г. Тюмень |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А70-9717/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение от 30.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 28.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9717/2021 (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по заявлению муниципального унитарного предприятия "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район (628433, Ханты-Мансийский автономный округ, Сургутский район, поселок городского типа Белый Яр, улица Фадеева, дом 17/2, ОГРН 1048603852351, ИНН 8617020072) к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 55, офис 403, ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616) об оспаривании предписания от 20.04.2021 N 55-ОН.
В судебном заседании до перерыва принял участие представитель Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Чемякин А.Г. по доверенности от 20.01.2022.
В судебном заседании после перерыва в онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) принял участие представитель муниципального унитарного предприятия "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район - Альшевский М.Ю. по доверенности от 23.06.2021 N 17.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) об оспаривании предписания от 20.04.2021 N 55-ОН.
Решением от 30.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, предприятием с 2007 года не проводился мониторинг объекта размещения отходов; при проведении проверки не были представлены результаты экологического мониторинга по объекту размещения отходов после его рекультивации, а так же документы, предусмотренные пунктом 30 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила рекультивации).
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего обращения и приказа от 22.03.2021 N 464 управлением в отношении предприятия проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области обращения с отходами, в том числе требований пункта 2 статьи 11, пунктов 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ), части 1 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 30 Правил рекультивации.
По результатам проверки составлен акт от 20.04.2021 N 70 и предприятию выдано предписание, в соответствии с которым в срок до 01.06.2021 необходимо: 1) представить в управление результаты проведения экологического мониторинга за состоянием поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и почв на объекте размещения отходов (полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в городском поселении Федоровский), в том числе после завершения работ по рекультивации полигона; 2) представить акт о рекультивации земель с приложением сведений о проведенных работах по рекультивации земель (консервации земель), а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 Правил рекультивации.
Не согласившись с указанным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из того, что непредставление данных мониторинга с начала эксплуатации объекта размещения отходов до завершения его рекультивации управлением в качестве нарушения предприятию не вменялось; результаты экологического мониторинга, проводимого после завершения рекультивации объекта размещения отходов, могут быть представлены только по истечении срока его проведения (через три года) и, кроме того, все документы, касающиеся рекультивации полигона были изъяты органами следствия 26.06.2020. Так же суды пришли к выводу, что сведения о состоянии почвы на полигоне были направлены предприятием в территориальный орган Роспотребнадзора, в связи с чем управление не было лишено возможности получить их в рамках межведомственного взаимодействия.
Между тем судами не учтено следующее.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов (пункт 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соответствующий порядок содержится в Правилах рекультивации.
В соответствии с пунктом 30 указанных Правил завершение работ по рекультивации земель, консервации земель подтверждается актом о рекультивации земель, консервации земель, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления, обеспечившими проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 названных Правил. Такой акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 названных Правил. Обязательным приложением к акту являются:
а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель, консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;
б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, предусмотренного пунктом 30 Правил рекультивации, лицо, обеспечившее проведение рекультивации земель в соответствии с пунктами 3 или 4 указанных Правил, направляет уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию в соответствии с пунктом 15 Правил рекультивации, а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 24 данных Правил (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении иных земель, пункт 31 Правил рекультивации).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что по завершении рекультивации полигона утилизации ТБО, расположенного на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, обороны безопасности и иного специального назначения, выполненной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 16.08.2018 N 21 (далее - заключение от 16.08.2018), предприятием составлен акт от 31.07.2020, представленный в управление в нарушение требований пункта 30 Правил рекультивации без необходимых приложений и не содержащий данных о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведений о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 указанных Правил; в нарушение требований заключения от 16.08.2018 акт не содержал данных о соответствии полученных после рекультивации качестве почвы, подземной и поверхностной воды требованиям ГН 2.1.7.2041-06 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19.01.2006 (действовали до 01.03.2021); СанПиН 2.1.7.1287-03 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.04.2003 (действовали до 01.03.2021); ГН 2.1.5.1315-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.04.2003 (действовали до 01.03.2021); СанПиН 2.1.4.1074-01 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (действовали до 01.03.2021).
Непредставление соответствующих документов в управление совместно с актом от 31.07.2020 или позднее, в том числе и в ходе проведения проверки, предприятием фактически не оспаривается.
Вопреки выводам судов изъятие документов, касающихся рекультивации спорного объекта размещения отходов, органами следствия не препятствовало предоставлению таких документов предприятием, поскольку как следует из письма Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре, все документы, изъятые соответствующими органами, были откопированы сотрудниками предприятия, а направление результатов исследования почв в другой государственный орган не освобождало предприятие от исполнения требований, предусмотренных пунктом 31 Правил рекультивации и заключением от 16.08.2018.
Так же судами установлено, что в соответствии с указанным заключением в пострекультивационный период на объекте предусматривается производство экологического мониторинга за состоянием поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и почвы; рекомендуемый период наблюдений - 3 года; система мониторинга включает ежеквартальные и годовые исследования; аналогичные положения закреплены в заключенном предприятием 20.02.2021 договоре на проведение экологического мониторинга.
Таким образом, результаты проведения мониторинга с учетом установленной периодичности отбора проб (по большинству проб - ежеквартально, в том числе с указанием конкретных месяцев отбора проб (март, май, октябрь, ноябрь) должны были быть в распоряжении предприятия как на дату проведения проверки, так и на установленную управлением дату исполнения соответствующего пункта предписания - 01.06.2021.
При этом вопреки выводам судов, в соответствии с требованиями заключения от 16.08.2018 результаты проведения мониторинга должны были быть сформированы не по истечении трехлетнего периода, а анализироваться регулярно, в том числе и для уточнения количества наблюдаемых параметров и периодичности отбора проб и оперативного принятия мер по ограничению поступления загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых концентраций.
Довод предприятия о наличии у управления документов, которые должны были быть приложены к акту рекультивации от 31.07.2020, отклоняется судом округа, поскольку как следует из материалов дела, указанные документы переданы управлению третьими лицами частично, в объеме, не позволяющим детализировать объем работ для соотнесения с требованиями проекта рекультивации и заключения от 16.08.2018.
При таких обстоятельствах суды необоснованно удовлетворили заявленное предприятием требование, в связи с чем решение от 30.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9717/2021 подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 28.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9717/2021 отменить.
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Сургутрайторф" муниципального образования Сургутский район отказать.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что по завершении рекультивации полигона утилизации ТБО, расположенного на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, обороны безопасности и иного специального назначения, выполненной на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы от 16.08.2018 N 21 (далее - заключение от 16.08.2018), предприятием составлен акт от 31.07.2020, представленный в управление в нарушение требований пункта 30 Правил рекультивации без необходимых приложений и не содержащий данных о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведений о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 указанных Правил; в нарушение требований заключения от 16.08.2018 акт не содержал данных о соответствии полученных после рекультивации качестве почвы, подземной и поверхностной воды требованиям ГН 2.1.7.2041-06 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве. Гигиенические нормативы, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 19.01.2006 (действовали до 01.03.2021); СанПиН 2.1.7.1287-03 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы, санитарная охрана почвы. Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.04.2003 (действовали до 01.03.2021); ГН 2.1.5.1315-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормативы, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 27.04.2003 (действовали до 01.03.2021); СанПиН 2.1.4.1074-01 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (действовали до 01.03.2021).
...
Вопреки выводам судов изъятие документов, касающихся рекультивации спорного объекта размещения отходов, органами следствия не препятствовало предоставлению таких документов предприятием, поскольку как следует из письма Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре, все документы, изъятые соответствующими органами, были откопированы сотрудниками предприятия, а направление результатов исследования почв в другой государственный орган не освобождало предприятие от исполнения требований, предусмотренных пунктом 31 Правил рекультивации и заключением от 16.08.2018."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 марта 2022 г. N Ф04-786/22 по делу N А70-9717/2021