г. Тюмень |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А70-5790/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 на решение от 23.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 25.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-5790/2021 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 3 (625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, 15, ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979) к обществу с ограниченной ответственностью "ТюменьТраст" (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Герцена, 84, 2, 1, ОГРН 1027200851600, ИНН 7204034917) о взыскании субсидии в размере 97 040 руб.
Суд установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Тюмени N 3 (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень-Траст" (далее - Общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в виде ошибочно перечисленной субсидии в размере 97 040 руб.
Решением от 23.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований Инспекции отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению Инспекции, спорная субсидия перечислена Обществу в отсутствие правовых оснований. На дату подачи Обществом заявления о предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Правила N 576) за апрель и май 2020 года, осуществляемый Обществом вид деятельности ("Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта", код 50.30 ОКВЭД) не был включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 927), которым внесены изменения в Перечень, вступило в законную силу 07.07.2020 - после срока, установленного для обращения с заявлением на предоставление субсидий на основании Правил N 576.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 29.06.2020 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении за апрель - май 2020 года субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
По результатам рассмотрения заявлений Инспекция не установила оснований для отказа Обществу в предоставлении субсидии, в связи с чем включила его в реестр для перечисления субсидий, на основании которого субсидия была перечислена на счет Общества Федеральным казначейством.
Платежными поручениями от 03.07.2020 и 09.07.2020 ответчику произведена выплата субсидии в общей сумме 97 040 руб. (по 48 520 руб. за каждый из месяцев).
Впоследствии Инспекция, посчитав, что субсидия перечислена Обществу без соответствующих на то оснований, направила в адрес последнего уведомление от 20.02.2021 с требованием о возврате субсидии.
Неисполнение требований в добровольном порядке явилось основанием для обращения Инспекции в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением N 927, Перечнем и Правилами N 576, пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Общества спорной субсидии в качестве неосновательного обогащения.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
На основании пункта 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020 (пункт 5 Правил N 576).
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5 Правил N 576).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень, который был дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927. В частности, в него внесен код 50.30 ОКВЭД "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта". Данное постановление вступило в силу 07.07.2020.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Суды установили, что Инспекция по результатам проверки информации, имевшейся у нее в отношении Общества, не установила оснований для отказа ему в предоставлении субсидии на основании Правил N 576, в связи с чем включила его в реестр для перечисления субсидии. Субсидия в общей сумме 97 040 руб. перечислена ответчику 03.07.2020 и 09.07.2020.
В дальнейшем, установив, что на дату подачи Обществом заявления о предоставлении субсидии в соответствии с Правилами N 576 за апрель и май 2020 года осуществляемый им основной вид экономической деятельности ("Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта", код 50.30 ОКВЭД) не был включен в Перечень, Инспекция пришла к выводу о том, что спорная субсидия получена ответчиком в отсутствие установленных на то правовых оснований.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что основной вид деятельности Общества, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень; для получения субсидий за апрель и май 2020 год Общество направило заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020, приняв во внимание, что соблюдение иных условий для получения Обществом субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, Инспекцией не оспаривается, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу с соблюдением порядка и условий, установленных Правилами N 576; основания для взыскания с ответчика спорной субсидии в качестве неосновательного обогащения отсутствуют.
Позиция Инспекции о нераспространении постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения Общества с заявлением о предоставлении субсидии фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
При этом Постановление N 927 принято до истечения срока на подачу заявления о перечислении субсидии и не имеется оснований полагать, что при его принятии преследовалась цель ограничить действие Правил N 576 посредством исключения из числа получателей субсидий за апрель и май 2020 года (как форм прямой финансовой поддержки) субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в отраслях, перечисленных в упомянутом Постановлении N 927.
На основании изложенного суды правомерно отказали Инспекции в удовлетворении иска.
Доводы Инспекция, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 25.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5790/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, учитывая, что основной вид деятельности Общества, фактически осуществляемый им и отраженный в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, включен в Перечень; для получения субсидий за апрель и май 2020 год Общество направило заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020, приняв во внимание, что соблюдение иных условий для получения Обществом субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, Инспекцией не оспаривается, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу с соблюдением порядка и условий, установленных Правилами N 576; основания для взыскания с ответчика спорной субсидии в качестве неосновательного обогащения отсутствуют.
Позиция Инспекции о нераспространении постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 на спорные правоотношения ввиду его вступления в законную силу после обращения Общества с заявлением о предоставлении субсидии фактически нивелирует принимаемые Правительством Российской Федерации меры для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции и идет вразрез с целями, установленными Правилами N 576, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф04-411/22 по делу N А70-5790/2021