г. Тюмень |
|
25 апреля 2022 г. |
Дело N А45-17884/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств (аудиозаписи) веб-конференции информационной системы "Мой арбитр" помощником судьи Серковой Л.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" на решение от 22.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 28.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-17884/2021 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" (633004, Новосибирская область, город Бердск, улица Промышленная, дом 1, ИНН 5445118581, ОГРН 1045404732933) к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011, город Новосибирск, проспект Красный, дом 18, ИНН 5406308363, ОГРН 1055406102223) о признании недействительным предписания от 25.05.2021 N 08-03-017/2003-1.
Иное лицо, участвующее в деле, - Подоляко Евгений Александрович (Новосибирская область, город Бердск).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции в судебном заседании приняла участие представитель муниципального унитарного предприятия "Комбинат бытовых услуг" Дмитриева Е.В. по доверенности от 20.12.2021.
Суд установил:
муниципальное унитарное предприятие "Комбинат бытовых услуг" (далее - МУП "Комбинат бытовых услуг", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (далее - инспекция) от 25.05.2021 N 08-03-017/2003-1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Подоляко Евгений Александрович (далее - Подоляко Е.А.).
Решением от 22.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 28.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и признать незаконным оспариваемое предписание инспекции.
По мнению подателя кассационной жалобы, в рассматриваемом случае не подлежали применению положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 (далее - Правила N 354); предприятие имеет право начислять плату за водоотведение, поскольку жилой дом подключен к централизованной системе водоснабжения; договор с собственником был заключен на основании части 5 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу ссылается на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выступлении в судебном заседании представителя предприятия, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Бердска от 23.06.017 N 1717 "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в городе Бердске" предприятие наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с зоной деятельности в границах муниципального образования города Бердска.
В связи с поступившими из прокуратуры города Бердска Новосибирской области материалами по обращению собственника жилого дома N 7 по переулку Хрустальному в городе Бердске Новосибирской области (далее - жилой дом), инспекцией в период с 17.05.2021 по 25.05.2021 на основании приказа от 30.04.2021 N 08-01-017/2003 в отношении предприятия проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено нарушение пунктов 2, 42 Правил N 354, выразившееся в начислении и включении в платежные документы с октября 2019 года по апрель 2021 года платы за коммунальную услугу по водоотведению в отношении жилого дома, не подключенного к централизованной системе водоотведения.
По результатам указанной проверки составлен акт от 25.05.2021 N 08-02-017/2003 и выдано предписание от 25.05.2021 N 08-01-017/2003, согласно которому обществу надлежало в срок до 30.06.2021 устранить выявленное нарушение начисления размера платы за коммунальную услугу по водоотведению.
Не согласившись с данным предписанием, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства и отсутствии нарушения прав и законных интересов предприятия.
Суд округа, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Исходя из положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 8, 10, 11 Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 N 208-п, пункта 10 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 05.06.2014 N 224-п, инспекция является органом регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, к полномочиям которого отнесены проведение проверок соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований жилищного законодательства, в том числе по вопросу предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и выдача обязательных для исполнения предписаний.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено инспекцией в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора в пределах предоставленных ей полномочий.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (часть 1 статьи 14 Закона о водоотведении).
Из материалов дела следует, что между предприятием и собственником жилого дома Подоляко Е.А. заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 20.10.2019 N 415-ХВ-ЧЖД-19, по условиям которого предприятие обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - оплачивать холодную воду и соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод (пункт 1 договора). Непосредственной границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов водоотведения предприятия и абонента нет (пункт 2 договора).
Как следует из пункта 1 Правил N 354, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, включают в себя отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, в том числе по порядку заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, по порядку определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за отведение сточных вод (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155, статьи 157 Жилищного кодекса, пункты 63, 67 Правил N 354).
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома исходя из наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем (абзац 19 пункта 2, подпункт "б" пункта 3 Правил N 354).
Под коммунальной услугой водоотведения в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил N 354 понимается отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам. При этом централизованные сети инженерно-технического обеспечения в силу абзаца 18 пункта 2 названных Правил представляют собой совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что в соответствии с заключенным договором предприятие поставляло абоненту холодную воду по централизованной системе водоснабжения; спорный жилой дом не подключен к централизованной системе водоотведения, образуемые в жилом доме сточные воды собираются в емкость, используемую для накопления жидких бытовых отходов для дальнейшего вывоза ассенизаторскими машинами; вместе с тем предприятие с октября 2019 года по апрель 2021 года начисляло собственнику жилого дома плату за коммунальную услугу по водоотведению, которая не могла быть оказана ввиду отсутствия технологического присоединения жилого дома к централизованной сети водоотведения.
Суды верно указали, что оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов не свидетельствует о предоставлении услуг по водоотведению в смысле, придаваемом положениями Закона о водоснабжении и водоотведении и Правилами N 354. При этом судами установлено и не оспаривается подателем жалобы, что МУП "Комбинат бытовых услуг" также не оказывало абоненту услугу по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, образующихся в жилом доме.
Доводы подателя жалобы о том, что судами не учтены положения части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении подлежат отклонению, поскольку исходя из установленных судами фактических обстоятельств (отсутствие подключения жилого дома к централизованной сети водоотведения) предприятие не вправе было начислять собственнику жилого дома плату за коммунальную услугу по водоотведению в соответствии с утвержденным департаментом по тарифам Новосибирской области тарифом на водоотведение.
Поскольку предприятие фактически не оказывало услугу по водоотведению и, как следствие, не имело оснований для начисления платы собственнику жилого дома за предоставление соответствующей коммунальной услуги, суды пришли к правильному выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным предписания инспекции от 25.05.2021 N 08-01-017/2003.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 28.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17884/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды верно указали, что оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов не свидетельствует о предоставлении услуг по водоотведению в смысле, придаваемом положениями Закона о водоснабжении и водоотведении и Правилами N 354. При этом судами установлено и не оспаривается подателем жалобы, что МУП "Комбинат бытовых услуг" также не оказывало абоненту услугу по откачке и вывозу жидких бытовых отходов, образующихся в жилом доме.
Доводы подателя жалобы о том, что судами не учтены положения части 5 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении подлежат отклонению, поскольку исходя из установленных судами фактических обстоятельств (отсутствие подключения жилого дома к централизованной сети водоотведения) предприятие не вправе было начислять собственнику жилого дома плату за коммунальную услугу по водоотведению в соответствии с утвержденным департаментом по тарифам Новосибирской области тарифом на водоотведение."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 апреля 2022 г. N Ф04-481/22 по делу N А45-17884/2021