г. Тюмень |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А81-6500/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" на решение от 06.10.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В) и постановление от 14.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Иванова Н.Е.) по делу N А81-6500/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению акционерного общества "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Броднева, дом 55, ИНН 8901025439, ОГРН 1118901002164) к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Пуровском, Красноселькупском районах (629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Тарко-Сале, микрорайон Комсомольский, дом 13) об оспаривании постановления от 12.07.2021 N110.
Иные лица, участвующие в деле: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Титова, дом 10, ИНН 8901016427, ОГРН 1058900002908), прокурор Пуровского района (629003, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Б. Кнунянца, дом 5, ИНН 8901002488, ОГРН 1028900510979; 629850, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Тарко-Сале, улица Тарасова, дом 28а).
Суд установил:
акционерное общество "Единый расчетно-информационный центр ЯНАО" (далее - общество, АО "ЕРИЦ ЯНАО") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании о признании недействительным и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Пуровском, Красноселькупском районах (далее - административный орган) от 12.07.2021 N 110 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 200 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление), прокурор Пуровского района.
Решением от 06.10.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 14.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ; правонарушение следовало квалифицировать по части 1 статьи 14.5 КоАП РФ; обращение потребителя не содержало жалоб на качество предоставления коммунальных услуг, следовательно, установленный подпунктом "к" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) срок, не подлежал применению.
Административный орган, управление, прокурор Пуровского района отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения 12.07.2021 оспариваемого постановления N 110 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ послужил факт направления ответа на обращение гражданина Касими Хилала Нураддина Оглы от 22.04.2021 (вх. N 0811) с нарушением установленного подпунктом "к" пункта 31 Правил N 354 срока (08.06.2021).
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, а также об отсутствии нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
Оставляя принятые по настоящему делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) товара, режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) установлено статьями 8, 10 Закона о защите прав потребителей.
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона о защите прав потребителей).
В пункте 1 Правил N 354 определено, что данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Как следует из пункта 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (абзац 7); коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными Правилами (абзац 9); потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абзац 15).
Материалами дела подтверждается, что между АО "ЕРИЦ ЯНАО" (агент) и акционерным обществом "Ямалкоммунэнерго" (далее - АО "Ямалкоммунэнерго") (принципал) заключен агентский договор от 02.12.2019 N ЯК-29-10-19, в соответствии условиями которого агент осуществляет взаимодействие в интересах принципала с потребителями принципала, в том числе проводит перерасчеты платежей потребителей по договорам энергоснабжения в связи с авариями, недопоставкой (перерывами в поставке) или поставкой энергоресурсов ненадлежащего качества, а также частичным оказанием/выполнением либо не оказанием услуг/не выполнением работ при наличии обращения потребителей в случаях и в порядке, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.8); ведет переписку с потребителями по обращениям, поступившим в адрес агента в связи с исполнением им обязательств по договору, в порядке, предусмотренном в Регламенте взаимодействия между АО "Ямалкоммунэнерго" и АО "ЕРИЦ ЯНАО" по исполнению агентского договора пункт (2.1.10).
Пунктом "б" пункта 33 Правил N 354 определено, что потребитель имеет право получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).
Подпункт "г" пункта 33 Правил N 354 предоставляет потребителю право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами N 354, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "д" пункта 33).
В силу подпункта "к" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили, что 22.04.2021 в филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло" поступило письменное обращение гражданина Касими Хилала Нураддина Оглы от 22.04.2021 о перерасчете платы за коммунальные услуги, перенаправленное 27.04.2021 для рассмотрения в представительство АО "ЕРИЦ ЯНАО" в Пуровском районе; ответ на указанное обращение направлен лишь 08.06.2021; потребитель неоднократно с января 2021 года обращался к исполнителю с вышеуказанным заявлением.
Факт наличия указанных нарушений установлен судами двух инстанций, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и по существу заявителем не оспаривается.
Судами обоснованно отмечено, что в силу требований Закона о защите прав потребителей, Правил N 354 общество обязано было направить ответ на обращение потребителя, который не может быть ограничен в получении испрашиваемой информации. Направление ответа на обращение потребителя по истечении более месяца со дня его поступления образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Доводы подателя жалобы о неверной квалификации вменяемого обществу правонарушения являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствует о нарушении правовой позиции, изложенной в пункте 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора.
Учитывая, что доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих мер для соблюдения требований законодательства по направлению ответа на обращение потребителя не представлены, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, по существу направлены на иную оценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.10.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 14.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-6500/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы подателя жалобы о неверной квалификации вменяемого обществу правонарушения являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствует о нарушении правовой позиции, изложенной в пункте 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2020, с учетом конкретных обстоятельств настоящего спора.
Учитывая, что доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих мер для соблюдения требований законодательства по направлению ответа на обращение потребителя не представлены, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. Оснований для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 апреля 2022 г. N Ф04-654/22 по делу N А81-6500/2021