г. Тюмень |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А45-19134/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" на постановление от 11.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судья Бородулина И.И., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А45-19134/2021 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" (630005, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 88, офис 401, ИНН 5406722503, ОГРН 1125476138193) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630008, город Новосибирск, улица Кирова, дом 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) об оспаривании пункта 1 решения и пункта 1 предписания от 15.04.2021 N 054/06/69-747/2021.
Иные лица, участвующие в деле: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной клинический онкологический диспансер" (630108, город Новосибирск, улица Плахотного, дом 2, ИНН 5404121169, ОГРН 1025401496009), региональное отделение Общероссийской общественной организации военных инвалидов "ВоИн" в Алтайском крае (656056, Алтайский край, город Барнаул, улица Ползунова, дом 34А, офис 210, ИНН 2225204303, ОГРН 1192225027158).
В заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
от государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление контрактной системы" - Скугарева Е.С. по доверенности от 22.12.2021;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Травкин С.С. по доверенности от 04.04.2022.
Суд установил:
государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы" (далее - ГКУ НСО "УКСис", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными пункта 1 решения и пункта 1 предписания от 15.04.2021 N 054/06/69-747/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирский областной клинический онкологический диспансер" (далее - диспансер) и региональное отделение Общероссийской общественной организации военных инвалидов "ВоИн" в Алтайском крае (далее - РО ОООВИ "ВоИн" в АК).
Решением от 06.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) заявленные требования удовлетворены частично, предписание от 15.04.2021 в оспариваемой части признано недействительным, в удовлетворении требования о признании недействительным решения отказано.
Постановлением от 11.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции в части удовлетворения требования учреждения отменено, в указанной части принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, учреждение просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции не учтено, что на момент рассмотрения вторых частей заявок комиссия учреждения не обладала информацией о судимости участника закупки и не имела объективной возможности получить соответствующую информацию по причине ее конфиденциальности.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, на основании заявки диспансера учреждение разработало и разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов медицинского назначения и аукционную документацию (извещение N 0851200000621000995).
По результатам подведения итогов электронного аукциона от 29.03.2021 победителем было признано общество с ограниченной ответственностью "Константа" (далее - ООО "Константа").
Не согласившись с результатами подведение итогов аукциона, РО ОООВИ "ВоИн" в АК обратилось в управление с жалобой.
В ходе рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом было установлено, что согласно приговору, вынесенному Октябрьским районным судом города Барнаула Алтайского края, Филимонов Максим Вячеславович - генеральный директор ООО "Константа" осужден по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде 4-х лет лишения свободы условно. Приговор обжалован не был, 02.03.2020 вступил в законную силу.
По результатам рассмотрения жалобы управлением было принято решение от 15.04.2021 N 054/06/69-747/2021, которым жалоба признана обоснованной (пункт 1).
На основании данного решения, антимонопольный орган выдал ГКУ НСО "УКСис" предписание от 15.04.2021, согласно которому учреждению необходимо прекратить нарушение части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а именно прекратить неправомерно признавать заявки участников соответствующими требованиям аукционной документации (пункт 1), диспансеру отменить все действия, произведенные в рамках процедуры заключения контракта (пункт 2); учреждению отменить решение, зафиксированное в протоколе подведения итогов аукциона в электронной форме N 0851200000621000995 и повторно рассмотреть вторые части заявок с учетом принятого решения (пункты 3, 4).
Не согласившись с выводами управления, изложенными в пунктах 1 решения и предписания, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования о признании пункта 1 решения недействительным, суд первой инстанции указал на соответствие изложенных в нем выводов требованиям действующего законодательства; признавая недействительным пункт 1 предписания, суд первой инстанции, учитывая отсутствие вины в действиях комиссии ГКУ НСО "УКСис", пришел к выводу о его несоответствии требованиям действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции в части признания недействительным предписания и отказывая в удовлетворении требования в данной части, суд апелляционной инстанции указал на наличие у антимонопольного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Согласно части 1 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 названного Закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу пункта 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 названного Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 названной статьи, не допускается (часть 7 статьи 69 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) названного Закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).
Положения статьи 31 Закона N 44-ФЗ регламентируют единые требования к участникам закупки.
В пункте 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено требование об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Согласно пункту 14 аукционной документации участник аукциона обязан представить декларацию о его соответствии требованиям аукционной документации, в том числе об отсутствии у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменении в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Константа", признанное по результатам проведения аукциона победителем, продекларировало свое соответствие указанным требованиям; в отношении руководителя ООО "Константа" имеется вступивший в законную силу приговор, вынесенный Октябрьским районным судом города Барнаула Алтайского края, согласно которому данное лицо было осуждено по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (преступление в сфере экономики).
Таким образом, учитывая факт представления ООО "Константа" недостоверной информации относительно его соответствия требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (который не оспаривается участвующими в деле лицами), судами сделан обоснованный вывод о том, что указанное юридическое лицо не должно было быть допущено к участию в спорном аукционе.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что в рассматриваемом случае фактически была нарушена процедура закупки (не по вине уполномоченного учреждения и заказчика) и неправомерно допущенное лицо было признано победителем аукциона, сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемых актов антимонопольного органа требованиям действующего законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в данном случае резолютивная часть решения не содержит выводов о нарушении ГКУ НСО "УКСис" положений Закона N 44-ФЗ и необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении его должностных лиц, а выданное на его основе предписание служит актом реагирования контрольного органа на выявленные нарушения процедуры закупки и самостоятельно не устанавливает наличие в деянии ГКУ НСО "УКСис" нарушений требований Закона N 44-ФЗ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции в части признания предписания управления незаконным и отказал учреждению в удовлетворении данного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 11.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19134/2021 Арбитражного суда Новосибирской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ООО "Константа", признанное по результатам проведения аукциона победителем, продекларировало свое соответствие указанным требованиям; в отношении руководителя ООО "Константа" имеется вступивший в законную силу приговор, вынесенный Октябрьским районным судом города Барнаула Алтайского края, согласно которому данное лицо было осуждено по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (преступление в сфере экономики).
Таким образом, учитывая факт представления ООО "Константа" недостоверной информации относительно его соответствия требованиям пункта 7 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (который не оспаривается участвующими в деле лицами), судами сделан обоснованный вывод о том, что указанное юридическое лицо не должно было быть допущено к участию в спорном аукционе.
Суд апелляционной инстанции, учитывая, что в рассматриваемом случае фактически была нарушена процедура закупки (не по вине уполномоченного учреждения и заказчика) и неправомерно допущенное лицо было признано победителем аукциона, сделал обоснованный вывод о соответствии оспариваемых актов антимонопольного органа требованиям действующего законодательства.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что в данном случае резолютивная часть решения не содержит выводов о нарушении ГКУ НСО "УКСис" положений Закона N 44-ФЗ и необходимости рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении его должностных лиц, а выданное на его основе предписание служит актом реагирования контрольного органа на выявленные нарушения процедуры закупки и самостоятельно не устанавливает наличие в деянии ГКУ НСО "УКСис" нарушений требований Закона N 44-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф04-1201/22 по делу N А45-19134/2021