г. Тюмень |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А46-8793/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" на решение от 28.07.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Третинник М.А.) и постановление от 28.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-8793/2021 по заявлению акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" (644037, Омская область, город Омск, улица Партизанская, дом 10, ОГРН 1145543013868, ИНН 5503249258) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68, ОГРН 1025500747161, ИНН 5503036669) о признании недействительным предписания от 15.03.2021 N 03-02-13/5.
Другое лицо, участвующее в деле, - Василькова Алла Сергеевна (Омская область, город Омск).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Микуцкая А.П.) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Омские распределительные тепловые сети" - Матус Е.А. по доверенности от 01.01.2022;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности от 17.12.2021.
Суд установил:
акционерное общество "Омские распределительные тепловые сети" (далее - общество, АО "Омские РТС") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 15.03.2021 N 03-02-13/5.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Василькова Алла Сергеевна (далее - Василькова А.С.).
Решением от 28.07.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, предусмотренное действующим законодательством ограничение минимального срока работы прибора учета в три месяца не распространяется на случаи установки прибора учета впервые.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Василькова А.С. отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей общества и инспекции, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения Васильковой А.С. и распоряжения от 17.02.2021 N 310 инспекцией в отношении АО "Омские РТС" проведена внеплановая проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По результатам проверки 15.03.2021 составлен акт и выдано предписание N 03-02-13/5, в соответствии с которым обществу необходимо в срок до 01.06.2021 отменить корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2020 год за период с 15.10.2020 по 31.12.2020 в многоквартирном доме N 6 по проспекту Победы в городе Омске (далее - спорный МКД).
Не соглашаясь с указанным предписанием общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Пунктом 3 части 2, частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формулам 3, 3(1) и 3(3), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета, определенный по формуле 3(5), при оплате равномерно в течение календарного года корректируются в I квартале года, следующего за расчетным годом, исполнителем по формуле 3(4).
Таким образом, действующее жилищное законодательство предусматривает возможность корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению только в случаях, когда размер платы в расчетном году был определен по формулам 3, 3(1), 3(3) и 3(5), при этом возможность проведения корректировки платы за коммунальную услугу за часть календарного года отсутствует.
Пункт 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354 предусматривает возможность для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению использовать расчетные методы определения объема коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если период работы коллективного (общедомового) прибора учета составил менее 3 месяцев в случаях, указанных в пункте 59(1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за расчетный период с учетом положений пункта 44 Правил N 354 определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (пункт 59(2) Правил N 354).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в 2020 году начисление платы за оказание коммунальной услуги по отоплению собственникам помещений в спорном МКД производилось обществом исходя из установленного норматива потребления коммунальной услуги; ОДПУ в спорном МКД впервые введен в коммерческую эксплуатацию 15.10.2020, то есть период его работы в 2020 году составил менее 3 месяцев; по итогам 2020 года на основании справок о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям ОДПУ АО "Омск РТС" проведена корректировка начислений за отопление за период с 15.10.2020 по 31.12.2020, в связи с чем пришли к обоснованным выводам о невозможности определения объема (количества) потребленной за расчетный период в спорном МКД тепловой энергии и размера платы за коммунальную услугу по отоплению по правилам, предусмотренным формулами 3, 3(1), 3(3) и 3(5), и, как следствие, невозможности проведения корректировки в I квартале 2021 года по правилам, предусмотренным формулой 3(4), в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ обществу следует возвратить из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.12.2021 N 9991.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.07.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.10.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8793/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Омские распределительные тепловые сети" 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.12.2021 N 9991.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 59 (1) Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, с учетом положений пункта 44 указанных Правил, а также плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если период работы коллективного (общедомового) прибора учета составил менее 3 месяцев в случаях, указанных в пункте 59(1) Правил N 354, плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за расчетный период с учетом положений пункта 44 Правил N 354 определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (пункт 59(2) Правил N 354)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 февраля 2022 г. N Ф04-8506/21 по делу N А46-8793/2021