г. Тюмень |
|
18 марта 2022 г. |
Дело N А27-12323/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Кузбасса на решение от 16.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 22.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Павлюк Т.В.) по делу N А27-12323/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Домсервис Тайга" (652401, Кемеровская область - Кузбасс, город Тайга, улица Щетинкина, дом 74/2, ОГРН 1174205005721, ИНН 4246021167) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, 229, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Домсервис Тайга" (далее - ООО УК "Домсервис Тайга", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция, административный орган) от 10.06.2021 N 49/2021/ЛК/СЕВ-337 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 16.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 22.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды пришли к ошибочному выводу о недоказанности инспекцией события административного правонарушения; в ходе проведения внеплановой выездной проверки было установлено, что общедомовые приборы учета находятся в нерабочем, либо частично нерабочем состоянии и не введены в эксплуатацию, техническая документация отсутствует; у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Отзыв на кассационную жалобу общество не представило.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество на основании лицензии от 11.08.2017 N 411, договоров управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: город Тайга, проспект Кирова, дома NN 6, 32, 34, 36а, 38а, 40, улица Ключевая, дома NN 1, 3, 5, улица Лермонтова, дома NN 10, 12, 16.
На основании распоряжения от 29.04.2021 N 49/2021/ЛК/СЕВ-337 в отношении общества проведена внеплановая документарная выездная проверка, в ходе которой выявлено нарушение требований пункта 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), пунктов 5.1.2, 5.3.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (на момент проверки (16.03.2021) общедомовые приборы учета находятся в нерабочем, либо частично нерабочем состоянии, и не введены в эксплуатацию, техническая документация отсутствует).
По результатам проверки инспекцией составлены акт проверки от 04.05.2021 N 49/2021/ЛК/СЕВ-337, протокол об административном правонарушении от 21.05.2021 N 49/2021/ЛК/СЕВ-337 и вынесено постановление от 10.06.2021 N 49/2021/ЛК/СЕВ-337 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности наличия в деянии ООО УК "Домсервис Тайга" состава вменяемого правонарушения.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) осуществляется государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется, в том числе, путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 7 статьи 9).
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 1, пунктом 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать, в том числе: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами N 354.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 17 Правил N 1034 установлено, что организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями указанных Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета;
г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.
Пунктом 5.1.2 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны, в частности, совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установки поквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; на вводе системы горячего водоснабжения должны быть установлены приборы учета (теплосчетчики или водосчетчики) с выводом показаний на диспетчерский пункт (пункт 5.3.13).
В соответствии с пунктом 18 Минимального перечня общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, включает проверку исправности, работоспособности, регулировку и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах).
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Пунктом 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Из материалов дела следует, что на основании мотивированного представления от 30.04.2021 главного государственного инспектора административного органа по результатам рассмотрения письма от 23.03.2021 N 1-03/129 государственного бюджетного учреждения "Центр развития жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса (далее - учреждение), содержащего сведения о проведенных 16.03.2021 проверочных мероприятиях на 22 многоквартирных домах в части оснащения общедомовыми приборами учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, назначено проведение в отношении общества внеплановой документарной выездной проверки на период с 30.04.2021 по 31.05.2021 (распоряжение от 29.04.2021 N 49/2021/ЛК/СЕВ-337); из оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности от 10.06.2021, а также протокола об административном правонарушении N 49/2021/ЛК/СЕВ-337 от 21.05.2021 следует, что нарушения в отношении ООО УК "Домсервис Тайга" были установлены в ходе проведенной проверки 16.03.2021; в акте проверки от 04.05.2021 N 49/2021/ЛК/СЕВ-337 указан фактический период проведения проверки: с 10.00 час. 04.05.2021 по 16.00 час. 04.05.2021, общая продолжительность 1 день; при этом на странице третьей акта (последний абзац) административным органом указано, что нарушения установлены в ходе проведения проверки 16.05.2021.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что факт наличия на обслуживаемом обществом жилищном фонде общедомовых приборов учета в нерабочем состоянии, либо частично рабочем состоянии, а также приборов, не введенных в эксплуатацию, выявлен административным органом путем оформления акта проверки от 04.05.2021; при этом в указанном акте не отражены обстоятельства выезда для осмотра объектов проверки (многоквартирных домов), места расположения спорных приборов учета, их количество; не указано какие из приборов учета и на каких домах неисправны, а какие не введены в эксплуатацию, либо вообще отсутствуют; не указано каким образом производилось обследование перечисленных в акте многоквартирных домов, кто предоставлял доступ к приборам учета с целью проверки их работоспособности, каким образом была проверена работоспособность приборов учета и с помощью каких средств установлены факты их неработоспособности или частичной работоспособности; актов осмотра, фотоматериалов, актов обследования к акту проверки, а также к материалам дела об административном правонарушении не приложено.
Учитывая наличие противоречий в документах о ходе проведения проверки в отношении привлекаемого к административной ответственности лица, суды пришли к выводам о том, что должностное лицо инспекции фактически в дату проведения проверки 04.05.2021 не выезжало на осмотр многоквартирных домов, проверку проводило только посредством изучения представленных учреждением с обращением документов, а событие административного правонарушения установлено административным органом на основании материалов проверки от 16.03.2021, проведенной учреждением.
Приняв во внимание положения статей 10, 11, 12, 14, 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также учитывая наличие в материалах дела актов обследования узла учета тепловой энергии от 16.03.2021, составленных ведущим специалистом учреждения, при отсутствии доказательств выезда должностного лица инспекции 04.05.2021 на осмотр многоквартирных домов, истребования у общества сведений и документов об устранении допущенных нарушений после 16.03.2021, суды пришли к правильному о недоказанности инспекцией события административного правонарушения и, соответственно, об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно удовлетворили заявленное обществом требование о признании незаконным оспариваемого постановления инспекции.
Доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, как и иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 22.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12323/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 80 Правил N 354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
...
Приняв во внимание положения статей 10, 11, 12, 14, 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также учитывая наличие в материалах дела актов обследования узла учета тепловой энергии от 16.03.2021, составленных ведущим специалистом учреждения, при отсутствии доказательств выезда должностного лица инспекции 04.05.2021 на осмотр многоквартирных домов, истребования у общества сведений и документов об устранении допущенных нарушений после 16.03.2021, суды пришли к правильному о недоказанности инспекцией события административного правонарушения и, соответственно, об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2022 г. N Ф04-8663/21 по делу N А27-12323/2021