г. Тюмень |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А75-8302/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Севастьяновой М.А.,
Щанкиной А.В. -
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сургута на решение от 22.09.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Истомина Л.С.) и постановление от 20.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу N А75-8302/2019 по иску администрации города Сургута (628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8, ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249) к обществу с ограниченной ответственностью "Салаир" (628402, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, проспект Комсомольский, дом 13, этаж 1, блок В, ОГРН 1128602022702, ИНН 8602195048) о взыскании 3 435 646 руб. 32 коп.
Суд установил:
Администрация города Сургута (далее - истец, администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Салаир" (далее - ответчик, ООО "Салаир", общество) о взыскании 3 435 646 руб. 32 коп., в том числе платы за фактическое пользование земельным участком за период с 01.01.2017 по 17.10.2017 в размере 1 310 722 руб. 78 коп., задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка от 08.11.2017 N 234 за период с 18.10.2017 по 31.12.2017 в размере 2 054 670 руб. 95 коп., пени за несвоевременную оплату за период с 11.12.2018 по 01.03.2019 в размере 70 252 руб. 59 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2019 исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
ООО "Салаир" обратилось в арбитражный суд с заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2019 по делу N А75-8309/2019 по новым обстоятельствам.
Решением суда от 16.06.2021 заявление удовлетворено, отменено решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.08.2019 по делу N А75-8302/2019 по новым обстоятельствам.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.09.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2021, исковое заявление удовлетворено частично.
С ООО "Салаир" в пользу администрации взысканы задолженность по договору аренды земельного участка от 08.11.2017 N 234 за период с 18.10.2017 по 31.12.2018 в размере 980 124 руб. 89 коп., пени за период с 11.12.2018 по 01.03.2019 в размере 33 988 руб.
11 коп., всего 1 014 113 руб. В остальной части требований отказано. Также с общества в доход федерального бюджета взыскано 11 860 руб. 55 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы администрация полагает, что новая кадастровая стоимость подлежит применению при расчете арендной платы с 01.01.2020, поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подано ответчиком 15.10.2020. По мнению подателя жалобы, суды неверно применили нормы материального права, без учета законодательства, регулирующего переходные положения нового законодательного регулирования порядка оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 08.11.2017 между администрацией (арендодатель), обществом с ограниченной ответственностью "ПромТехСтрой" и ООО "Салаир" (арендаторы) заключен договор аренды земельного участка N 234, в соответствии с которым администрация передала, а общество приняло в аренду часть земельного участка площадью 17 665 м2, расположенного по адресу:
мкр. 41, г. Сургут, кадастровый номер 86:10:0101046:43.
В разделе 4 договора стороны определили срок и порядок внесения арендной платы, в том числе установлена обязанность и размер арендной платы за предшествующий государственной регистрации договора период фактического пользования земельным участком.
В пункте 5.1 договора установлена ответственность за нарушение сроков внесения арендной платы в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
По расчету истца, размер арендной платы за период фактического пользования земельным участком за период с 01.01.2017 по 17.10.2017, с учетом доли ООО "Салаир", составил 1 310 722 руб. 78 коп., арендная плата за период с 18.10.2017 по 31.12.2017 составила 338 980 руб. 03 коп., за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 - 1 715 690 руб.
92 коп.
Отсутствие действий по погашению задолженности, неисполнение претензии от 11.03.2019 послужили основанием для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании основного долга и пени.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.01.2021 по делу N 3а-7/2021 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 128 057 825 руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 86:10:0101046:43 кадастровая стоимость земельного участка в размере 128 057 825 руб. установлена с 22.08.2015.
В связи с изменением кадастровой стоимости судом первой инстанции произведен перерасчет основного долга и пени, требования удовлетворены частично.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату) (статья 614 ГК РФ).
Правоотношения по заключению и исполнению договоров аренды земельных участков регулируются также положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Согласно положениям статей 424 ГК РФ, 39.7, 65 ЗК РФ и пунктам 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является регулируемой ценой и ее размер определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы и не вправе применять другой размер арендной платы. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, установлен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.12.2011 N 457-п "Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов" (далее - Постановление N 457-п).
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 457-п размер арендной платы рассчитывается по формуле А = (КС x С / 100) x Кп x Кст, где:
А - годовой размер арендной платы за земельный участок, руб.;
КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;
С - ставка арендной платы, определяемая в соответствии с разделом IV Порядка;
Кп - коэффициент переходного периода;
Кст - коэффициент строительства.
Решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.01.2021 по делу N 3а-7/2021 кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 128 057 825 руб. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка 86:10:0101046:43 кадастровая стоимость земельного участка в размере 128 057 825 руб. установлена с 22.08.2015.
В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
К таким исключениям относится установление кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (абзац 5 статьи 24.20). В таком случае для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется со дня начала применения кадастровой стоимости.
В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
Оценив доводы истца, суды пришли к выводу, что ранее действовавшая редакция статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ, предусматривала, что в случае установления кадастровой стоимости судом с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Однако в связи с внесением Федеральным законом от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) в данный абзац изменений, вступивших в силу 11.08.2020, положения о применении новой кадастровой стоимости с года, в котором подано заявление, изменены: кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется со дня начала ее применения.
Поскольку решением суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.01.2021 по делу N 3а-7/2021 кадастровая стоимость уменьшилась с 264 375 449 руб. 90 коп. (определена в договоре) до 128 057 825 руб., суды пришли к верному выводу о необходимости применения измененной кадастровой стоимости с начала ее применения - с 22.08.2015.
Отклоняя доводы подателя жалобы о необходимости применения измененной кадастровой стоимости в соответствии с ранее действовавшим порядком, суд кассационной инстанции отмечает следующее.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики N 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021 (далее - Обзор N 2 (2021)), разъяснил, что порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства в Российской Федерации, Федеральным законом N 135-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 269-ФЗ.
Далее Верховным Судом Российской Федерации разъяснены положения о применении каждого из указанных законов, из которых следует, что правовое значение имеют, в том числе дата и период проведения государственной кадастровой оценки.
В отношении государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 01 января 2017 года, указано, что оспаривание ее результатов осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ (ответ на вопрос N 2).
Согласно решению от 18.01.2021 суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 3а-7/2021 предметом пересмотра являлась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101046:43 в размере 264 375 449 руб. по состоянию на 01.09.2014.
В данном судебном акте указано, что Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 07.08.2015 N 249-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки спорного земельного участка в размере 264 375 449,9 руб. по состоянию на 01.09.2014; указанные сведения внесены в ЕГРН 22.08.2015.
Поскольку в настоящем случае предметом пересмотра являлись результаты государственной кадастровой оценки, проведенной до 01.01.2017 (а именно 07.08.2015), оспаривание осуществлялось по правилам Федерального закона N 135-ФЗ. При этом на дату принятия решения суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - 18.01.2021, уже действовала новая редакция статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ.
Как указывалось выше, Федеральным законом N 269-ФЗ в статью 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ были внесены изменения (начало действия изменений 11.08.2020), согласно которым кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие, в том числе установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Прежняя редакция указанной статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ о применении новой кадастровой стоимости с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, утратила силу.
Согласно ответу на вопрос N 3 в Обзоре N 2 (2021) рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Поскольку в рассматриваемом случае государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена по состоянию на 01.09.2014, а ее пересмотр осуществлен судом общей юрисдикции по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, судами верно определен период применения измененной кадастровой стоимости с момента начала ее применения.
Доводы подателя жалобы о необходимости применения переходных положений Федерального закона N 269-ФЗ судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае оспаривание государственной кадастровой оценки уже осуществлено на основании положений Федерального закона N 135-ФЗ, ввиду чего правила статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ рассматриваемые отношения не регулируют.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали подлежащими удовлетворению требования администрации о взыскании задолженности по арендной плате лишь в размере, рассчитанном на основании измененной кадастровой стоимости.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22 сентября 2021 года Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 20 декабря 2021 года Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8302/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ответу на вопрос N 3 в Обзоре N 2 (2021) рыночная стоимость объектов недвижимости устанавливается на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ.
Поскольку в рассматриваемом случае государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена по состоянию на 01.09.2014, а ее пересмотр осуществлен судом общей юрисдикции по правилам Федерального закона N 135-ФЗ, судами верно определен период применения измененной кадастровой стоимости с момента начала ее применения.
Доводы подателя жалобы о необходимости применения переходных положений Федерального закона N 269-ФЗ судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае оспаривание государственной кадастровой оценки уже осуществлено на основании положений Федерального закона N 135-ФЗ, ввиду чего правила статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ рассматриваемые отношения не регулируют."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 апреля 2022 г. N Ф04-1035/22 по делу N А75-8302/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1035/2022
20.12.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13286/2021
22.09.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8302/19
16.06.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8302/19
17.12.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13440/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8302/19