г. Тюмень |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А03-9869/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем веб-конференции, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" на решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А03-9869/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" (658821, Алтайский край, город Славгород, улица 2-я Вокзальная, дом 10А, ИНН 2210010168, ОГРН 1152210000238) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377) об оспаривании действий и решений.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Экостар" (658201, Алтайский край, город Рубцовск, улица Тракторная, дом 44, квартира 32, ИНН 2209050134, ОГРН 1192225036101).
В заседании приняла участие (в режиме веб-конференции) представитель общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" Гальцева А.В. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города Славгорода" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - министерство) о признании уведомления общества об участии во втором этапе конкурсного отбора соответствующим требованиям пункта 55 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила N 881), абзацу второму пункта 8.7 конкурсной документации; о признании незаконными действий конкурсной комиссии по отклонению указанного уведомления (протокол от 02.07.2021 N 25), а также протокола о результатах конкурсного отбора и определения победителя от 05.07.2021 N 26; об обязании конкурсной комиссии внести соответствующие изменения в названные протоколы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экостар" (далее - ООО "Экостар").
Решением от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, суды не учли, что участник конкурсного отбора регионального оператора в целях участия во втором этапе оценки и сопоставления заявок должен подтвердить лишь право владения объектом, возможность которого позволит осуществлять обработку (обезвреживание) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в необходимых объемах, а не соответствие этого объекта установленным требованиям на момент проведения конкурса. Кроме того, размещение отходов на полигоне ТКО фактически представляет собой единый технологический процесс, включающий в себя процессы по обработке и обезвреживанию отходов.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
ООО "Экостар" отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство являлось организатором торгов при проведении конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Славгородской зоны Алтайского края (извещение N 120521/257400114/02 размещено 12.05.2021 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет https://torgi.gov.ru).
Согласно протоколу первого этапа рассмотрения и сопоставления заявок от 22.06.2021 N 19 комиссией министерства до участия в конкурсном отборе допущены две организации - общество и ООО "Экостар"; заявке ООО "Экостар" присвоен первый номер, а заявке общества - второй номер; победителем первого этапа признано ООО "Экостар".
Впоследствии обществом и ООО "Экостар" были поданы уведомления на участие во втором этапе оценки и сопоставления заявок, которые были отклонены комиссией; второй этап оценки и сопоставления заявок признан несостоявшимся (протокол от 02.07.2021 N 25).
По результатам проведения конкурсного отбора победителем признан победитель первого этапа - ООО "Экостар" (протокол от 05.07.2021 N 26).
Общество, не согласившись с действиями и актами комиссии министерства при проведении указанного конкурсного отбора в части отклонения его уведомления и определения победителя, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемых действий и актов комиссии действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1). Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок проведения конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к участникам конкурсного отбора, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе установлены Правилами N 881.
Согласно положениям Правил N 881 для проведения конкурсного отбора приказом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на проведение конкурсного отбора, создается конкурсная комиссия, к функциям которой отнесены, в том числе установление соответствия представленных заявок и уведомлений об участии во втором этапе требованиям, установленным документацией об отборе и названными Правилами; осуществление оценки и сопоставления заявок, определение победителя конкурсного отбора; подписание протоколов, составленных в ходе проведения конкурсного отбора (пункт 6, подпункты "в", "г" и "д" пункта 9); организатор конкурсного отбора разрабатывает и утверждает документацию об отборе (пункт 10).
В рассматриваемом случае документация для проведения конкурсного отбора регионального оператора утверждена приказом министерства от 11.05.2021 N 190.
В соответствии с пунктами 51, 52 Правил N 881 оценка и сопоставление заявок осуществляются в целях выявления лучших условий исполнения соглашения в соответствии с критериями конкурсного отбора; лучшие условия исполнения соглашения соответствуют минимальному значению приведенной стоимости услуги регионального оператора; на основании результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок конкурсной комиссией каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения соглашения; заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения соглашения, присваивается первый номер; победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок признается участник конкурсного отбора, заявке которого присвоен первый номер.
Как следует из материалов дела, лучшие условия исполнения соглашения содержались в заявке ООО "Экостар" (значение приведенной стоимости услуги регионального оператора - 1 604 180 994 руб.), которой обоснованно присвоен первый номер и данный участник признан победителем первого этапа оценки и сопоставления заявок.
Пунктом 55 Правил N 881, пунктом 8.7 конкурсной документации предусмотрено, что в случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором названного пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок.
Во втором этапе оценки и сопоставления заявок принимают участие участники конкурсного отбора, которые владеют объектами по обработке и (или) обезвреживанию твердых коммунальных отходов, мощность которых позволяет обрабатывать и (или) обезвреживать более 50 процентов массы твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора в соответствии со схемой обращения с отходами, либо имеют обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, предусматривающим строительство и (или) модернизацию таких объектов.
Согласно статье 1 Закона об отходах под обработкой отходов понимается предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; под обезвреживанием - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Исходя из положений подпункта "б" пункта 57 Правил N 881 уведомление об участии во втором этапе должно содержать документы и сведения, подтверждающие соответствие участника конкурсного отбора требованиям, указанным в абзаце втором пункта 55 названных Правил.
В силу подпункта "б" пункта 60 Правил N 881, пункта 8.12 конкурсной документации уведомление об участии во втором этапе отклоняется конкурсной комиссией в случае несоответствия участника конкурсного отбора требованиям, установленным абзацем вторым пункта 55 названных Правил.
Материалами дела подтверждается, что в целях участия во втором этапе оценки и сопоставления заявок общество направило уведомление, приложив к нему в целях подтверждения своего соответствия требованиям, указанным в абзаце втором пункта 55 Правил N 881, абзаце втором пункта 8.7 конкурсной документации, документы о наличии у него на праве собственности объекта - полигона для размещения ТКО.
Вместе с тем, как верно отмечено комиссией и судами, представленные обществом документы не подтверждают наличие на данном полигоне объектов по обработке и (или) обезвреживанию ТКО.
Вопреки позиции общества факт размещения ТКО на полигоне сам по себе не свидетельствует об осуществлении на нем процессов обработки и обезвреживания отходов.
Анализ положений пунктов 7-12, 16, 18-21 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 N 1657, указывает на необходимость обеспечения специальных технологических процессов для обработки и обезвреживания ТКО и не позволяет отождествлять объекты обработки и обезвреживания отходов с полигонами для их размещения.
В силу статьи 13.3 Закона об отходах данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов подлежат включению в территориальную схему обращения с отходами.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Территориальная схема обращения с отходами Алтайского края, утвержденная приказом Минприроды Алтайского края от 24.05.2019 N 880, не содержит сведений об указанном обществом полигоне ТКО.
С учетом изложенного является верным вывод судов о наличии у комиссии министерства правовых оснований для отклонения представленного обществом уведомления об участии во втором этапе оценки и сопоставления заявок.
В соответствии с положениями пунктов 61, 62, 65 Правил N 881 на основании результатов рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе конкурсной комиссией принимается решение о допуске участника конкурсного отбора ко второму этапу оценки и сопоставления заявок; в случае если ни один из участников конкурсного отбора не направил уведомление об участии во втором этапе или все уведомления об участии во втором этапе были отклонены конкурсной комиссией, второй этап оценки и сопоставления заявок считается несостоявшимся; победителем конкурсного отбора признается победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся.
Поскольку второй этап оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора не состоялся (все уведомления об участии во втором этапе были отклонены комиссией), победителем конкурсного отбора правомерно признан победитель первого этапа - ООО "Экостар".
При таких обстоятельства суды пришли к обоснованным выводам о соответствии действующему законодательству оспариваемых действий (актов) комиссии министерства, об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.09.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 24.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-9869/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 13.3 Закона об отходах данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов подлежат включению в территориальную схему обращения с отходами.
...
В соответствии с положениями пунктов 61, 62, 65 Правил N 881 на основании результатов рассмотрения уведомлений об участии во втором этапе конкурсной комиссией принимается решение о допуске участника конкурсного отбора ко второму этапу оценки и сопоставления заявок; в случае если ни один из участников конкурсного отбора не направил уведомление об участии во втором этапе или все уведомления об участии во втором этапе были отклонены конкурсной комиссией, второй этап оценки и сопоставления заявок считается несостоявшимся; победителем конкурсного отбора признается победитель второго этапа или победитель первого этапа оценки и сопоставления заявок, если второй этап оценки и сопоставления заявок не состоялся."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2022 г. N Ф04-1109/22 по делу N А03-9869/2021