г. Тюмень |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А67-4213/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тандер" на решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А67-4213/2021 по заявлению акционерного общества "Тандер" (350002, город Краснодар, улица им. Леваневского, дом 185, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Межрегиональному управлению N 81 Федерального медико-биологического агентства (636071, Томская область, город Северск, улица Лесная, дом 17А/1, ИНН 7024023673, ОГРН 1057004448489) о признании недействительным пункта 2 предписания от 26.04.2021 N 28.
Суд установил:
акционерное общество "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Межрегиональному управлению N 81 Федерального медико-биологического агентства (далее - управление, административный орган) о признании недействительным пункта 2 предписания от 26.04.2021 N 28.
Решением от 11.10.2021 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания в части пункта 2, поскольку обществом осуществляется контроль за наличием патогенных микроорганизмов в скоропортящейся пищевой продукции на этапе ее реализации; действующим законодательством магазины розничной торговли не отнесены к объектам, на которых производственный контроль в обязательном порядке должен осуществляться с применением лабораторных исследований.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 09.03.2021 N 12 административным органом в отношении АО "Тандер" проведена плановая выездная проверка в рамках государственного контроля за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации в отдельных отраслях промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях, по результатам которой были выявлены допущенные обществом нарушения санитарного законодательства.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения управлением предписания от 26.04.2021 N 28, пунктом 2 которого на общество возложена обязанность в соответствии с требованиями пунктов 8.2, 8.10 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2616-10 "Профилактика сальмонеллеза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.04.2010 N 36 (далее - СП 3.1.7.2616-10), проверять наличие патогенных микроорганизмов в скоропортящейся пищевой продукции на этапе ее реализации в предприятиях АО "Тандер" (в магазинах "Магнит" по адресам: Томская область, город Северск, улица Победы, 29, 126; улица Первомайская, 5; улица Транспортная, 30).
В письме от 28.07.2021 управление разъяснило порядок исполнения предписания, указав, что в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, принимая во внимание, что на предприятия торговли АО "Тандер", расположенные на территории Томской области, поступает одинаковый ассортимент пищевых продуктов из одного распределительного центра, а также учитывая, что дословное исполнение требований пункта 8.10 СП 3.1.7.2616-10 может повлечь высокую финансовую нагрузку, для выполнения пункта 2 предписания достаточно представить документы, подтверждающие проверку наличия патогенных микроорганизмов в скоропортящейся пищевой продукции на этапе ее реализации, отобранной в любом (любых) из указанных в предписании предприятиях, либо в других предприятиях АО "Тандер", расположенных на территории города Северск или Томской области, после этапа транспортировки.
Возражая против пункта 2 указанного предписания, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения предписания в оспариваемой части и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпункта 4 статьи 44, пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) в случае установления при проведении проверки нарушений санитарного законодательства, санитарно-эпидемиологических требований должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны выдать предписание юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно преамбуле Закона N 52-ФЗ названный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011), пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Пунктом 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 предусматривается, что в пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению пищевых продуктов, материалов и изделий, должны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и технической документации к условиям обращения пищевых продуктов, материалов и изделий (пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Согласно статье 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (пункт 1).
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 2).
В целях предупреждения возникновения и распространения случаев заболевания сальмонеллезом среди населения были утверждены СП 3.1.7.2616-10, действовавшие в период спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 8.1 СП 3.1.7.2616-10 органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, контролируют соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предупреждение контаминации сальмонеллами пищевых продуктов, как в процессе их хранения и производства, так и на всех этапах реализации населению, а также на предотвращение попадания возбудителей в готовые пищевые продукты и накопления в них микроорганизмов.
Ответственность за безопасность продукции несет ее производитель. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и осуществлять производственный контроль, в том числе с использованием лабораторных исследований (пункт 8.2 СП 3.1.7.2616-10).
Согласно пункту 8.3 СП 3.1.7.2616-10 объектами производственного контроля на предприятиях являются сырье, продукты и объекты окружающей среды, которые могут быть контаминированы возбудителями сальмонеллезов.
При этом пунктом 8.10 СП 3.1.7.2616-10 предусмотрено, что в объектах розничной торговли пищевыми продуктами наличие патогенных микроорганизмов проверяется в скоропортящейся пищевой продукции на этапе ее реализации 1 раз в год по 1-му образцу от каждой группы продукции согласно ассортиментному перечню.
Таким образом, вопреки доводам подателя кассационной жалобы, действующее законодательство предусматривает, что в целях предупреждения возникновения и распространения случаев заболевания сальмонеллезом юридические лица, осуществляющие розничную продажу, обязаны проводить лабораторные испытания скоропортящейся пищевой продукции на этапе ее реализации 1 раз в год.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в нарушение вышеуказанных требований продукция, поступающая из распределительного центра в предприятия торговли, расположенные на территории ЗАТО Северск Томской области, не проходит проверку на наличие патогенных микроорганизмов.
При этом ссылка подателя кассационной жалобы на осуществление лабораторных исследований на территории Кемеровской области была предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонена, поскольку проверка, проведенная до окончания хранения продукции на территории Кемеровской области-Кузбасса и ее транспортирования на территорию ЗАТО Северск Томской области, учитывая имеющуюся вероятность нарушения правил хранения и перевозки пищевой продукции, не может гарантировать отсутствие в такой продукции патогенных микроорганизмов и не свидетельствует о принятии мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания сальмонеллезом среди населения.
Таким образом, судами сделан обоснованный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания и отказано в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку, сводятся к несогласию с выводами судов, направлены на иное толкование положений действующего законодательства и не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, в связи с чем не являются достаточными основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.10.2021 Арбитражного суда Томской области и постановление от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4213/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.