г. Тюмень |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А46-2444/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Буровой А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на решение от 17.08.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Яркова С.В.) и постановление от 02.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-2444/2021 по исковому заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская область, пос. Ростовка, дом 21, ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) к Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (644099, г. Омск, ул. Некрасова, дом 6, ОГРН 1045504010925, ИНН 5503080121) о взыскании денежных средств по соглашению от 14.07.2020 N ТП-10 о предоставлении субсидии в размере 1 430 943,33 руб.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская область, пос. Ростовка, д.21, ОГРН 1195543001610, ИНН 5528046933), общество с ограниченной ответственностью "Корпус" (630073, г. Новосибирск, Горский мкр-н, дом 1, офис 8, ОГРН 1025402456045, ИНН 5406031930).
Суд установил:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Министерство) о взыскании денежных средств по соглашению от 14.07.2020 N ТП-10 о предоставлении субсидии на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования в размере 1 430 943,33 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Комитет) и общество с ограниченной ответственностью "Корпус" (далее - ООО "Корпус", совместно - третьи лица).
Решением от 17.08.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 02.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковое требование удовлетворено, с Омской области в лице Министерства в пользу Администрации взыскано за счет казны Омской области 1 430 943,33 руб.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Министерство считает, что судами неверно дана оценка содержанию технического задания при заключении муниципального контракта по итогам электронного аукциона на выполнение работ по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, сделан ошибочный вывод о том, что описание границ муниципального образования Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области входит в состав мероприятий по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования. По мнению Министерства, работы по разработке землеустроительной документации не могут быть оплачены целевыми денежными средствами, выделяемыми на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования (в том числе внесение изменений), включая подготовку документации для внесения сведений о границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН); подготовка документации, связанная с проведением землеустроительных работ по описанию местоположения границ муниципального образования Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, частично не соответствует цели и условиям предоставления субсидии, предусмотренным соглашением.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Корпус" считает доводы Министерства несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что 14.07.2020 Министерством и Администрацией заключено соглашение N ТП-10 о предоставлении субсидии бюджету Омского муниципального района Омской области из областного бюджета на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования, включая подготовку документации для внесения сведений о границах населённых пунктов и границах территориальных зон в ЕГРН (далее - Соглашение).
Согласно пунктам 1 и 4 Соглашения его предметом является предоставление в 2020 году субсидии бюджету Омского муниципального района Омской области из областного бюджета на разработку указанных выше документов; общий объём субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету муниципального образования, составляет в 2020 году 1 430 943,33 руб. (с учетом дополнительного соглашения от 26.11.2020 N 1).
Между Комитетом (заказчик) и ООО "Корпус" (подрядчик) по итогам проведенного электронного аукциона заключен муниципальный контракт от 19.05.2020 N 01522000047200004230001 (далее - Контракт), по условиям которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в ЕГРН, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с Контрактом (пункт 1.1); работы по Контракту выполняются подрядчиком в объеме и в порядке, определенном техническим заданием на выполнение работ, являющимся приложением к Контракту (пункт 1.2).
В техническом задании к Контракту указано, что результатом работ является следующая градостроительная документация: проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области, приведены требования к содержанию указанных документов и их состав (пункт 8 технического задания).
Актом о приёмке выполненных работ от 18.12.2020 N 15 заказчик принял выполненные по Контракту работы.
Письмом от 23.12.2020 N исх-20/ОМС-12866 Администрация направила в адрес Министерства акт выполненных работ, Контракт, платежное поручение N 370, диск с результатами работ, а также просила произвести оплату Контракта из областного бюджета в рамках софинансирования по субсидии в соответствии с Соглашением.
Ответом от 25.12.2020 N исх-20/ИСТД-14069 Министерство отказало в предоставлении (перечислении) субсидии, сославшись на то, что представленные Администрацией документы не соответствуют условиям реализации мероприятия "Разработка документов территориального планирования и градостроительного зонирования, включая подготовку документации для внесения сведений о границах населённых пунктов и границах территориальных зон в ЕГРН" подпрограммы "Формирование документов территориального планирования и подготовка документации по планировке территории", поскольку в рамках технического задания к Контракту предусмотрены работы по описанию местоположения границ муниципального образования Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области, в то время как подготовка документации, связанной с проведением землеустроительных работ по описанию местоположения границ муниципальных образований, не соответствует цели предоставления субсидии и нарушает условия ее предоставления, установленные Соглашением.
Письмом от 28.12.2020 Администрация возразила против данного ответа Министерства, указав на то, что в рамках муниципального контракта выполнены только субсидируемые виды работ по градостроительному зонированию и территориальному планированию. Выполнение землеустроительных работ Контрактом не предусмотрено, фактически данные работы не выполнялись.
Субсидия Министерством выплачена не была.
Полагая, что Министерство необоснованно уклоняется от исполнения принятых на себя в соответствии с Соглашением обязательств по софинансированию работ, выполненных на основании Контракта, Администрация обратилась в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 28, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статей 18, 23, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Правилами, устанавливающими общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования из областного бюджета (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Омской области, утвержденными постановлением Правительства Омской области от 27.11.2019 N 382-п, постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу об отсутствии у Министерства оснований для отказа в выплате Администрации определенной Соглашением субсидии в размере 1 430 943,33 руб.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных судами.
Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Обязанность обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств возложена на получателя бюджетных средств (статья 162 БК РФ). В рассматриваемом случае - на Администрацию.
Судами установлено, что постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п утверждена Государственная программа Омской области "Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильём и жилищно-коммунальными услугами в Омской области", в рамках которой реализуется подпрограмма "Формирование документов территориального планирования и подготовка документации по планировке территории".
Проведение работ по территориальному планированию и градостроительному зонированию при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрено положениями ГрК РФ.
В соответствии со статьями 18, 30 ГрК РФ документами территориального планирования являются генеральные планы поселений или городских округов либо схемы территориального планирования муниципальных районов; документами территориального зонирования-правила землепользования и застройки.
В соответствии с положениями пунктов 3, 4 статьи 23 ГрК РФ генеральный план как основной документ территориального планирования, в числе прочего должен содержать карты планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, функциональных зон поселения или городского округа, а также положение о территориальном планировании, включающее сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Правила землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования) должны включать в себя карту градостроительного зонирования с установлением границ территориальных зон, на которой отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения; правилами также могут быть установлены территории, в границах которых предусматривается осуществление комплексного развития территории (пункты 2,4,5,5.1 статьи 30 ГрК РФ).
Пунктом 10 раздела 10 приложения N 7 к постановлению Правительства Омской области от 16.10.2013 N 264-п предусмотрено, что результатами использования субсидий по подпрограмме "Формирование документов территориального планирования и подготовка документации по планировке территории" на разработку документов территориального планирования и градостроительного зонирования (в том числе внесение изменений), включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в ЕГРН, является степень готовности проектов генерального плана (проекта внесения изменений в генеральный план), правил землепользования и застройки (проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки) муниципального образования, включая документацию для внесения сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в ЕГРН.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства (условия Контракта и технического задания к нему, акт о приемке выполненных работ от 18.12.2020 N 15, результаты выполненных по Контракту работ), оценив их в совокупности и взаимосвязи, суды пришли к верному выводу о том, что предмет муниципального контракта и результат его выполнения соответствуют цели и условиям предоставления субсидии.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в рамках Контракта ООО "Корпус" подготовлены исключительно документы градостроительного зонирования и территориального планирования Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области, а именно проекты генерального плана и правил землепользования и застройки, содержание которых соответствует положениям статей 23, 30 ГрК РФ, в том числе в части картографического материала, включающего карты границ населенных пунктов и функциональных зон поселения (для генерального плана), карту градостроительного зонирования и зон с особыми условиями, а также положения и градостроительные регламенты (для правил землепользования и застройки).
Описание местоположения границ муниципального образования при подготовке документации территориального планирования и градостроительного зонирования соответствует требованиям, предъявляемым к такой документации статьями 23, 30 ГрК РФ, фактически по Контракту выполнены только работы по территориальному планированию и градостроительному зонированию, а не какие-либо иные работы, условия предоставления субсидии соблюдены, цели субсидирования достигнуты, в связи с чем оснований для отказа в ее выделении у Министерства не имелось.
Вопреки доводам кассационной жалобы, землеустроительные работы имеют иное назначение и результат, нежели предусмотренные и выполненные по Контракту.
Работы по землеустройству направлены прежде всего на изучение земель, планирование и организацию их рационального использования и охрану (статья 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее -Закон N 78-ФЗ).
Виды землеустроительных работ перечислены в статьях 9 - 15 Закона N 78-ФЗ, к ним относятся: изучение состояния земель, геодезические, почвенные, геоботанические работы, оценка качества либо инвентаризация земель и прочее.
Перечень землеустроительной документации, составляемой по итогам проведения работ по землеустройству, предусмотрен статьей 19 Закона N 78-ФЗ, согласно которой такая документация включает: схемы землеустройства, использования и охраны земель, карты (планы) объектов землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства, проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, материалы почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, тематические карты и атласы.
Судами при рассмотрении спора установлено, что выполнение перечисленных выше землеустроительных работ Контрактом и техническим заданием к нему не предусмотрено, фактические работы по землеустройству не выполнялись, землеустроительная документация в соответствии со статьей 19 Закона N 78-ФЗ не подготовлена, в связи с чем суды пришли к верному выводу о том, что сами по себе ссылки в техническом задании к Контракту на Закон N 78-ФЗ как на нормативную базу для выполнения проекта (наряду с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами), не могут расцениваться в качестве достаточного основания для вывода о включении в предмет Контракта и фактическом выполнении подрядчиком землеустроительных работ.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Фактические обстоятельства дела установлены судами правильно, нормы материального права применены верно.
Доводы Министерства основаны на ошибочном толковании норм материального права применительно к установленным судами фактическим обстоятельствам (в частности, содержанию технического задания и результату выполненных работ), в связи с чем не могут быть приняты кассационным судом.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых решения и постановления, судом округа не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривается, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.08.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 02.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2444/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень землеустроительной документации, составляемой по итогам проведения работ по землеустройству, предусмотрен статьей 19 Закона N 78-ФЗ, согласно которой такая документация включает: схемы землеустройства, использования и охраны земель, карты (планы) объектов землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства, проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, материалы почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, тематические карты и атласы.
Судами при рассмотрении спора установлено, что выполнение перечисленных выше землеустроительных работ Контрактом и техническим заданием к нему не предусмотрено, фактические работы по землеустройству не выполнялись, землеустроительная документация в соответствии со статьей 19 Закона N 78-ФЗ не подготовлена, в связи с чем суды пришли к верному выводу о том, что сами по себе ссылки в техническом задании к Контракту на Закон N 78-ФЗ как на нормативную базу для выполнения проекта (наряду с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами), не могут расцениваться в качестве достаточного основания для вывода о включении в предмет Контракта и фактическом выполнении подрядчиком землеустроительных работ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2022 г. N Ф04-1022/22 по делу N А46-2444/2021