г. Тюмень |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А45-16065/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Иркутска на решение от 05.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 21.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-16065/2021 по заявлению Администрации города Иркутска (664025, город Иркутск, улица Ленина, дом 14, ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271) к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (630091, Новосибирская область, город Новосибирск, Красный проспект, дом 44, ОГРН 1095406039860, ИНН 5406553541) об оспаривании предписания.
Суд установил:
Администрация города Иркутска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 25.11.2020 серия ВС N 2020.25-АД.
Решением от 05.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, ограничения для размещения объектов в шестой подзоне приаэродромной территории установлены с 01.07.2017 и не распространяются на объекты, которые существовали до указанной даты; судами не учтено, что на момент вынесения предписания сведения о границах выделенных на приаэродромной территории аэродрома гражданской авиации Иркутск подзон в Единый государственный реестр недвижимости внесены не были; указанные в предписании объекты не являются объектами, способствующими массовому привлечению птиц; предписание выдано в адрес ненадлежащего лица, администрация не уполномочена на принятие каких-либо мер при осуществлении деятельности иных юридических лиц; оспариваемое предписание является неисполнимым.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, приказом Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 29.05.2019 N 421-П установлена приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Иркутск.
Оператор аэродрома гражданской авиации - акционерное общество "Международный Аэропорт Иркутск", выявив нарушения установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, подготовил и направил в адрес управления заключение от 06.11.2020 N 16.1.7-1740, согласно которому в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома Иркутск имеются объекты - "Ипподром", "Роща Радищевского кладбища", деятельность и размещение которых создают условия по привлечению и массовому скоплению птиц, что угрожает безопасности полетов воздушных судов.
На основании указанного заключения оператора аэродрома управлением вынесено предписании от 25.11.2020 серии ВС N 2020.25-АД, в соответствии с которым администрации необходимо в срок до 12.03.2021 принять меры по устранению выявленных нарушений подпункта 6 пункта 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Не согласившись с названным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания, поскольку не соблюдены обязательные требования в области обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с названным Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом названного пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с названным Кодексом.
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 47 ВК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 47 ВК РФ на приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности; в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Аналогичные положения закреплены в подпункте "е" пункта 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 (далее - Правила N 1460).
Выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (подпункт "д" пункта 3 Правил N 1460).
На основании пункта 7 статьи 47 ВК РФ в случае выявления в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности оператор аэродрома гражданской авиации либо организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации или уполномоченная федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, обязаны подготовить заключение о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности и направить его в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в течение десяти дней со дня поступления заключения о нарушении установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности обязан направить в орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования предписание об устранении нарушений установленных на приаэродромной территории ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, которые допущены в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа, межселенной территории, в том числе о сносе самовольной постройки. Такое предписание может быть обжаловано органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования в суд.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что аэродром Иркутск является правомерно размещенным объектом, в отношении которого в целях обеспечения безопасности полетов, исключения возможности возникновения аварийных ситуаций действуют особые условия использования приаэродромной территории; осуществление какой-либо деятельности в границах данной территории и размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, не допускается (приказ Росавиации от 29.05.2019 N 421-П); расстояние от контрольной точки аэродрома до указанных в предписании объектов - "Ипподром", "Роща Радищевского кладбища" составляет менее 15 километров; размещение (расположение) в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома объектов, поименованных в заключении оператора аэродрома Иркутск от 06.11.2020 N 16.1.7-1740, является нарушением обеспечения безопасности полетов, выраженным в виде массового скопления (гнездования) птиц, в том числе в период сезонной миграции, что подтверждает "Отчет о научно-исследовательской работе "Эколого-орнитологическое обследование аэродрома Иркутск и приаэродромной территории", разработанный в 2019 году акционерным обществом "Проектно-Изыскательский и Научно-Исследовательский институт воздушного транспорта "ЛенАэроПроект".
Доводы администрации о том, что поименованные в предписании объекты недвижимости были расположены на указанной территории до начала действия редакции статьи 47 ВК РФ (с 01.07.2017) и на них не распространяются ограничения, предусмотренные данной статьей, правомерно отклонены судами со ссылкой на абзац второй пункта 1 статьи 137 ВК РФ.
Вопреки позиции администрации наличие на территории муниципального образования аэродрома в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах приаэродромной территории как зоны с особыми условиями использования территории не свидетельствует о том, что ее правовой режим не определен.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 47 ВК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания.
Данное предписание содержит информацию о выявленных нарушениях со ссылкой на нормативные правовые акты, положения которых не соблюдены, срок устранения данных нарушений. Поскольку решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания в соответствии с действующим законодательством относится к компетенции лица, которому оно выдано, неуказание в оспариваемом предписании конкретных действий, направленных на устранение нарушений, не влечет его недействительность.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного администрацией требования.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным обстоятельствам дела.
Иное толкование администрацией положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-16065/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что аэродром Иркутск является правомерно размещенным объектом, в отношении которого в целях обеспечения безопасности полетов, исключения возможности возникновения аварийных ситуаций действуют особые условия использования приаэродромной территории; осуществление какой-либо деятельности в границах данной территории и размещение объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц, на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома, не допускается (приказ Росавиации от 29.05.2019 N 421-П); расстояние от контрольной точки аэродрома до указанных в предписании объектов - "Ипподром", "Роща Радищевского кладбища" составляет менее 15 километров; размещение (расположение) в шестой подзоне приаэродромной территории аэродрома объектов, поименованных в заключении оператора аэродрома Иркутск от 06.11.2020 N 16.1.7-1740, является нарушением обеспечения безопасности полетов, выраженным в виде массового скопления (гнездования) птиц, в том числе в период сезонной миграции, что подтверждает "Отчет о научно-исследовательской работе "Эколого-орнитологическое обследование аэродрома Иркутск и приаэродромной территории", разработанный в 2019 году акционерным обществом "Проектно-Изыскательский и Научно-Исследовательский институт воздушного транспорта "ЛенАэроПроект".
Доводы администрации о том, что поименованные в предписании объекты недвижимости были расположены на указанной территории до начала действия редакции статьи 47 ВК РФ (с 01.07.2017) и на них не распространяются ограничения, предусмотренные данной статьей, правомерно отклонены судами со ссылкой на абзац второй пункта 1 статьи 137 ВК РФ.
Вопреки позиции администрации наличие на территории муниципального образования аэродрома в отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах приаэродромной территории как зоны с особыми условиями использования территории не свидетельствует о том, что ее правовой режим не определен.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 47 ВК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2022 г. N Ф04-451/22 по делу N А45-16065/2021