г. Тюмень |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А27-7234/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске" на решение от 08.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и постановление от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А27-7234/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске" (652700, город Киселевск, улица Советская, дом 3б, ИНН 4211024576, ОГРН 1104211000695) к Государственной жилищной инспекции Кузбасса (650991, город Кемерово, проспект Советский, дом 60, офис 229, ИНН 4207052789, ОГРН 1024200719828) об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Согласие в Киселевске" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции Кузбасса (далее - инспекция, административный орган) от 26.03.2021 N N 21, 25, 32, 67, 69 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Принятые к производству по указанным заявлениям дела в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А27-7234/2021.
Решением от 08.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признаны недействительными и отменены постановления инспекции от 26.03.2021 N N 25, 32, 67, 69; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, при организации и проведении проверки административным органом были нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), поскольку не имелось правовых оснований для ее проведения, общество не было уведомлено о ее проведении, проверка проведена в отсутствии уполномоченного представителя юридического лица; инспекцией не представлены надлежащие доказательства совершения административного правонарушения.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество в соответствии с лицензией от 30.11.2018 N 233-01 осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе домами, расположенными по адресам: город Киселевск, улица Багратиона, N 38, улица Матросова, NN 2, 4, 6, 27, улица Московская, NN 11, 13, 17, 17а, 19-22, 24-26, 28, улица Тульская, N 15 (далее - многоквартирные дома).
На основании распоряжений заместителя начальника инспекции от 03.02.2021, 04.02.2021, 11.02.2021 в рамках осуществления лицензионного контроля уполномоченным должностным лицом инспекции в период с 04.02.2021 по 14.02.2021 проведены внеплановые выездные проверки в отношении общества, в ходе которых выявлены факты ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов (невыполнение работ по очистке кровли от скопления снега и наледи, по уборке и вывозу снега на придомовой территории).
По результатам проверок инспекцией составлены акты проверок от 06.02.2021 N 200/2021/ЛК/ПРК-188, от 08.02.2021 NN 209/2021/ЛК/ПРК-188, от 14.02.2021 NN 240/2021/ЛК/ПРК-188, 242/2021/ЛК/ПРК-188, протоколы об административном правонарушении от 09.02.2021 NN 21, 25, от 12.02.2021 N 32, от 17.02.2021 NN 67, 69 и вынесены постановления от 26.03.2021 NN 21, 25, 32, 67, 69 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 125 000 руб. по каждому постановлению.
Не согласившись с указанными постановлениями административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности постановления от 26.03.2021 N 21 в связи с наличием в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения его к административной ответственности, вместе с тем указали на нарушение инспекцией положений части 5 статьи 4.1 КоАП РФ при вынесении иных постановлений по делу об административном правонарушении, поскольку допущенные обществом нарушения лицензионных требований в отношении различных многоквартирных домов образуют единый состав административного правонарушения.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты в обжалуемой части, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В силу пункта 4 части 4 статьи 1, пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктам "б", "в", "г", "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт "г").
Пунктами 7, 24 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, пунктом 3.6.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в холодный период года относятся проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см, очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова), очистка придомовой территории от наледи и льда согласно периодичности выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами обществом допущено нарушение вышеназванных норм при содержании общего имущества спорного дома (не выполнены работы по удалению с крыш снежных навесов, наледей и сосулек, по очистке придомовой территории от снега и наледи).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, а также невозможности их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы общества о грубом нарушении инспекцией требований Закона N 294-ФЗ при организации и проведении внеплановой выездной проверки в части отсутствия оснований для проведения проверки, уведомления о ее проведении, участия представителя общества при проведении проверки основаны на ошибочном толковании законодательства (статьи 196 ЖК РФ, статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании", статьи 20 Закона N 294-ФЗ) и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Судами установлено, что при назначении обществу административного наказания инспекцией были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение судами не выявлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 26.03.2021 N 21.
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 24.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-7234/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о грубом нарушении инспекцией требований Закона N 294-ФЗ при организации и проведении внеплановой выездной проверки в части отсутствия оснований для проведения проверки, уведомления о ее проведении, участия представителя общества при проведении проверки основаны на ошибочном толковании законодательства (статьи 196 ЖК РФ, статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании", статьи 20 Закона N 294-ФЗ) и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
...
Судами установлено, что при назначении обществу административного наказания инспекцией были учтены требования частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, административный штраф определен в размере половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа на предупреждение судами не выявлено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2022 г. N Ф04-1597/22 по делу N А27-7234/2021