г. Тюмень |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А45-18532/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Киричёк Ю.Н. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника НМТ" на решение от 22.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 02.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Павлюк Т.В.) по делу N А45-18532/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника НМТ" (630102, город Новосибирск, улица Восход, дом 28, этаж 3, ИНН 5405022026, ОГРН 1185476026779) к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области (630007, город Новосибирск, Красный проспект, дом 11, ИНН 5407000042, ОГРН 1055407000307) о признании незаконным постановления от 30.06.2021 N 35/21.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Клиника НМТ" (далее - общество, ООО "Клиника НМТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Новосибирской области (далее - административный орган, служба) о признании незаконным постановления от 30.06.2021 N 35/21, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 21 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 22.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 02.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку предписания административного органа, неисполнение которых послужило основанием для привлечения ООО "Клиника НМТ" к административной ответственности, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Служба отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 АПК РФ, не представила.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления послужил выявленный административным органом факт неисполнении ООО "Клиника НМТ" в полном объеме, в том числе пунктов 1, 4, 5, 8, 9 предписания от 26.02.2021 N 01-15-11/21, пунктов 1, 4 предписания от 26.02.2021 N 01-15-12/21.
Не согласившись с указанным постановлением службы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии ООО "Клиника НМТ" состава вменяемого правонарушения и соблюдении административным органом порядка привлечения его к ответственности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа.
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья определены Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ).
Одним из основных принципов охраны здоровья в соответствии со статьей 4 Закона N 323-ФЗ является принцип доступности и качества медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи (пункт 4 статьи 10 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ).
Частью 2 статьи 37 Закона N 323-ФЗ установлено, что порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
В пункте 2 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ установлена обязанность медицинской организации организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
Таким образом, утвержденные федеральным органом исполнительной власти порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями, в том числе коммерческими организациями. Данное обстоятельство в первую очередь обусловлено необходимостью строгого соблюдения прав населения в сфере охраны здоровья, гарантий реализации этих прав.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили факт неисполнения, в том числе пункта 1 предписания от 26.02.2021 N 01-15-11/21, выразившийся в отсутствии части необходимого (согласно стандарту оснащения) оборудования;
непроведении подготовительных и окончательных работ по оснащению медицинскими изделиями (оборудованиями, аппаратами, приборами, инструментами), необходимыми для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированными в установленном порядке; наличии лицензии на ряд медицинских услуг, которые не оказываются и помещения для оказания которых не оборудованы (отсутствуют).
При этом доводы подателя кассационной жалобы о неисполнимости спорных предписаний со ссылкой на отсутствие в них четких формулировок и указаний на конкретные действия, которые необходимо совершить обществу, отклоняются судом округа, поскольку административный орган не имеет права указывать хозяйствующему субъекту перечень и последовательность действий, который последний должен совершить в целях устранения нарушений.
Кроме того, суд округа отмечает, что предписания от 26.02.2021 N 01-15-11/21, N 01-15-12/21 в установленном законом порядке обществом не оспаривались и недействительными не признаны.
Поскольку ООО "Клиника НМТ" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для своевременного устранения допущенных нарушений при осуществлении медицинской деятельности, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному и полному выполнению выданных службой предписаний, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен службой с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО "Клиника НМТ" в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.09.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18532/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ установлена обязанность медицинской организации организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
...
Поскольку ООО "Клиника НМТ" не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер для своевременного устранения допущенных нарушений при осуществлении медицинской деятельности, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих своевременному и полному выполнению выданных службой предписаний, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен службой с соблюдением положений статьи 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено ООО "Клиника НМТ" в виде штрафа в пределах, установленных санкцией части 21 статьи 19.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2022 г. N Ф04-659/22 по делу N А45-18532/2021