г. Тюмень |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А70-9801/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" на решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А) и постановление от 08.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-9801/2021 по заявлению Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Красноармейская, дом 2а, ИНН 6672172548, ОГРН 1046604412161) к обществу с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" (625030, город Тюмень, улица Олега Кошевого, дом 26, офис 2, ИНН 7203304688, ОГРН 1147232006910) о привлечении к административной ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от Приволжско-Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Колтышева Н.А. по доверенности от 01.12.2021;
от общества с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" - Бутаков Д.М. по доверенности от 09.02.2021.
Суд установил:
Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Сетевая компания "Восток" (далее - общество, ООО СК "Восток") к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 08.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО СК "Восток" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что предписание, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности, является незаконным, поскольку вынесено управлением без проведения проверки в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Приволжско-Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ПУМТУ Росстандарта) обратилось в суд кассационной инстанции с ходатайством о процессуальном правопреемстве, ссылаясь на прекращение деятельности управления путем реорганизации в форме присоединения к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, которое переименовано в ПУМТУ Росстандарта, о чем 17.12.2021 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Данное ходатайство подлежит удовлетворению судом округа в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в феврале, марте 2021 года управлением целях проверки достоверности поступившей информации о снабжении потребителей электрической энергией низкого напряжения (Тюменская область, город Тюмень, ДНТ "Весна", ДНТ "Автомобилист") были направлены запросы гарантирующему поставщику (акционерному обществу "Газпром энергосбыт") и сетевой организации (ООО СК "Восток") о предоставлении материалов проверки и дополнительной информации о продукции, в том числе результатах исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия.
На основании представленных гарантирующим поставщиком и сетевой организацией документов управлением выявлен факт транспортировки по электрическим сетям общего назначения общества электрической энергии в отсутствие сертификата соответствия в нарушение положений Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (далее - Единый перечень).
В связи с чем обществу выдано предписание от 17.05.2021 N 19П о разработке и согласовании программы мероприятий по предотвращению причинения вреда в течение десяти дней с момента получения данного предписания.
Невыполнение в указанный срок данного предписания послужило основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 03.06.2021 N 41Ю в отношении ООО СК "Восток" и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции признал доказанным факт невыполнения обществом в установленный срок (до 27.05.2021) законного предписания управления, в связи с чем привлек его к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере в размере 300 000 руб.
Выводы суда первой инстанции о наличии в деянии ООО СК "Восток" состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений при привлечении его к административной ответственности были поддержаны апелляционным судом.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации.
Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти
Согласно пунктам 1, 9.2, 10.4, 11.2.1 Положения об Уральском межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.08.2010 N 2922, управление - территориальный орган Росстандарта в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа; осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в области технического регулирования, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции Росстандарта.
В силу статьи 39 Закона N 184-ФЗ органы государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации. В ходе проведения проверки органы государственного контроля (надзора) вправе: требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) материалы проверки достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов; запрашивать у изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) и иных лиц дополнительную информацию о продукции или связанных с требованиями к ней процессах проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в том числе результаты исследований (испытаний) и измерений, проведенных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия (абзацы первый-четвертый пункта 1).
При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно разделу 0110 Единого перечня электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Исходя из положений статьи 28 Закона N 184-ФЗ продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, выпускается в обращение только после осуществления такого подтверждения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что при осуществлении деятельности по оказанию услуг передачи электрической энергии потребителям (ДНТ "Весна", ДНТ "Автомобилист") ООО СК "Восток" допущено обращение (транспортировка) электрической энергии по своим сетям в отсутствие сертификата соответствия; признав достоверным данный факт (подтвержден обществом), управление 17.05.2021 выдало ему предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда на основании статьи 39 Закона N 184-ФЗ; по истечении срока исполнения (до 27.05.2021) указанное предписание не было выполнено.
Доводы общества об отсутствии у него обязанности по выполнению названного предписания по причине его незаконности ввиду нарушения управлением требований Закона N 294-ФЗ при его вынесении (в отсутствии проверки) правомерно отклонены судами.
Вопреки позиции ООО СК "Восток" проведение проверок не является единственной формой государственного контроля (надзора); наличие у управления права на выдачу предписаний по результатам проверок на основании пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ не исключает его право на выдачу предписаний по результатам иных видов и форм мероприятий по контролю, установленных Законом N 184-ФЗ.
Из диспозиции нормы, содержащейся в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, не следует, что указанная ответственность применяется только за неисполнение в установленный срок предписаний, выданных по результатам проверок, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, и не может применяться за неисполнение предписаний, выданных по результатам иных контрольных мероприятий (определение Судебной коллегии по экономическим спором Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2020 N 302-ЭС20-10769).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для выполнения выданного управлением предписания, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 03.06.2021 вынесен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 15 статьи 19.5 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ООО СК "Восток" к административной ответственности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену Уральского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на Приволжско-Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Решение от 10.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 08.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9801/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из диспозиции нормы, содержащейся в части 15 статьи 19.5 КоАП РФ, не следует, что указанная ответственность применяется только за неисполнение в установленный срок предписаний, выданных по результатам проверок, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, и не может применяться за неисполнение предписаний, выданных по результатам иных контрольных мероприятий (определение Судебной коллегии по экономическим спором Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2020 N 302-ЭС20-10769).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие у него возможности для выполнения выданного управлением предписания, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 03.06.2021 вынесен административным органом с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 15 статьи 19.5 КоАП РФ. Судами не выявлены основания для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о снижении размера назначенного административного штрафа ниже низшего предела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 марта 2022 г. N Ф04-20/22 по делу N А70-9801/2021