с чем правомерно удовлетворили требования истца в полном размере.
Суд округа не принимает доводы кассатора о том, что учреждение - ненадлежащий ответчик по делу, поскольку спорные помещения были закреплены на праве оперативного управления за государственным учреждением Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть, которое прекратило свою деятельность с 29.08.2011 путем реорганизации в форме присоединения к ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России (передаточный акт от 01.04.2011 с перечнем объектов, в котором указаны спорные квартиры, пункт 2 статьи 58 ГК РФ).
Также судом округа не признаны убедительными и отклоняются ссылки кассатора на не отнесение содержания объектов к основным видам деятельности учреждения и отсутствие финансирования на данные цели, поскольку не исключают обязанности лица по уплате взносов на капитальный ремонт в силу закона.
Доводы ответчика о том, что у учреждения, как у оперативного управляющего, не возникло обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, он является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД производит непосредственно собственник - Минобороны России, подлежат отклонению, поскольку в соответствии с положениями статей 216, 296, 299 ГК РФ, части 3 статьи 30, частей 1 - 3 статьи 153 ЖК РФ на лиц, владеющих на праве оперативного управления жилыми помещениями в МКД, распространяются обязанности собственников таких помещений, в том числе по уплате взносов на капитальный ремонт. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285, от 28.11.2017 N 305-ЭС17-10430 и пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Довод жалобы о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку при смене собственника по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД переходит от прежнего собственника к новому, спорные жилые объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании части 3 статьи 158 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Исходя из данной нормы права, собственник помещения в МКД освобождается от оплаты задолженности по взносам на капитальный ремонт до возникновения права собственности на объект недвижимости в случае, если предыдущим собственником этого имущества являлась Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Применительно к спорной ситуации при взыскании взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2019 по 31.03.2021 с учреждения, суды исходили из того, что обладатель права оперативного управления обязан нести расходы по уплате взносов на капитальный ремонт в МКД с момента его возникновения, Министерство обороны Российской Федерации наделено правомочиями собственника федерального имущества, в состав которого входит закрепленное за учреждением на праве оперативного управления спорное имущество.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 АПК РФ.
Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10509/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.