г. Тюмень |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А27-9690/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Служба заказчика ЖКХ" на решение от 25.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 07.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-9690/2021 по заявлению муниципального казенного учреждения "Служба заказчика ЖКХ" (652600, Кемеровская область-Кузбасс, город Белово, улица Чкалова, дом 16, корпус А, ОГРН 1114202002738, ИНН 4202041536) к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" (реализующему задачи и функции органов внутренних дел на территории Беловского и Краснобродского городских округов) (652600, Кемеровская область-Кузбасс, город Белово, улица Мичурина, дом 12, ОГРН 1114202000131, ИНН 4202040719) об оспаривании предписания от 28.04.2021 N 17.
Суд установил:
муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика ЖКХ" (далее - учреждение, МКУ "Служба заказчика ЖКХ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным предписания Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" (далее - отдел) от 28.04.2021 N 17.
Решением от 25.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, МКУ "Служба заказчика ЖКХ" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, оспариваемое предписание могло быть выдано либо по результатам проверки, проведенной в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), либо по результатам административного расследования.
Отдел отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, должностным лицом отдела в ходе надзора за дорожным движением выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги по улице Советская города Белово (в нарушение пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт) от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6 по ГОСТ Р 51256-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", утвержденному приказом Росстандарта от 20.02.2018 N 81-ст (далее - ГОСТ Р 51256), нанесенная согласно ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденному приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст (далее - ГОСТ Р 52289).
Ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения на данном участке дороги является учреждение.
О выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) отделом составлен акт от 27.04.2021 N 30-С и выдано учреждению предписание от 28.04.2021 N 17 с требованием произвести в течение 30 суток работы по восстановлению горизонтальной дорожной разметки 1.1, 1.5, 1.6 по адресу: город Белово, улица Советская (на протяжении всей улицы).
Не согласившись с указанным предписанием отдела, МКУ "Служба заказчика ЖКХ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия у отдела полномочий и правовых оснований для выдачи учреждению оспариваемого предписания.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной
инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), абзацу 4 пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2014 N 1443 "О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (действовавшему в спорный период), Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденному приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 (действовавшему в спорный период), Министерство внутренних дел Российской Федерации уполномочено на осуществление государственного надзора за обеспечением сохранности дорог, в частности, за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог общего пользования и выдачу предписания в целях устранения выявленных нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью людей.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о выдаче оспариваемого предписания уполномоченным органом по осуществлению государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Согласно статье 1 Закона N 196-ФЗ задачам названного Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 Закона N 196-ФЗ).
Как следует из подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 целью его принятия также является защита жизни и (или) здоровья граждан, имущества.
Выполнение задач и реализация принципов, установленных указанным выше нормативным регулированием, осуществляется, в том числе при проведении соответствующих процедур в сфере государственного контроля и надзора.
Так, пунктом 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ, части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, обязаны обеспечить соответствие состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
ГОСТ Р 50597-2017 установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог городов; данные требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охране окружающей среды.
Согласно пункту 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что МКУ "Служба заказчика ЖКХ" является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения на участке дороги по улице Советская города Белово; в ходе проведения контрольного наблюдения (обследования) автомобильной дороги должностным лицом отдела были выявлены нарушения требований пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 (отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6).
При таких обстоятельствах суды пришли к верным выводам, что предписание об устранении выявленных нарушений выдано с целью реализации публично-значимой функции защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений; характер выявленных нарушений в ходе наблюдения (обследования), очевидность которых не вызывала объективных сомнений, требовал принятия незамедлительных мер по их пресечению посредством вынесения оспариваемого учреждением предписания, поскольку оно является ускоренной мерой защитного и обеспечительного характера.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у отдела правовых оснований для выдачи учреждению оспариваемого предписания и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Довод подателя жалобы о необходимости проводить проверку в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.
Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, целью принятия Закона N 294-ФЗ является защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а не освобождение хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности затрагивающих жизнь, здоровье и безопасность населения.
Иное означало бы, что орган, осуществляющий функции государственного контроля и надзора, должен назначить и провести отдельную проверку деятельности юридического лица для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение в рамках иной законной процедуры, не имея при этом возможности принять меры к устранению выявленных нарушений посредством вынесения соответствующего предписания.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 46 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и в определениях от 07.12.2020 N 302-ЭС20-10769, от 17.05.2021 N 307-ЭС20-23385, от 17.05.2021 N 307-ЭС20-23386, от 22.09.2021 N 307-ЭС21-8136.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.08.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 07.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9690/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что МКУ "Служба заказчика ЖКХ" является ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения на участке дороги по улице Советская города Белово; в ходе проведения контрольного наблюдения (обследования) автомобильной дороги должностным лицом отдела были выявлены нарушения требований пункта 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 (отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1, 1.5, 1.6).
...
Довод подателя жалобы о необходимости проводить проверку в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на ошибочном толковании действующего законодательства.
Как обоснованно указали суды первой и апелляционной инстанций, целью принятия Закона N 294-ФЗ является защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а не освобождение хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности затрагивающих жизнь, здоровье и безопасность населения.
...
Выводы судов соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 46 Обзора судебной практики N 3 (2019), утвержденного 27.11.2019 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и в определениях от 07.12.2020 N 302-ЭС20-10769, от 17.05.2021 N 307-ЭС20-23385, от 17.05.2021 N 307-ЭС20-23386, от 22.09.2021 N 307-ЭС21-8136."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2022 г. N Ф04-8722/22 по делу N А27-9690/2021