г. Тюмень |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А46-14562/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу государственного предприятия Омской области "Крутинское дорожное ремонтно-строительное управление" на решение от 27.09.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 24.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Лотов А.Н.) по делу N А46-14562/2021 по заявлению прокурора Крутинского района Омской области (646130, Омская область, рабочий поселок Крутинка, улица Ленина, дом 15) к государственному предприятию Омской области "Крутинское дорожное ремонтно-строительное управление" (646130, Омская область, Крутинский район, рабочий поселок Крутинка, улица Маяковского, дом 19, ИНН 5518006755, ОГРН 1025501683910) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Бацман Н.В.) в заседании участвовала представитель прокурора Крутинского района Омской области Устюгова А.Ю. на основании служебного удостоверения.
Суд установил:
прокурор Крутинского района Омской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении государственного предприятия Омской области "Крутинское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - ГП "Крутинское ДРСУ", предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 27.09.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, ГП "Крутинское ДРСУ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ГП "Крутинское ДРСУ" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии предприятия состава вменяемого административного правонарушения, поскольку дефекты покрытия автомобильной дороги не были устранены по причине отсутствия финансирования.
В отзыве на кассационную жалобу прокурор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 14.07.2021 прокуратурой Крутинского района Омской области было проведено обследование эксплуатационного состояния автомобильной дороги "Крутинка-Новокарасук", в ходе которого установлено, что на км 4, км 5, км 8, км 9, км 12 имеются дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин, просадки с сеткой трещин, размеры которых превышают предельно допустимые и влияют на безопасный проезд участников дорожного движения; на км 4, км 5, км 6, км 8, км 10, км 11, км 12 имеются дефекты обочины, образованные в результате движения транспортных средств; имеются занижения обочины относительно уровня асфальтобетонного покрытия проезжей части более 4 см и несанкционированные съезды с автодороги; участки автодороги с дефектами обочины не обозначены временными техническими средствами организации дорожного движения; участки с переходным типом покрытия при устройстве которого использовался щебень фракции 20-40 не обозначены в обоих направлениях дорожными знаками 1.18. "Выброс гравия", а также дорожными знаками 1.16 "Неровная дорога"; над водопропускными трубами, расположенными на км 5, км 12 автодороги, отсутствуют дорожные сигнальные столбики.
По результатам обследования эксплуатационного состояния автодороги "Крутинка-Новокарасук", проведенного 22.07.2021, прокуратурой установлены факты непринятия мер в установленные сроки по устранению выявленных недостатков, а именно:
км 1, км 2, км 3, км 4, км 5, км 6, км 8, км 10, км 11, км 12 автодороги имеются дефекты обочины, образованные в результате движения транспортных средств, а также занижения обочины относительно уровня кромки асфальтобетонного покрытия проезжей части более 4 см; на км 11 имеется дефект асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде просадки с сеткой трещин, размеры которой превышают предельно допустимые и влияют на безопасный проезд участников дорожного движения; участки автодороги с дефектами обочины не были обозначены временными техническими средствами организации дорожного движения; участки с переходным типом покрытия, при устройстве которого использовался щебень фракции 20-40, не обозначены в обоих направлениях дорожными знаками 1.18. "Выброс гравия", а также дорожными знаками 1.16 "Неровная дорога"; над водопропускными трубами, расположенными на км 5, км 12 автодороги "Крутинка-Новокарасук", отсутствуют дорожные сигнальные столбики; на км 2, км 4, км 6, км 7, км 10, км 11, км 12 автомобильной дороги имеются несанкционированные съезды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором постановления о возбуждении в отношении предприятия дела об административном правонарушении и обращения в арбитражный суд с заявлением о его привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Установив наличие в действиях ГП "Крутинское ДРСУ" состава вменяемого правонарушения, соблюдение прокурором процессуальных требований КоАП РФ, суд первой инстанции привлек предприятие к административной ответственности и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса.
Ответственность за совершение вышеперечисленных действий, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавших угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
К задачам названного закона отнесены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1).
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (статья 3 Закона N 196-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ, части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, обязаны обеспечить соответствие состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям определены в техническом регламенте Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011), утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - ТР ТС 014/2011).
Согласно подпункту "а" пункту 13.2 статьи 3 ТР ТС 014/2011 на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 N 1122-ст (далее - ГОСТ 33220-2015), определено, что покрытие проезжей части дорог не должно иметь дефектов в виде отдельных выбоин или проломов глубиной 5 см и более, площадью не менее 0,09 м2.
ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), установлен более строгие требования к содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, равной или более 0,06 м2.
Максимальный срок устранения указанных дефектов не более 12 суток.
В соответствии с подпунктами "г", "д" пункту 13.2 статьи 3 ТР ТС 014/2011 возвышение обочины и разделительной полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра не допускается. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.
Обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в подпункте "а" пункта 13.2 названной статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения.
Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ 33220-2015 не допускается занижение обочины с переходным типом покрытия и разделительной полосы в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра более чем на 5 см.
ГОСТ Р 50597-2017 в пункте 5.3.1 указывает на недопустимость занижение обочины и разделительной полосы более чем на 4 см.
Срок устранения данного дефекта - не более 7 суток.
При этом пунктом 6.1 ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания, утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.08.2015 N 1120-ст, установлено, что наличие съездов с автомобильной дороги в неустановленных местах не допускается.
Подпунктом "г" пункта 13.5 статьи 3 ТР ТС 014/2011 установлено, что минимальная видимость дорожных сигнальных столбиков и тумб должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения.
Поврежденные дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы после обнаружения повреждения дорожно-эксплуатационной службой и документального оформления должны быть заменены в сроки, установленные в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Пунктом 6.5.2 ГОСТ 33220-2015 определено, что поврежденные или отсутствующие сигнальные столбики должны быть восстановлены или заменены на новые в течение 10 суток с момента обнаружения. Восстановление вертикальной дорожной разметки производят в течение 14 суток с момента обнаружения.
Согласно пункту 6.6.2 ГОСТ Р 50597-2017 утраченные сигнальные столбики восстанавливаются в сроки не более 2 суток.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприятие, являясь лицом, ответственным за содержание спорного участка автомобильной дороги, не обеспечило ее содержание в соответствии с требованиями технических регламентов и ГОСТов и своевременное устранение выявленных недостатков (работы по устранению дефектов, выявленных в июле 2021 года, были проведены только в сентябре 2021 года).
Таким образом, поскольку в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований технических регламентов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также наличия обстоятельств, объективно препятствующих этому, вывод арбитражных судов о наличии в его действиях состава вменяемого правонарушения является правильным.
При этом доводы подателя кассационной жалобы о недостаточности финансирования отклоняются судом округа, поскольку данное обстоятельство не освобождает предприятие от исполнения вышеприведенных требований технических регламентов и ГОСТов и не свидетельствует о принятии предприятием всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, регламентирующих порядок содержания автомобильных дорог, и не подтверждено имеющимися в материалах дела доказательствами.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
С учетом изложенного суд округа считает правомерным привлечение ГП "Крутинское ДРСУ" к административной ответственности.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.09.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-14562/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "г" пункта 13.5 статьи 3 ТР ТС 014/2011 установлено, что минимальная видимость дорожных сигнальных столбиков и тумб должна обеспечивать водителям транспортных средств возможность безопасного движения с разрешенной правилами дорожного движения скоростью. Дорожные сигнальные столбики и дорожные тумбы не должны иметь повреждений, влияющих на их визуальное восприятие и безопасность дорожного движения.
...
Пунктом 6.5.2 ГОСТ 33220-2015 определено, что поврежденные или отсутствующие сигнальные столбики должны быть восстановлены или заменены на новые в течение 10 суток с момента обнаружения. Восстановление вертикальной дорожной разметки производят в течение 14 суток с момента обнаружения.
Согласно пункту 6.6.2 ГОСТ Р 50597-2017 утраченные сигнальные столбики восстанавливаются в сроки не более 2 суток.
...
Административное наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф04-1304/22 по делу N А46-14562/2021