г. Тюмень |
|
5 апреля 2022 г. |
Дело N А81-5612/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Ир" на постановление от 16.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-5612/2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (620130, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Степана Разина, строение 109, ОГРН 1096671010864, ИНН 6671294624) к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Ир" (629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Гагарина, территория АТП N 1, ОГРН 1028900556255, ИНН 8902008186) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Уральскому федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "Ир" (далее - ООО ПКФ "Ир", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 05.10.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 16.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде предупреждения; продукция, арестованная в соответствии с протоколом ареста от 15.01.2021 N АП01-2021/01-ЮЛ признана подлежащей изъятию и уничтожению.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что несоответствие алкогольной продукции требованиям нормативных актов явилось следствием действий (бездействия) общества.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО ПКФ "ИР" осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции на основании лицензии от 28.02.2013 серия РА 000204 сроком действия до 09.03.2021 (запись в реестре 893АП0001612), по адресам: 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Гагарина, дом 80, литер К, 1 этаж, помещение N 11; 629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Гагарина, территория автобазы N 1, литер А, 1 этаж, помещение N 13.
В рамках проверки, осуществляемой на основании приказа от 12.01.2021 N 6 в связи с подачей обществом заявления о переоформлении лицензии, установлено, что среди прочей алкогольной продукции на остатках по складу числится и фактически имеется Вино фруктовое газированное полусладкое "Российское Лунный Жемчуг", крепость 8 %, объем 0,75 л., код АП: 0000000000037639740, дата розлива/ввоза 17.09.2020, производитель (импортер) ООО "САЛЮТ ПЛЮС" (ИНН 1513052158), в количестве 1428 бутылок.
Данная продукция зарегистрирована в Федеральном реестре алкогольной продукции под номером 02-00069408. На дату проверки оборот указанной продукции в ЕГАИС не ограничен и не запрещен.
Вместе с тем управление приняло во внимание, что в статье 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) отсутствует такой вид продукции как "вино фруктовое газированное".
По данному факту в отношении ООО ПКФ "ИР" было вынесено определение от 15.01.2021 N АП-01-2021/01-ЮЛ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ; в рамках административного расследования должностным лицом административного органа проведен осмотр принадлежащих ООО ПКФ "ИР" помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; для проведения экспертизы на соответствие алкогольной продукции требованиям государственных стандартов произведено изъятие образцов для исследования и контрольных образцов алкогольной продукции; на алкогольную продукцию Вино фруктовое газированное полусладкое "Российское Лунный Жемчуг" (1424 бутылки) наложен арест, алкогольная продукция передана на ответственное хранение директору общества (протоколы от 15.01.2021); результаты выездной проверки оформлены актом от 18.01.2021 N У5-а2/01-07.
Согласно экспертному заключению от 18.02.2021 N Эз16-07 представленные на испытания образцы алкогольной продукции N 0054/2021 (шифр) не соответствуют требованиям, установленным ГОСТ 33806-2016. Межгосударственный стандарт. "Вина фруктовые столовые и виноматериалы фруктовые столовые. Общие технические условия", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии 25.08.2016 N 940-ст (далее - ГОСТ 33806-2016), по органолептическим (аромат, вкус) и физико-химическим показателям: в образцах содержится двуокись углерода, что является не характерным для вин фруктовых столовых и виноматериалов фруктовых столовых; представленные для проведения экспертизы образцы алкогольной продукции N 0054/2021 (шифр) не соответствуют требованиям ГОСТ Р 58013-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. "Напитки винные фруктовые. Общие технические условия", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.12.2017 N 1870-ст (далее - ГОСТ 58013-2017), по органолептическим (аромат, вкус) и физико-химическим показателям (давление двуокиси углерода).
По результатам административного расследования управление составило протокол об административном правонарушении от 19.04.2021 N АП01-2021/01-ЮЛ и обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ПКФ "Ир" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины общества в допущенном нарушении, поскольку оно не является изготовителем спорной продукции.
Суд апелляционной инстанции установил наличие в деянии ООО ПКФ "ИР" состава вменяемого административного правонарушения, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде предупреждения.
Оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Примечанием к указанной статье определено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Обязательность соответствия производимой и находящейся в обороте на территории Российской Федерации алкогольной продукции требованиям государственных стандартов до принятия соответствующих технических регламентов закреплена также в пункте 3 статьи 11, пункте 3 статьи 20, пункте 1 статьи 23 Закона N 171-ФЗ.
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 1 статьи 26 Закон N 171-ФЗ).
Согласно пунктам 12.2, 12.3 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под "фруктовым вином" понимается алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта; "винный напиток" - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды (пункт 12.3 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
С 01.01.2018 введен в действие ГОСТ 33806-2016, положения которого распространяются на столовые фруктовые вина и столовые фруктовые виноматериалы.
По органолептическим показателям столовые фруктовые вина и столовые фруктовые виноматериалы должны быть прозрачными, без осадка и посторонних включений, без посторонних тонов в аромате и вкусе. В столовых фруктовых виноматериалах допускается опалесценция. Цвет, аромат (букет) и вкус столовых фруктовых вин и столовых фруктовых виноматериалов конкретных наименований устанавливают в технологической инструкции и должны соответствовать органолептическим характеристикам используемого сырья (пункт 5.1.2 ГОСТ 33806- 2016).
Пунктом 5.1.3 ГОСТ 33806-2016 предусмотрено, что по физико-химическим показателям столовые фруктовые вина и столовые фруктовые виноматериалы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
ГОСТ Р 58013-2017 установлены технические требования при производстве фруктовых винных напитков.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 58013-2017 под термином "фруктовый винный напиток" понимается винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не более 22 % с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащий не менее 50 % фруктовых (плодовых) виноматериалов, с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, и/или фруктового (плодового) спирта, и/или фруктового (плодового) дистиллята, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, натуральных пищевых ароматизаторов, экстрактов отдельных частей растений или их дистиллятов, пищевых красителей растительного происхождения, воды.
В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 58013-2017 фруктовые винные напитки по способу производства подразделяют на негазированные и газированные.
Пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 58013-2017 предусмотрено, что по физико-химическим показателям фруктовые винные напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2. В частности, согласно данными, указанным в таблице 2, давление двуокиси углерода в бутылке с газированным напитком, кПа, при температуре 20 °C, должно составлять не менее 150.
Материалами дела подтверждается, что находящаяся на реализации у общества алкогольная продукция не соответствует требованиям Закона N 171-ФЗ, ГОСТ 33806-2016, ГОСТ 58013-2017 (в образцах содержится двуокись углерода, что является не характерным для вин фруктовых столовых и виноматериалов фруктовых столовых;
в образцах присутствуют посторонние тона, не характерные для данного вида продукции).
Вопреки позиции суда первой инстанции и подателя кассационной жалобы требования ГОСТ P 58013-2017 являются в данном случае обязательными, поскольку направлены на защиту жизни и здоровья граждан.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что общество при приемке товара должно было сопоставить вид продукции, указанный на этикетке (вино фруктовое газированное), с нанесенным на федеральную акцизную марку наименованием (вино фруктовое); кроме того, обязанность следить за качеством приобретаемой продукции вытекает из положений статей 20, 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.07.2002 N 26 "О введении программ производственного контроля".
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие в деле доказательств принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства при обороте алкогольной продукции, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу с учетом статьей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Оснований для освобождения общества от ответственности в связи с малозначительностью допущенного нарушения не выявлено.
Принимая во внимание положения абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, пункта 2 статьи 3, абзаца 2 пункта 1 статьи 25 Закона N 29-ФЗ, статьи 29.10 КоАП РФ, апелляционный суд обоснованно счел, что алкогольная продукция, арестованная протоколом от 15.01.2021 N АП01-2021/01-ЮЛ, подлежит изъятию и уничтожению.
В целом доводы подателя кассационной жалобы по существу направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 16.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5612/2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопреки позиции суда первой инстанции и подателя кассационной жалобы требования ГОСТ P 58013-2017 являются в данном случае обязательными, поскольку направлены на защиту жизни и здоровья граждан.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно отмечено, что общество при приемке товара должно было сопоставить вид продукции, указанный на этикетке (вино фруктовое газированное), с нанесенным на федеральную акцизную марку наименованием (вино фруктовое); кроме того, обязанность следить за качеством приобретаемой продукции вытекает из положений статей 20, 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.07.2002 N 26 "О введении программ производственного контроля".
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие в деле доказательств принятия обществом необходимых и достаточных мер для соблюдения законодательства при обороте алкогольной продукции, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу с учетом статьей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Оснований для освобождения общества от ответственности в связи с малозначительностью допущенного нарушения не выявлено.
Принимая во внимание положения абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, пункта 2 статьи 3, абзаца 2 пункта 1 статьи 25 Закона N 29-ФЗ, статьи 29.10 КоАП РФ, апелляционный суд обоснованно счел, что алкогольная продукция, арестованная протоколом от 15.01.2021 N АП01-2021/01-ЮЛ, подлежит изъятию и уничтожению."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2022 г. N Ф04-1421/22 по делу N А81-5612/2021