г. Тюмень |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А70-1254/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Аникиной Н.А.,
Ткаченко Э.В.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Архитектор" на решение от 01.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Петренко О.В.) и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Краецкая Е.Б., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу N А70-1254/2021 по иску садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Архитектор" (625504, Тюменская обл., Тюменский р-н, р.п. Боровский, 21 км Ялуторовского тракта, ИНН 7224014637, ОГРН 1077200002978) к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" (625023, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Харьковская, д. 75, корп. 1, оф. 301, ИНН 7204205739, ОГРН 1147232024455), администрации муниципального образования поселок Андреевский (625516, Тюменская обл., Тюменский р-н, пос. Андреевский, ул. Школьная, 6, ИНН 7224011481, ОГРН 1027200880794), департаменту имущественных отношений Тюменской области о понуждении к исполнению обязанности (625000, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Советская, д. 20, ИНН 7201000204, ОГРН 1027200867231).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Мичуринец-2" (625516, Тюменская обл., Тюменский р-н, ул. Дачная, д. 41, оф. 1, ИНН 7224007372, ОГРН 1027200868287), Департамент недропользования и экологии Тюменской области (625004, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Володарского, 45, ИНН 7202137635, ОГРН 1057200722061).
В заседании приняли участие представители:
от садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости "Архитектор" - Рыбина С.П., председатель согласно протоколу N 1 от 15.07.2019 очередного собрания членов товарищества;
от общества с ограниченной ответственностью "Тюменское экологическое объединение" - Шелехова М.В. по доверенности N 357/2021 от 22.12.2021 (срок действия по 31.12.2022), диплом, свидетельство о заключении брака.
Суд установил:
садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Архитектор" (далее - СНТСН "Архитектор", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Тюменское Экологическое Объединение" (далее - ООО "ТЭО", общество), администрации муниципального образования п. Андреевский (далее - Администрация), департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) о понуждении к исполнению обязанности, а именно:
- обязать Администрацию в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и обустроить не менее четырех площадок с количеством не менее трех мест под контейнеры для сбора ТКО в районе расположения садоводства СНТСН "Архитектор" по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 21 км Ялуторовского тракта, внести сведения о местоположении в реестр мест (площадок) накопления ТКО;
- обязать Департамент сформировать земельный участок с разрешенным использованием под размещение места (площадки) накопления ТКО, согласно схеме размещения места (площадки) накопления ТКО в районе расположения садоводства СНТСН "Архитектор", подготовленной Администрацией;
- обязать ООО "ТЭО" после создания Администрацией места (площадки) накопления ТКО в районе расположения садоводства СНТСН "Архитектор" за счет собственных средств оборудовать место (площадку) накопления ТКО двенадцатью контейнерами для сбора ТКО;
- обязать ООО "ТЭО" до обустройства мест (площадок) накопления ТКО в районе расположения садоводства СНТСН "Архитектор" заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТО 02КО 10110406 в представленной редакции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Мичуринец-2".
Решением от 01.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, товарищество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что площадки должно обустраивать муниципальное образование, поскольку у товарищества отсутствуют для этого условия; суд ограничивает выбор истцом способа защиты нарушенных прав, указывая на административный порядок разрешения спора; ссылается на то, что законом не предусмотрен такой вид разрешенного использования как площадки для сбора ТКО, следовательно, Департамент не сможет выделить земельный участок за границами товарищества, в связи с чем на обращение истца к собственнику будет отказано; стоимость контейнеров с 2020 года включена в тариф ТКО для СНТ, следовательно, контейнеры должен предоставлять региональный оператор, возложение установки контейнеров на товарищество приводит к оплате членами товарищества за одну и ту же услугу дважды - путем оплаты членских взносов и в тарифе по ТКО; учитывая отсутствие технической возможности организации площадок ТКО и отсутствие площадок вблизи товарищества в адрес регионального оператора был направлен протокол разногласий, в котором предлагалось изменить способ сбора ТКО на мешочный, однако товариществу было отказано, вывод судов об урегулировании мешочного сбора имеющимся типовым договором без урегулирования существенных условий противоречит закону; судами сделан неверный вывод об отсутствии документов, подтверждающих количество участников товарищества, количество членов товарищества 121, что подтверждается реестром членов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ТЭО" просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по изложенным в них мотивам.
В судебном заседании представители заявителя и ООО "ТЭО" поддержали свои правовые позиции.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность судебных актов, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ТЭО" является региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности Тюменской области за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющим свои обязанности в порядке положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), на основании соглашения с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области от 27.04.2018. Региональный оператор в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения от 27.04.2018 обязан заключить договоры на оказание услуги по обращению с ТКО с потребителями.
В соответствии со статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктом 8(17) Правил N 1156 предложение о заключении договора размещено на официальном сайте регионального оператора 07.12.2018.
Региональный оператор в феврале 2020 года направил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N ТО02КО0101010406 (далее - проект договор).
Проект договора ответчик не подписал, направив письмо от 25.02.2020 N 138 с предложением изменения пункта 12 договора и заключения договора на условиях "мешочного вывоза". Указанное предложение потребителя об изменении способа накопления ТКО региональным оператором принято не было.
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А70-9490/2020 ООО "ТЭО" отказано в удовлетворении требований к СНТСН "Архитектор" о возложении обязанности по устройству места (площадки) накопления ТКО на территории товарищества в связи с отсутствием такой возможности исходя из требований санитарно-эпидемиологических норм и правил и строительных норм и правил по ширине земельных участков занятых землями общего пользования разместить место сбора ТКО, поскольку в соответствии с требованиями пункта 2.2.3 Санитарно-эпидемиологических норм и правил 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов не менее 20 м, но не более 100 м.
Решением от 12.04.2021 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-20120/2020, оставленным в силе постановлением от 18.10.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, отказано в удовлетворении исковых требований ООО "ТЭО" к СНТСН "Архитектор" о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО за период июль, август 2020 года. При этом Арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал на то, что отсутствие у товарищества возможности по обустройству контейнерной площадки не является освобождающим обстоятельством для истца по вывозу ТКО с применением иных способов складирования ТКО.
Согласно распоряжению Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 30.12.2019 N 45-рд (приложение 6.18 к территориальной схеме обращения с отходами Тюменской области) в Андреевском МО, п. Андреевский на территории СНСН "Архитектор" в настоящее время не предусмотрено площадок накопления и контейнеров ТКО.
Полагая, что единственным возможным местом для создания площадки сбора ТКО является земля, не входящая в границы товарищества, указывая на отсутствие площадок для размещения ТКО, ссылаясь на невозможность СНТСН "Архитектор" осуществлять сбор мусора и пользование услугой оператора, что нарушает права его членов, указывая на обязанность органов местного самоуправления по обустройству площадок, на обязанность ООО "ТЭО" заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТО 02КО 10110406 в представленной истцом редакции, товарищество обратилось в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 4 АПК РФ. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является восстановление нарушенного права заинтересованного лица или реальная защита законного интереса. При этом право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии его реализации и обеспечение эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 8 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в частности, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В пункте 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с ТКО, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Пунктом 10 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно пункту 6.1 и 6.2 Порядка накопления твердых коммунальных отходов в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 10.05.2018 N 185-п (далее - Порядок N 185-п), применение способа складирования ТКО в пакетах или других специально предназначенных для их складирования емкостях определяется договором на оказание услуг по обращению с ТКО. При применении способа складирования ТКО в пакетах или других емкостях, предоставленных региональным оператором, региональный оператор обязуется принимать ТКО в установленных местах приема ТКО.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно данным правилам места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункты 3, 4 Правил N 1039).
В силу Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий муниципальных образований 2.1.7.3550-19, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20, на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Постановлением Администрации от 21.11.2019 N 60 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги: "Согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и включение сведений о них в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Регламент N 60).
Согласно пункту 1.2 Регламента N 60 муниципальная услуга предоставляется лицам, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО, за исключением органов местного самоуправления.
Муниципальная услуга включает в себя следующие услуги: 1) согласование создания места (площадки) накопления ТКО; 2) включение сведений о них в реестр мест (площадок) накопления ТКО (пункт 2.1 Регламента N 60).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что настоящее обращение в арбитражный суд в исковом порядке к администрации муниципального образования п. Андреевский и Департаменту имущественных отношений Тюменской области о понуждении к совершению каких-либо действий, возложенных на указанные органы, по мнению истца, в силу закона, свидетельствует о предъявлении настоящих требований в обход установленного административного порядка.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований об обязании Администрации организовать схему размещения мест (площадок) ТКО и обустроить не менее четырех площадок с количеством не менее трех мест под контейнеры для сбора ТКО в районе расположения садоводства СНТСН "Архитектор" внесении сведений о местоположении в реестр мест (площадок) накопления ТКО; обязании Департамента сформировать земельный участок с разрешенным использованием под размещение места (площадки) накопления ТКО, согласно схеме размещения места (площадки) накопления ТКО в районе расположения садоводства СНТСН "Архитектор", подготовленной Администрацией, суды указали на то, что Правила N 1039 не предполагают создание органом местного самоуправления площадки в отношении каждого самостоятельного заявителя; истцом не конкретизирован по площади и местоположению необходимый земельный участок для размещения места (площадки) накопления ТКО, не представлено сведений о субъекте права собственности земельного участка, не подтверждены технические характеристики места (площадки) накопления ТКО по площади, количеству контейнеров исходя из нормативов расчета или списочного состава товарищества, что может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, принимая во внимание, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А70-9490/2020 установлена невозможность размещения сбора мусора на территории товарищества исходя из требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, строительных норм и правил по ширине земельных участков, учитывая безрезультатные обращения истца к Администрации и Департаменту в целях решения вопроса о месте накопления ТКО для СНТСН "Архитектор", отказ суда в удовлетворении вышеуказанных требований без обоснования правомерности бездействия Администрации и отказа Департамента в предоставлении земельного участка для организации контейнерной площадки под ТКО, нельзя признать соответствующим нормам закона.
Отказывая в удовлетворении требования о понуждении ООО "ТЭО" к заключению договора на предложенных истцом условиях, суды исходили из того, что в рамках дел N А70-9490/2020, N А70-20120/2020 фактически урегулированы правоотношения регионального оператора и товарищества как потребителя путем оказания услуг бесконтейнерным сбором ТКО в мешки на основании типового договора; предложенная истцом новая редакция договора предусматривает включение новых мест (площадок) накопления ТКО, которые не включены в соответствующий реестр, отсутствуют в территориальной схеме.
Между тем в рамках указанных дел не заявлялось требование о понуждении ООО "ТЭО" к заключению договора на предложенных истцом условиях, предмет и основания исков были иными.
Поводом для обращения товарищества в суд по настоящему делу явилось неисполнение Администрацией возложенных на нее обязанностей по определению схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, Департаментом - по формированию земельного участка с разрешенным использованием под размещение места (площадки) накопления ТКО, что нарушает имущественные права товарищества как стороны договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019 N ТО02КО0101010406, заключенного на условиях Типового договора, а также понуждение к заключению договора на условиях товарищества в части вывоза ТКО с мест накопления "мешковым способом".
Учитывая вышеизложенные нормы права, конкретные обстоятельства настоящего дела, суд округа полагает, что, отказав в удовлетворении исковых требований по изложенным в судебных актах мотивам, суды создали ситуацию правовой неопределенности, в то время как в соответствии с пунктом 1 статьи 4 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
При таких обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора.
Учитывая необходимость исследования доказательств и установления фактических обстоятельств, отсутствие соответствующих полномочий у суда кассационной инстанции в соответствии с положениями главы 35 АПК РФ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в полном объеме в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении, с учетом задач судопроизводства, суду первой инстанции надлежит устранить указанные замечания, оценить все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, установить фактический материально-правовой интерес истца, предложить товариществу уточнить требования, определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела с тем, чтобы обеспечить восстановление права, за защитой которого обратился истец; исследовать допущенные Администрацией и Департаментом нарушения при разрешении вопроса по организации сбора и вывоза ТКО за пределами территории СНТСН "Архитектор", определить меры и конкретные действия, обязав совершить которые права товарищества будут восстановлены, разрешить заявленные требования в соответствии нормами материального и процессуального права, приняв по результатам повторного рассмотрения законное и обоснованное решение.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом округа не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 26.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-1254/2021 отменить, направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.